Государственный бюджет и его роль в развитии экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета
1.2 Функция государственного бюджета
Глава 2. Структура государственного бюджета и характеристика уровней бюджета страны
2.1 Структура государственного бюджета
2.2 Характеристика отдельных уровней бюджетной системы: роль и значение в экономике страны
Глава 3. Государственный бюджет 2011-2014 г
3.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2011 году
3.2 Прогноз социально-экономического развития в 2013 - 2014 гг
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет и его роль в развитии экономике РФ.docx

— 73.36 Кб (Скачать файл)

В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. Основными задачами в области  налоговой политики в 2011 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для  вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2011 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики.

Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:

- совершенствования налогового  законодательства, повышения стабильности  и прозрачности налоговой системы,  расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;

- продолжения снижения  налогового бремени, в первую  очередь, на

законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач создание эффективной налоговой  системы, сохранение сложившегося к  настоящему моменту налогового бремени  в 2011 году, а также создание налоговых  механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего  развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи в 2011 году предусмотрены  следующие ключевые изменения налоговой  политики:

Основную долю доходов  федерального бюджета в 2012 году будут  составлять доходы от уплаты НДС - 35,4 % (28,9 % в 2009 году), таможенных пошлин - 38 % (35,1 %), НДПИ -14,3 % (14,2 %), налога на прибыль  организаций - 2,9 % (2,5 %), акцизов - 2,4 % (1,5 %).

Ряд доходов федерального бюджета (от уплаты налога на прибыль  организаций, НДС, акцизов) требуют  дополнительного обоснования и (или) уточнения. Представляется необходимым  в состав показателей прогноза включать те показатели, которые действительно  будут использоваться при осуществлении  расчетов доходов федерального бюджета.

Неналоговые доходы в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличиваются  на 18,2% за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, доходов от внешнеэкономической  деятельности. Выполнение налогоплательщиками  условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной  задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2012 году поступления  в федеральный бюджет в сумме 7.9 млрд. рублей. Условно утверждаемые расходы федерального бюджета (не распределяемые в 2010 году) предусматриваются на 2011 год в сумме 234,7 млрд. рублей, или 2,5 % ВВП, на 2012 год - 484,1 млрд. рублей, или 5 % ВВП.

Реализация социальной реформы.

Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена на обеспечение  финансовыми ресурсами базовых  услуг, прежде всего, образования и  здравоохранения; сокращение социального  неравенства на основе перераспределения  социальных расходов государства в  пользу наиболее уязвимых групп населения.

Ключевым элементом социальной реформы в 2012 году является повышение  роста денежных доходов населения  и уменьшения их дифференциации на основе увеличения оплаты труда, улучшения пенсионного обеспечения в ходе осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения.

Формирование федеральных  целевых программ.

Успешная реализация федеральных  целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

В то же время, выделяемые государственные  капитальные вложения позволяют  финансировать лишь часть предусмотренных  в программах инвестиционных проектов, что обеспечивает возможность реализации только отдельных фрагментов федеральных  целевых программ, перенося на долгосрочную перспективу их полную реализацию.

Основными функциями федерального бюджета являются:

- перераспределение национального  дохода и ВВП;

- государственное регулирование  и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение  социальной политики;

- контроль образования  и использованием централизованного

фонда денежных средств.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы  доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с  оборота и платежей из прибыли.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы  претерпели коренные изменения.

Так же важную роль в развитии экономики РФ играют бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень  бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи.

Важное значение имеют  бюджеты субъектов в осуществлении  общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении  государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или  в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий  бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных  налогов и платежей субъектов  РФ.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный  доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо  нуждающегося в поддержке», предоставляется  тем регионам, у которых объем  бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых  соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных  частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу  производится на основании установленной  доли каждого региона в общем  объеме средств соответствующей  части этого дохода.

Преимущества этого способа  регулирования заключаются в  том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные  доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории. Благодаря  этому выделение средств субъектам  федерации осуществляется на объективной  основе - общей для всех регионов формуле расчета выделения средств  из общего фонда финансовой поддержки.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный  бюджет) как форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. На местные  органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства.

Финансирование мероприятий  по социальному обслуживанию населения  в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Также в последние годы широко практикуется передача различных  ведомственных объектов, таких как  жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному  увеличению бюджетных расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов  федерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы.

Следует отметить, что важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое  назначение.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Источниками  доходов внебюджетных фондов являются:

- прибыль от коммерческой  деятельности, осуществляемой фондом;

- средства бюджета;

- займы, полученные фондом  у Центрального Банка или коммерческих  банков.

Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации являются:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации;

- Фонд социального страхования  Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;

- Государственный фонд  занятости населения Российской  Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Как самостоятельное  финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях  государственного управления пенсионным обеспечением.

Средства Пенсионного  фонда формируются по Положению  о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов  работодателей, страховых взносов  работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает  в результате капитализации временно свободных средств.

При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

Средства Пенсионного  фонда используются на выплаты государственных  пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации  пенсионерам, пособий для детей  в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также  на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

Фонд социального страхования  РФ (ФСС РФ) - второй по значению внебюджетный социальный фонд. Он действует в  соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о  ФСС утверждено Постановлением Правительства  РФ от 12 февраля 1994 года. Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных  государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования  образуется за счет:

- страховых взносов граждан  и юридических лиц;

- доходов от инвестирования  части временно свободных средств;

- добровольных взносов  граждан и юридических лиц;

- ассигнований из федерального  бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот лицам, пострадавшим от  радиации, а также на другие  цели.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС.

29 июля 1998 года был утвержден  Устав Федерального фонда обязательного  медицинского страхования. Но впервые о его создании было сказано 28 июня1991года, когда был принят Закон «О медицинском страховании граждан в РФ», а 24 февраля 1993 года для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.», были созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Уставом, ФОМС реализует государственную  политику в области обязательного  медицинского страхования граждан  как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово-кредитным  учреждением и также юридическим  лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в  учреждениях ЦБ РФ и других кредитных  организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Основные задачи ФОМС: финансовое обеспечение установленных законодательством  РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного  медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи; аккумулирование  финансовых средств Федерального фонда  для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского образования.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в развитии экономике РФ