Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;

Файлы: 1 файл

курсовая Гос бюджет и его роль.docx

— 490.38 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2.7 – Исполнение консолидированного бюджета в 2012-2013 гг., трлн. руб.

Примечание – Источник: [20, с.4]

 

Значительную часть расходов консолидированного бюджета (45,6 трлн.руб.) в разрезе функциональной классификации занимали общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную инвестиционную программу, которые составили 61,5% общегосударственных расходов. В 2013 году расходы на реализацию государственной инвестиционной программы увеличились относительно 2012 года на 30,5% в реальном выражении. Около 14,1% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с 2012 годом такие расходы сократились на 25,3% в реальном выражении (Рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 – Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2012-2013 гг., % к итогу

Примечание – Источник: [20, с.4]

 

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 78,6 трлн.руб. (41,9% от общих расходов бюджета), в том числе на образование – 32,2 трлн.руб., здравоохранение – 25,3 трлн.руб.

Расходы бюджета на национальную экономику составили 31,2 трлн.руб., или 16,6% всех бюджетных расходов. Более 53% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начислений на зарплату работников бюджетного сектора – 55,9 трлн.руб. По сравнению с 2012 годом такие расходы увеличились на 6,7% в реальном выражении, составив 29,8% от общего объема бюджетных расходов и 38,2% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 44,3 трлн.руб. бюджетных средств, или 23,6% всех расходов. По сравнению с 2012 годом капитальные расходы увеличились на 9,5% в реальном выражении (Рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 – Экономическая классификация расходов консолидированного бюджета, % к итогу

Примечание – Источник: [20, с.5]

 

Консолидированный бюджет в 2013 году исполнен с профицитом в размере 1,5 трлн.руб., или 0,2% ВВП (в 2012 году – 0,5% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.

Доходы государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в 2013 году составили 77,8 трлн. руб., расходы – 78,3 трлн. руб.

Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в 2013 году исполнен с профицитом в размере 1 трлн. руб. (0,15% ВВП). Доходы бюджета составили 266,9 трлн. руб. (41,91% ВВП), расходы – 265,9 трлн. руб. (41,76% ВВП) (Рисунок 2.10) [20, с. 2-5].

Рисунок 2.10 – Бюджет сектора государственного управления в 2012-2013 гг.

Примечание – Источник: [20, с.5]

2.2 Динамика  государственного бюджета и бюджетный  дефицит

С огромным размером дефицита государственного бюджета Беларусь столкнулась еще в начале 90-х годов. Он был связан не столько с приобретением суверенитета государства, сколько явился выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился.

В экономической литературе того времени бюджетный дефицит рассматривается как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому планирование бюджета осуществлялось с профицитом. 
После распада СССР Беларуси досталась разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов и бюджетный дефицит, растущий из года в год. В 1991 году сальдо бюджета уже суверенной республики, согласно официальной отчетности Министерства анализа и статистики, было положительным, и размер бюджетного профицита этого года составил 1,7% ВВП. В основном это объясняется тем, что государственный бюджет на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало. Дефицит бюджета проявился уже в 1992 году в размере 1,9 % ВВП, и с тех пор некоторое время являлся хроническим для республики [6, с. 7-8].

За годы независимости Беларусь провела структурную перестройку бюджетной системы. С 1998 г. республика перешла на новую бюджетную классификацию. Не смотря на ежегодно планируемые размеры бюджета и бюджетного дефицита, в связи с возникающими изменениями в течение финансового года, а также с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики с 2009 года, наблюдается превышение размеров реальных доходов и расходов над планируемыми. Тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за прошедшие годы имели неравномерный характер, что характеризуется данными, приведенными в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

Год

2009

2010

2011

2012

2013

Доходы, млрд.руб.

46740,8

48754,2

85608,4

157956,0

189232,2

Расходы, млрд.руб.

49200,8

52979,8

79428,2

155169,2

187751,4

Дефицит/профицит, млрд.руб.

