Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;

Файлы: 1 файл

курсовая Гос бюджет и его роль.docx

— 490.38 Кб (Скачать файл)

- носят  перераспределительный характер;

- опосредуют  безвозмездное движение стоимости  в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

- регламентированы  бюджетным и налоговым законодательством [4, с.15].

Государство является обязательным участником бюджетных отношений, охватывающих все сферы экономики и общественной деятельности, уровни хозяйствования и регионального управления.

По своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития. По организационной форме бюджет – это основной финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Бюджет формируется как финансовая база государства, через него перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости [11, с.84].

Как финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и другие. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики.

1.2 Доходы и расходы государственного  бюджета                                                                                  

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть – на какие цели направляются аккумулируемые государством средства [12, с.101].

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и другими факторами.

Для обеспечения сопоставления показателей бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация доходов и расходов. 
Бюджетная классификация Республики Беларусь включает:

1. классификацию  доходов;

2. классификацию расходов, в том числе функциональную, ведомственную, экономическую и программную классификацию расходов;

3. классификацию  источников внутреннего финансирования дефицита;

4. классификацию  источников внешнего финансирования дефицита;

5. классификацию  видов внутреннего государственного  долга Республики Беларусь и  долгов органов местного управления и самоуправления;

6. классификацию  видов внешнего государственного  долга Республики Беларусь [18, с.5].

Доходы бюджета включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные. 
Не смотря на различия в структуре бюджетов различных государств правительство любой страны в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной, соответствие которых называется “балансом дохода”.

На практике в процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходами размера доходов, так называемый «бюджетный дефицит», либо наоборот превышение доходами расходов («профицит»).

Дефицит (от лат. «Deficit» – недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2) недостаток, нехватка чего-либо [10, с.51].

Как финансовая категория дефицит бюджета выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.  
Уровень бюджетного дефицита является одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры. По формуле (1.1) дефицит бюджета равен сумме совокупных государственных расходов за вычетом налоговых поступлений в бюджет:

D=( G + N + F ) – T (1.1)

где  D – бюджетный дефицит,

G – сумма закупок товаров и услуг,

N – выплата процентов по государственному долгу,

F – общий объем социальных выплат,

Т – налоги.

Бюджетный дефицит является проявлением кризиса государственных финансов. Однако следует учитывать, что в отличие от других внутренне присущих экономической системе отрицательных категорий (кризис, инфляция, безработица) дефицит бюджета может заключать в себе и некоторые позитивные импульсы, утрата которых подрывала бы способность системы к разрешению периодически обостряющихся в ходе ее развития противоречий [5, с. 243].

Международной практикой определен оптимальный размер бюджетного дефицита, который не должен превышать 2-3 % ВНП или 5 % от национального дохода, или 8-10 % от расходной части бюджета.

К возникновению и росту бюджетного дефицита приводят:

• частые и продолжительные спады производства;

• чрезмерные социальные расходы: на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, – безотносительно к динамике экономической эффективности;

• усиление влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов;

• расширение "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста;

• бюрократизация государственного управления, вызывающей рост непроизводительных управленческих расходов;

• увеличение затрат на обслуживание государственного долга, что формирует некий порочный круг: старый долг через рост расходов порождает новые долги государства;

• неудовлетворительная организация процесса налогообложения и негативное отношение к ней налогоплательщиков;

• милитаризация экономики: увеличение расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий) [3, с.128].

Говоря о сущности дефицита важно уяснить, что речь идет не об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения вновь созданной стоимости через бюджетную систему страны.

Таким образом, планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих является важным направлением государственной экономики. Достижение такого состояния государственных финансов, при котором бы доходы равнялись расходам, является основной задачей всех государств. При этом необходимо учитывать, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ.

 

2 Государственный бюджет в формировании финансовых ресурсов государства

2.1 Анализ  доходной и расходной части  бюджета

Предельные размеры доходной и расходной частей бюджета, дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Составленный Министерством финансов законопроект, представляется в парламент.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.

По предварительным итогам 2013 года доходы консолидированного бюджета составили 189,2 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2012 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 1,3%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 29,7% (в 2012 году- 29,8%) (Рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Динамика доходов консолидированного бюджета за январь-декабрь 2008-2013 гг.

Примечание – Источник: [20, с.2]

 

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) была сформирована за счет налоговых поступлений. За 2013 год в бюджет поступило 164,9 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2012 годом поступления увеличились в реальном выражении на 1%.

Неналоговые доходы за 2013 год сложились в сумме 24,0 трлн. руб. и по сравнению с 2012 годом увеличились на 3,8% в реальном выражении (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Структура доходов консолидированного бюджета за январь-декабрь 2012-2013 гг.

Примечание – Источник: [20, с.2]

 

Формирование налоговых доходов в 2013 году на 92,9% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (34,1%), подоходного налога (16,4%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (14,1%), налога на прибыль (13,1%), акцизов (10,6%), налогов на собственность (4,6%) (Рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-декабрь 2012-2013 гг.

Примечание – Источник: [20, с.2]

 

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2012 годом вызвано, главным образом, уменьшением в 2013 году доли налогов от внешнеэкономической деятельности (на 4,3 п.п.) в результате снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, доли налога на прибыль (на 1,1 п.п.) за счет снижения темпов роста прибыли в экономике, а также ростом удельного веса подоходного налога (на 2,4 п.п.) за счет роста заработной платы и акцизов (на 2,5 п.п.) за счет увеличения их ставок.

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе-декабре 2013 года составили:

- по налогу  на добавленную стоимость 56,2 трлн.руб. (увеличение к 2012 году в реальном выражении на 4,6%);

- по подоходному  налогу 27,0 трлн. руб. (увеличение на 18,1%);

- по налоговым  доходам от внешнеэкономической  деятельности 23,3 трлн. руб. (снижение на 22,6%);

- по налогу  на прибыль 21,5 трлн. руб. (снижение на 6,9%);

- по акцизам 17,5 трлн. руб. (увеличение на 32,3%);

- по налогам  на собственность 7,6 трлн. руб. (увеличение на 23,7%) (Рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 – Нологовые доходы консолидированного бюджета за январь-декабрь 2012-2013 гг.

Примечание – Источник: [20, с.3]

 

В структуре консолидированного бюджета 56,0% составляли доходы республиканского бюджета и 44,0% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основных доходным источникам осуществлялось следующим образом (Рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 – Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь-декабрь 2013 г. (без учета безвозмездных поступлений)

Примечание – Источник: [20, с.3]

 

По установленным нормативам между республиканскими и местными бюджетами распределялся налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежат Республике Беларусь. Полностью зачислить в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.

Расходы консолидированного бюджета, по предварительным данным, в 2013 году профинансированы в сумме 187,8 трлн.руб., что на 2,3% выше уровня 2012 года в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 0,2 п.п. составив 29,5% ВВП (Рисунок 2.6).

 

Рисунок 2.6 – Параметры консолидированного бюджета в 2011-2013 гг., % ВВП

Примечание – Источник: [20, с.4]

 

Бюджетная политика в области расходов в 2013 году была направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездефицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства (Рисунок 2.7).

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства