Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:24, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
Введение
Глава 1. Сущность государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета
1.2 Функция государственного бюджета
Глава 2. Структура государственного бюджета и характеристика уровней бюджета страны
2.1 Структура государственного бюджета
2.2 Характеристика отдельных уровней бюджетной системы: роль и значение в экономике страны
Глава 3. Государственный бюджет 2011-2014 г
3.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2011 году
3.2 Прогноз социально-экономического развития в 2013 - 2014 гг
Заключение
Список используемой литературы
Средства фондов находятся
в государственной
В структуру ФОМС входит
центральный аппарат, 91 территориальных
фондов ОМС с 832 филиалами, из которых
378 выполняли функции
Контроль за своевременным
и правильным поступлением страховых
взносов в эти фонды
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения
- это отношения между органами
государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления,
связанные с формированием и
исполнением соответствующих
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- распределения и закрепления
расходов бюджетов по
- разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней
минимальной бюджетной
- равенства всех бюджетов
РФ во взаимоотношениях с
Исходя из этих принципов,
можно сказать, что в основе межбюджетных
отношений в России лежит бюджетный
федерализм. В строго научном смысле
теории бюджетного федерализма, равно
как и канонического
- сосуществование нескольких
уровней бюджетно-налоговой
- законодательное или
договорное распределение
- наличие устойчивых
- использование надежных
и общепризнанных субъектами
Федерации способов учета их
особенностей для
- закрепление за каждым
уровнем бюджетной системы
- установление в классификации
расходов федерального и
Российская модель бюджетного
федерализма формально
Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления. Основными параметрами при этом должны стать:
- доля приоритетных расходов
(здравоохранение, образование,
- доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;
- наличие административного контроля цен;
- наличие и интенсивность
ограничений доступа на
- предельные бюджетные
заимствования и объем
Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.
Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д.
Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».
Логическим развитием
вышесказанного может стать требование
обязательного подтверждения
Вывод: На каждом из уровней бюджета решаются ряд проблем. Это и перераспределение состава и структуры средств между уровнями, так и изменение отношений внутри каждого из уровней в отдельности. Следует отметить что в целом государство идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно видно. Значит политика в плане бюджета идет полным ходом, и причем в правильном направление. Но это только начало реформ, много задач и проблем предстоит еще решить, что и попытаемся сделать в третьей главе.
Глава 3 Государственный
3.1 Основные тенденции
социально-экономического
В 2011 году продолжается посткризисное восстановление российской экономики. К середине 2011 года по большинству экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, потребительские расходы, оборот розничной торговли, товарный экспорт и импорт, уже превышен максимальный предкризисный уровень середины 2008 года. ВВП преодолел уже около восьмидесяти процентов от кризисного падения. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, продолжается и рост заработной платы. Вместе с тем до настоящего времени не достигнут докризисный уровень инвестиционной активности.
Падение инвестиционного спроса сказалось на замедлении темпов роста ВВП - с 4,5% в IV квартале 2010 г. до 4,1% в I квартале 2011 г. и до 3,4% во II квартале 2011 года.
В I полугодии текущего года, по предварительной оценке Росстата, прирост ВВП к соответствующему периоду прошлого года составил 3,7%, за восемь месяцев 2011 г., по оценке Минэкономразвития России, 4 процента. Основным фактором, обеспечившим этот рост, стало накопление запасов в I полугодии. Отмечается высокая динамика обрабатывающих производств и строительства, транспорта и в торговли.
Во II полугодии 2011 г. ожидается снижение темпов накопления запасов и повышение положительного вклада роста капитальных вложений в показатели объема ВВП, что подтверждается динамикой инвестиций крупных и средних организаций, ускорившейся во II квартале 2011 г. до 12% в годовом выражении. В целом во II полугодии 2011 г. ожидается ускорение прироста ВВП до 4,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, а по итогам текущего года прирост ВВП оценивается на уровне 4,1 процента.
Продолжается рост промышленного производства. В январе - августе 2011 г. уровень соответствующего периода прошлого года превышен на 5,4%, а в целом за 2011 год прирост промышленного производства составит 4,8 процента. Основной вклад в рост промышленного производства вносят обрабатывающие производства, выпуск продукции которых за восемь месяцев 2011 г. увеличился на 7,6 процента. Наибольший прирост отмечен в машиностроительном и химическом комплексах. Во II полугодии 2011 г. на фоне замедления темпов роста экспорта ожидается снижение прироста промышленного производства до 4,3 процента.