-2459,9

-4225,6

6180,2

2786,8

1480,8


Примечание – Источник: [20, с.10]; [21, с.10].

 

На основании таблицы 2.1 можно видеть, что, в 2009 году, не смотря на рост доходов и расходов по сравнению с плановыми показателями, бюджет был исполнен с дефицитом значительно ниже запланированного (на 1841,7 млрд. рублей). В 2010 году реальный дефицит превысил планируемый на 1525,6 млрд. рублей, но в результате не превысил установленного показателя в 2-3 % от ВВП. В 2011-2013 годах, не смотря на значительный рост по сравнению с планом, государственных доходов и расходов, вместо планируемого дефицита бюджет Республики был исполнен с профицитом.

В январе-июне 2014 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом 0,3 трлн. рублей (Рисунок 2.11) или 0,1% ВВП (Рисунок 2.12) по сравнению с профицитом 2,04 % ВВП за аналогичный период 2013 года, что в определенной мере было обусловлено сдерживанием бюджетных расходов [19, с.6].

Рисунок 2.11 – Исполнение консолидированного бюджета в I полугодии 2012-2014 гг., трлн. руб.

Примечание – Источник: [19, с.5]

 

 

Рисунок 2.12 – Параметры консолидированного бюджета в I полугодии 2012-2014 гг., % к ВВП

Примечание – Источник: [19, с.5]

 

Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом, как и любого другого государства, актуальны для Республики Беларусь. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что характерным для государственного бюджета Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей. 
3 Роль государственного бюджета в использовании финансовых ресурсов

3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита

Рассмотрев и проанализировав составляющие государственного бюджета, на первый взгляд может показаться, что основной способ минимизации бюджетного дефицита – увеличение доходов государства и сокращение расходов. Но в реальности перед государством стоит задача не столько необоснованно повысить доходы путем увеличения налоговой нагрузки и устранения части расходов, сколько поддержать баланс доходной и расходной части путем создания благоприятной налоговой политики и своевременного выполнения не терпящих отлагательств государственных программ.

Характерным для государственного бюджета Беларуси и его составляющих является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете. В этой области одной из основных проблем является эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Актуальной является и проблема финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников [2, с.55].

Из анализа динамики и структуры доходной части бюджета видно, что выделяются две ее составляющие: налоговая и неналоговая. Отличие неналоговой составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере. Изучение показателей показывает, что налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

Деление бюджета на несколько частей искажает информацию об использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же назначения могут финансироваться как непосредственно за счет средств бюджета, так и из фондов. Значительная часть налоговых платежей формирует доходную базу местных бюджетов: около половины всех налоговых поступлений зачисляется в доходы местных бюджетов.

Таким образом, одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. Только за период 2006-2013 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включены в состав государственной пошлины [19, с.7].

В качестве наиболее кардинальных шагов можно отметить уменьшение ставок налогов, установление единой ставки подоходного налога в размере 12 % с 2009 года, ежегодное увеличение стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие [17, с.101].

По-прежнему проблема высокого уровня налогообложения в РБ, занимающего лидирующее положение на территории постсоветского пространства, остается острой. В условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики это создает существенные проблемы в обеспечении конкурентоспособности белорусских товаров на традиционных рынках России и стран СНГ [9, с.44]. Поэтому требуются коренные реформы в области налогообложения и бюджетной политики.

Возможными мерами могут быть:

а) отмена так называемых «оборотных налогов»;

б) серьезная научно обоснованная реформа в области налогообложения фонда оплаты труда.

Реформирование подоходного налога, предусматривающее увеличение доходов граждан, даст возможность снизить бюджетную нагрузку и вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики. Оно должно начинаться с определения налогооблагаемой базы и величины ставок налогового изъятия с учетом реальных затрат на воспроизводство рабочей силы, соответствующих процессам выравнивания жизненного уровня населения и повышения его благосостояния [7, с. 40].

Финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников: инфляционных и неинфляционных. Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита. 
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса. 
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. 
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства