Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение формирование доходов и расходов государственного бюджета в смешанной экономике. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:
-дать понятие государственного бюджета;
-изучить принципы формирования государственного бюджета в смешанной экономике;
- рассмотреть уровни формирования бюджетной системы России;
- выявить источники доходной и расходной части страны;
-проследить причины возникновения дефицита и способы его финансирования;
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ ДИНАМИКА.
§2.1 Доходы государственного бюджета и их источники
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
Доходы бюджета могут носить: налоговый и неналоговый характер. Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.
Существует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке».Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.
Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются налоги на доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
В соответствии с рекомендациями МВФ
средства зачисляются в доходы бюджета по
моменту их фактического поступления
(по кассовому методу). В России порядок
зачисления определен ст. 40 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, согласно
которой "денежные средства считаются
зачисленными в доход соответствующего
бюджета, бюджета государственного внебюджетного
фонда с момента совершения Банком России
или кредитной организацией операции
по зачислению (учету) денежных средств
на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет
государственного бюджетного фонда".
Средства органов государственного управления,
образующиеся за счет доходных операций,
состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов . Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде :
1. Текущие доходы:
1.1. Налоговые поступления
§ подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;
§ отчисления в государственные социальные фонды;
§ налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
§ налоги на собственность;
§ внутренние налоги на товары и услуги;
§ налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
§ прочие налоги, сборы и пошлины;
1.2. Неналоговые поступления
¨ доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
¨ административные сборы и платежи, доходы от продаж;
¨ поступления по штрафам и санкциям;
¨ прочие неналоговые поступления.
2. Доходы от операций с капиталом
· продажа основного капитала;
· доходы от реализации государственных запасов;
· доходы от продажи земли и НМА;
· поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
3. Полученные официальные трансферты
- от нерезидентов;
- от других органов
Проводя анализ исполнения федерального бюджета можно сказать следующее. Наблюдается рост доходов бюджета в 2006-2008 г.г. Хотя экономический кризис конца 2008 года дал отрицательную тенденцию. Так доходы федерального бюджета в 2009 году снизились к уровню 2008 года на 1938.1 млрд.руб., что повлекло за собой и снижение ВВП на 3.6%. Ситуация 2010 году начала выравниваться, хотя и не достигла уровня 2008 г., в котором наблюдался максимальный рост доходов федерального бюджета. Исходя из прогнозов роста ВВП доходы федерального бюджета будут оставаться на уровне 2010 года. 3 [Приложение А]
Доходная часть бюджета образуется за
счет следующих основных видов поступлений:
подоходного налога, налога на корпорации,
взносов на социальное страхование, акцизов,
налогов на предметы потребления.
Среди этих
поступлений ведущее место занимает индивидуальный
подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений
в бюджет). При этом личные доходы граждан
облагаются независимо от источников
получения (заработная плата, жалованье,
предпринимательская прибыль, процент,
дивиденд, рента, гонорары и т. п.), которые
уменьшаются на сумму законодательно
разрешенных скидок и вычетов. Подоходный
налог подсчитывается по прогрессивной
шкале ставок. Начиная с установленной
суммы, освобожденной от налогообложения,
прирост дохода делится на части, из которых
каждая последующая облагается по более
высокой ставке. Количество таких ступеней
колеблется от 2 (США и Великобритания)
до 14 (Франция) При этом размер минимальной
налоговой ставки составляет от 10 до 25%,
максимальной - от 28 до 70%.
Налоги
на прибыли компаний составляют важную
часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинстве
западных стран в последние годы эта доля
доходов имеет тенденцию к уменьшению.
Налог на прибыль взимается с облагаемой
прибыли предприятий, которая равняется
валовой выручке от реализации за вычетом
производственных и коммерческих издержек
(включая заработную плату, проценты по
банковскому кредиту, затраты на рекламу).
Вычитаются также расходы, в соответствии
с действующим законодательством полностью
или частично освобождаемые от налогообложения:
затраты на НИОКР, взносы в благотворительные
фонды, налоги местным органам власти
и т. д. Максимальная ставка налога на прибыль
колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран
установлены пониженные ставки для мелких
предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.
Прямые налоги на личные доходы граждан
и на прибыль компаний обладают высоким
коэффициентом эластичности, то есть зависимости
между поступлениями от них в бюджет и
колебаниями величины валового национального
продукта. Этим обусловлена их роль как
рычага централизованного воздействия
на экономику.
В последние
годы возрастает значение взносов на социальное
страхование. Их выплачивают лица, нанятые
на работу (в процентах к валовому заработку)
и предприятия (в процентах к общему фонду
заработной платы). Поступления от компаний
обычно превышают взносы трудящихся. Вместе
с тем затраты фирм на эти цели включаются
в производственные издержки, вследствие
чего через механизм цен они перекладываются
на покупателей.
Существенную фискальную роль играют косвенные налога, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. Среди них в США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг); уровень налога колеблется от 2 до 10%. В западноевропейских странах и Японии от 14 до 19% составляет налог на добавленную стоимость (разница между валовой выручкой и суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков).
К косвенным налогам относятся также
акцизы. Ими облагаются главным образом
алкогольные напитки, табачные изделия
и бензин. Особой разновидностью косвенных
налогов являются таможенные пошлины,
доля поступлений от которых в большинстве
стран незначительна.
Отличительная
особенность косвенных налогов - регрессивность,
повышение их уровня в общей сумме дохода
по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих
слоев населения эти налоги составляют
более существенную долю дохода, чем у
состоятельных граждан.
В современных условиях
продолжает действовать ряд традиционных
налогов: а) с наследства и дарений и б)
поимущественный, который взимается с
оценочной стоимости земли, зданий, сооружений,
индивидуальных домовладений. Такие специфические
налоги не дают существенного фискального
вклада.
§2.2 Расходы государственного бюджета.
Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Государство выполняет определенные функции, а расходы государственного бюджета связаны с этими функциями.
Основные функции государства:
1.Внутренние функции
- Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме.
- Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп.
- Социальная функция.
- Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.
- Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства.
Внешние функции:
- Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена.
-Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют.
- Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты.
- Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.
- Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.).
- Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).
Вот и получается, что для нормального функционирования государства нудны средства, которые входят в расходы государственного бюджета.
Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (культурное, научное и информационное сотрудничество, взносы в международные организации);
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
поддержка атомной энергетики;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга РФ;
пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
проведение выборов и референдумов;
федеральная инвестиционная программа;
финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
официальный статистический учет.
В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на: