Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 17:02, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория финансов
на тему: Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов государства
Студентка
ФФБД, 4-й курс
Руководитель
Минск 2014
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 39 с., 1 табл., 12 рис., 23 источника, 2 прил.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, НАЛОГИ, НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
Объект исследования – государственный бюджет.
Предмет исследования – состояние доходов и расходов государственного бюджета и их роль в формировании и использовании централизованных финансовых ресурсов страны.
Цель работы: раскрыть сущность бюджета и определить его роль в макроэкономическом регулировании экономики.
Методы исследования: табличный метод, метод сравнительного анализа.
Исследования и разработки: выявлена сущность государственного бюджета и порядок его формирования и использования, определены допустимые размеры бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации. Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика. Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита. Проведен анализ основных показателей бюджетного дефицита Республики Беларусь:
1. выявлены
перспективные направления
2. сделаны
выводы о том, что в настоящее
время бюджетная система
Область возможного практического применения: оценка бюджетов различных уровней по выбранным критериям и способам.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, и методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ABSTRACT
Coursework: p. 39, tables 1, fig. 12, source 23, adj. 2
STATE BUDGET, REVENUE BUDGET, EXPENDITURE BUDGET, FINANCIAL RESOURCES, TAXES, NON-TAX INCOME, DISTRIBUTIVE FUNCTIONS, CONTROL FUNCTIONS, THE BUDGET UNIT, THE BUDGET SYSTEM, BUDGET PROCESS, BUDGET RULES
Object of study - state budget.
The subject of the study - revenues and expenses of the state budget and their role in the formation and use of centralized financial resources..
Objective: reveal the essence of the budget and to determine its role in macroeconomic regulation of the economy.
Methods: tabular method, the comparative analysis.
Research and development: reveals the essence of the state budget and the procedure for the formation and use, specifies the permissible size of the budget deficit and to find ways to minimize it. Studied and described in detail the concept of the state budget, its structure, revenue and expenditure components, characterized by the budget deficit, the dynamics. The features of the budget, the balance of its parts, the availability of the budget deficit and public debt of the Republic of Belarus, suggests ways to regulate and minimize the deficit. The analysis of the main indicators of the budget deficit of the Republic of Belarus:
1 identified promising areas of budget management and its indicators, one of which is to improve the planning of the annual budget, its correction during the year, as close to reality;
2 conclusions about what is currently the country's fiscal system is not perfect, which in turn gives impetus for further development and improvement.
Realm of the possible practical applications: assessment budgets of different levels for the selected criteria and methods.
Author of confirms that the information they cash-analytical material correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological and methodical aspects and concepts accompanied by references to their authors.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Состояние государственных финансов – это один из самых важных экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Исторически возникновение бюджета обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности посредством государства.
Одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений происходило развитие бюджета. Деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов [1, с.312].
Существование бюджетных отношений обусловлено наличием государства. В свою очередь бюджетные отношения – часть экономической структуры общества, объективно предопределенная закономерностями общественного развития.
В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует политика бюджетного дефицита. Для покрытия дефицита бюджета государство получает различные финансовые заимствования, образующие государственный долг. Наличие государственного долга является нормальной практикой. Но существуют и границы, превышение которых становится опасным для государства.
Бюджет,
его формирование и статьи расходов являются
важным разделом в экономической науке,
который требует большого внимания со
стороны не только экономистов и политиков,
но и рядовых граждан.
Эффективность управления средствами
бюджета обеспечивается рыночными механизмами.
Она выражается социально-экономическим
результатом перераспределения национального
дохода в данных социально-политических
и финансово-экономических условиях, а
также может быть измерена отношением
показателей ее социально-экономического
результата к затратам на ее осуществление.
Бюджетная политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы. Тема эффективности управления бюджетными средствами была и остается актуальной во все времена существования государства. Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет, предметом исследования – закономерности формирования и использования бюджета.
При написании курсовой работы использовались метод анализа, сравнения, дедукции, группировка.
Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить
особенности функционирования
- рассмотреть
особенности формирования
- рассмотреть
сущность государственного
Для проведения исследования использовались данные за 2009 - 2013 гг., а также за январь-июнь 2014 г.
Государственный бюджет, сбалансированность доходов и расходов, минимизация бюджетного дефицита и поддержание оптимально допустимого размера государственного долга широко обсуждаются в современной экономической литературе и периодической печати. Формирование доходной и использование доходной части бюджета, порядок определения дефицита регулируются нормативно-правовыми актами Республики. Поэтому при написании данной работы была использована следующая литература: Базылев Н. И. «Макроэкономика», Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь», нормативно-правовые акты: Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 года № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год», Отчет Министерства финансов РБ «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» и другие. В том числе использовалась информация периодических изданий и материал, опубликованный в Internet.
1 Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Главное звено финансовой системы любого государства – его бюджет – самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы [14, с.353].
Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.
Государственный бюджет является составной частью финансов и отражает их качественные признаки. Поскольку финансы представляют собой денежные распределительные отношения, то и бюджет – это совокупность денежных отношений, но более узкая.
Складывающиеся
у государства с предприятиями, организациями,
учреждениями и населением денежные отношения
по поводу формирования и использования
бюджетного фонда это и есть сфера бюджетных
отношений.
Выступая формой существования объективных
финансовых отношений и выполняя особую
роль в удовлетворении общегосударственных
потребностей, бюджет может рассматриваться
как самостоятельная категория. Для того,
чтобы раскрыть природу бюджета, необходимо
определить место и специфику бюджетных
отношений в системе финансовых отношений.
К особенностям
бюджетных отношений как части финансовых
принято относить их денежный характер,
так как бюджетные отношения опосредуют
движение части финансовых ресурсов, связанных
с формированием и использованием централизованного
фонда денежных средств государства.
Финансы выступают как особая форма производственных
отношений и изначально формируются в
момент расщепления денежной и эквивалентной
им материально-вещественной формы движения
совокупного общественного продукта на
первой стадии воспроизводственного процесса.
В это же время начинается относительно
самостоятельное движение части совокупного
общественного продукта – чистого дохода
в его денежной форме, в результате чего
формируются финансовые отношения, сопровождающие
дальнейшее движение чистого дохода, его
распределение, формирование денежных
фондов [22, с.12].
Такой порядок определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципе самофинансирования, для обеспечения расширенного воспроизводства, а также бесперебойных расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется заранее.
В итоге зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения будет направлена в централизованный фонд государства, а именно – бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей. При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта.
В настоящее время платежи в бюджет субъектов хозяйствования являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на величину той его части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов [8, с.90].
Это означает, что бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов. Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.
Распределение чистого дохода – процесс многостадийный. Прежде всего, из чистого дохода выделяется та его часть, которая в соответствии с законодательством в первоочередном порядке направляется на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.
Бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом, на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения имеют следующие особенности:
- обусловлены функционированием государства;
- связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;