Прирост инвестиций в основной
капитал за январь - август 2011 г. составил
4,1% по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года, а во II полугодии
ожидается его ускорение до 9,3
процента. В целом за год капиталовложения
могут увеличиться на 6 процентов.
По мере увеличения инвестиционного
спроса ожидается и постепенное
наращивание объемов
Динамично улучшается ситуация на российском рынке труда. Растет численность занятых в экономике, сокращается число безработных. Наиболее быстро восстанавливается занятость в торговле и обрабатывающих производствах. Уровень общей безработицы в августе 2011 г. снизился до 6,1% (6,8% в августе 2010 года). В целом за 2011 год уровень общей безработицы оценивается на уровне 6,8 процента.
Несмотря на повышение размера страховых взносов во внебюджетные фонды за восемь месяцев 2011 г. по отношению к соответствующему периоду 2010 года выросла на 2,3% реальная заработная плата.
По итогам восьми месяцев 2011 г. прирост оборота розничной торговли составил 5,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в целом за 2011 год ожидается увеличение оборота розничной торговли на 5,3 процента.
В январе - августе 2011 г. нефть марки "Urals" стоила на мировом рынке в среднем 109,2 доллара США за баррель, что на 44,3% выше среднего уровня сопоставимого периода 2010 года. Значительно выросли цены на цветные металлы (алюминий на 19,7%, медь на 32,2%, никель на 18,5%) и сталь (на 21,3 процента).
В условиях благоприятной конъюнктуры мировых товарных рынков продолжился рост основных показателей внешней торговли. Внешнеторговый оборот, по оценке Минэкономразвития России, в январе - августе 2011 г. увеличился по сравнению с январем - августом 2010 г. на 34,4 %, экспорт товаров на 32,5%, импорт товаров на 37,8 процента. Сальдо торгового баланса увеличилось до 130,4 млрд. долларов США, что на 24,9% выше уровня, достигнутого по итогам первых восьми месяцев 2010 года.
Ожидается, что в целом за год экспорт товаров составит 527,5 млрд. долларов США, что на 31,7% больше, чем в прошлом году, а импорт товаров - 340 млрд. долларов США (36,7 процента). Положительное сальдо внешней торговли составит 187,5 млрд. долларов США, что превысит максимальное значение данного показателя для российской экономики, достигнутое в 2008 году.
Таблица Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
2010 год
2011 год
I полугодие
II полугодие
год
I полугодие
II полугодие1)
год1)
ВВП
104,3
103,7
104,0
103,7
104,4
104,1
Индекс потребительских цен, на конец периода, к декабрю предыдущего года
104,4
104,3
108,8
105,0
101,4-101,9
106,5-107,0
Индекс промышленного производства2)
110,2
106,4
108,2
105,3
104,3
104,8
Обрабатывающие производства3)
114,3
109,7
111,8
108,0
105,4
106,7
Индекс производства продукции сельского хозяйства
102,8
73,4
88,1
100,7
126,7
113,7
Инвестиции в основной капитал
101,3
110,7
106,0
102,7
109,3
106,0
Объемы работ по виду деятельности "Строительство"
93,7
105,1
99,4
101,2
110,8
106,0
Ввод в действие жилых домов
99,4
95,8
97,6
96,3
94,8
95,4
Реальные располагаемые денежные доходы населения
105,3
103,1
104,2
98,8
104,2
101,5
Реальная заработная плата
104,6
105,8
105,2
102,1
105,1
103,6
Оборот розничной торговли
104,6
108
106,3
105,4
105,2
105,3
Объем платных услуг населению
100,8
102,2
101,5
103,4
102,9
103,1
Экспорт товаров, млрд. долларов США
189,9
210,5
400,4
249,8
277,7
527,5
Импорт товаров, млрд. долларов США
103,9
144,8
248,7
147,3
192,7
340,0
Средняя цена за нефть марки "Urals", долларов США за баррель
75,9
80,4
78,2
108,1
107,8
108,0
1 - Оценка Минэкономразвития России.
2 - Агрегированный индекс
производства по видам
3 - С учетом поправки на неформальную деятельность.
В результате снижения цен на продовольственные товары в августе 2011 г. индекс потребительских цен составил 99,8 процента. За период с начала года данный показатель не превысил 104,7%, снизившись в годовом выражении до 8,2% против 9,6% в январе 2011 года. Такая динамика позволяет уменьшить оценку верхней границы инфляции в конце года до 7 процентов.
Информация о работе Государственный бюджет и его роль в развитии экономике РФ