Государственный бюджет и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение формирование доходов и расходов государственного бюджета в смешанной экономике. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:
-дать понятие государственного бюджета;
-изучить принципы формирования государственного бюджета в смешанной экономике;
- рассмотреть уровни формирования бюджетной системы России;
- выявить источники доходной и расходной части страны;
-проследить причины возникновения дефицита и способы его финансирования;

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 1.28 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сейчас Российская Федерация находится в процессе становления рыночной экономики.

Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно распределять доходы и расходы бюджета. Регулировать экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово - бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

В настоящее время необходимо больше уделять внимание формированию доходов и рассходов бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели страны необходимо постоянно развивать и совершенствовать нашу бюджетную систему .

Целью данной работы является изучение формирование доходов и расходов государственного бюджета в смешанной экономике. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:

-дать понятие государственного бюджета;

-изучить принципы формирования  государственного бюджета в смешанной  экономике;

- рассмотреть уровни формирования бюджетной системы России;

- выявить источники доходной и расходной  части страны;

-проследить причины возникновения дефицита и  способы его финансирования;

Поставленная цель и задачи определи структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, заключения, двух глав и шести параграфов. В первой главе раскрывается понятие государственного бюджета, а так же были рассмотрены принципы его формирования, уровни формирования бюджетной системы. Во второй главе были изучены источники доходной части государственного бюджета, а так же расходы бюджета РФ за (написать за сколько лет) лет.

При написании  курсовой работы были использованы учебные пособия и учебники, статьи в периодических  журнала, электронные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ПРНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

§1.1Государственный бюджет и его структура

 

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов , позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав- государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и исполнение централизованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

Как специфический финансовый  план  бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения  государством  денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Функции бюджета:

-Фискальная функция означает  создание финансовой базы функционирования  государства в условиях фактического  отсутствия у него собственных  доходов (исключая доход от государственной  собственности).

-Функция экономического регулирования - это использование государством  налогов (основного источника доходов  бюджета) для проведения своей  экономической политики.

-Социальная функция предполагает  использование государственного  бюджета для перераспределения  национального дохода.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.

Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:

Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления

Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства

Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Доходы и расходы государственного бюджета:

В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований.

Приблизительная структура бюджетных расходов и доходов для рыночной экономики:

Расходы:

-Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование)

-Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, -дотации государственным предприятиям)

-Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

-Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции)

-Платежи по государственному долгу

Доходы:

Налоги

-Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, ---государственной торговли)

-Взносы в государственные фонды

Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит от:

-относительных размеров расходуемых сумм

-структуры этих расходов

-эффективности использования каждой единицы расходуемых средств

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств.

Превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит .

Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.

Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много:

-спад общественного производства

-рост предельных издержек общественного производства

-оборот «теневого» капитала в огромных масштабах

-непроизводительные расходы

и другое.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения, ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП), государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная Их часть возвращается в виде трансфертных (лат. transferre - переносить) платежей, идущих на социальные нужды.

Общая сумма налогов за вычетом социальных выплат населению может рассматриваться как чистые налоги. 
           В среднем половина всех расходов центральных бюджетов на Западе идет на социально-экономические цели. Эти расходы подразделяются на две большие группы. Первая из них касается собственно социальных нужд (затраты на выплату пенсий, пособий, на здравоохранение, образование и подготовку кадров). Вторая группа предусматривает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, региональное развитие, природные ресурсы и охрану окружающей среды, добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт и т. п.). 
         Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.

Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

 




Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет - категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.1

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие основные задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета (основная) проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

Информация о работе Государственный бюджет и его структура