Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение формирование доходов и расходов государственного бюджета в смешанной экономике. Поставленная цель потребовала решение следующих задач:
-дать понятие государственного бюджета;
-изучить принципы формирования государственного бюджета в смешанной экономике;
- рассмотреть уровни формирования бюджетной системы России;
- выявить источники доходной и расходной части страны;
-проследить причины возникновения дефицита и способы его финансирования;
- текущие (на обеспечение текущих потребностей);
- капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.
Расходная часть бюджета несмотря на экономический кризис 2008-2009 г.г. растет. Наибольший удельный вес в расходной части занимают межбюджетные трансферты от 35.3% до 40.9% в 2011 году. Межбюджетные трансферты это расходы направленные на поддержку бюджетов других уровней, а именно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. К ВВП это составляет более 9%. Большое внимание государство оказывает национальной обороне и национальной экономики, удельный вес которых составляет около 13% всех расходов федерального бюджета. Расходы на общегосударственные вопросы составляют от 8 до 11 %, причем наблюдается тенденция снижения этого вида расходов. На уровне 11% государство производит расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.4[Приложение В]
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР. Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.
Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов.
Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.
Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства.
Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.
Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.
В составе доходов и расходов федерального бюджета выделены следующие целевые бюджетные фонды:
- Федеральный дорожный фонд РФ;
- Фонд развития таможенной системы;
- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Фонд развития федеральной пограничной службы;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
- Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
- Федеральный экологический фонд;
- Государственный фонд борьбы с преступностью.
Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер.
§2.3Бюджетный дефицит и способы его финансирования.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.
Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета:
1.Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими(действительными) доходами и расходами правительства.
2. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость.
3.Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически.
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.
Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:
Динамика бюджетного дефицита и профицита США в ХХв. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты. Меры борьбы с бюджетным дефицитом. Существует три традиционных способа покрытия дефицита: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или "сеньораж", т.е. печатание денег. Однако в настоящее время "сеньораж" не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный "сеньораж" выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета.
Однако политика ЦБ, направленная на
рост величины резервов денежных средств,
поступающих к нему из коммерческих банков,
вызывает недовольство последних, ослабляет
их финансовое положение и усиливает противоречия
внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько
подходов к решению проблем бюждетного
дефицита. Первая концепция: бюджет должен
балансиро-ваться ежегодно. Но такая политика
связывает государству руки при решении
антициклической перспективной задачи.
Например, экономика испытывает длительную
безработицу, значит, доходы населения
упали, и налоговые поступления в бюджет
сократились. Стремясь сбалансировать
бюджет, правительство может либо,во-первых,
повысить ставки налогов, либо, во-вторых,
сократить государственные расходы, либо,в-третьих,
использовать сочетание этих двух мер.
Однако следствием этих мер будет не увеличение,
а сокращение совокупного спроса. Другой
пример: в стране инфляция. Следствием
этого являются повышенные денежные доходы
и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать
бюджетные излишки, правительство должно
либо: во-первых, снизить ставки налогов,
либо, во-вторых, увеличить правительственные
расходы, либо,в-третьих, использовать
сочетание обоих подходов. Все это усилит
инфляцию.
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет
является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных
финансов является обеспечение сбалансированности
не бюджета, а экономики. Главное для правительства
- поддерживать макроэкономическую стабильность.
Для достижения этой цели можно вводить
любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные
и слабые стороны. Финансовая политика
в нашей стране ориентируется на первую
концепцию.
Политика устранение бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей). Это, несомненно, и привлечение в страну иностранного капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.
Принципы государственного регулирования направлены на единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полноту отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность бюджета.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Так же были рассмотрены доходы, расходы государственного бюджета, их динамика изменения за несколько лет и дефицит государственного бюджета.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы носят разный характер поступления, бывают разных видов, в том числе и налоговый, который в свою очередь может быть прямой и косвенный.
Бюджет Российской Федерации так же формируется из расходов. Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Для нормального функционирования государства нужны средства, которые входят в расходы государственного бюджета. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетных расходов делятся на текущие и капитальные.
Когда расходы государственного бюджета превышают доходы, то создается ситуация дефицита. Принято различать дефицит на фактической, структурный, циклический. Для финансирования дефицита бюджет использует различные источники, которые делятся на внутренние и внешние. А так же существуют традиционные методы борьбы с бюджетом.
Таким образом можно сделать вывод, что бюджет, а вместе с этим доходы и расходы является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.