Государственный бюджет, как звено финансовой системы ( на примере бюджета РФ )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – рассмотреть государственный бюджет как звено финансовой системы.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
- изучить сущность, значение и функции государственного бюджета;
- анализ государственного бюджета как звена финансовой системы;
- определение роли государственного бюджета в системе финансов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
1. Понятие, сущность и роль государственного бюджета в финансовой системе………………………………….……………………………………......6
1.1. Сущность и значение государственного бюджета……………………...7
1.2. Функции государственного бюджета…………………………………….9
1.3.Государственный бюджет основное звено финансовой системы…11 2.Анализ государственного бюджета РФ…………………………………............14
2.1. Анализ доходов бюджета РФ………………………………………..........14
2.2. Анализ расходов бюджета РФ…………………………………………….17
3. Тенденции развития состояния государственного бюджета РФ, как звена финансовой системы……………………………………………………………….24
3.1.Пути совершенствования государственного бюджета РФ………….........24
3.2. Совершенствование финансовой помощи регионам…………………….25 Заключение…………………………………………………………………............29 Список используемой литературы………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Готовая курсова ГМФ.docx

— 74.61 Кб (Скачать файл)

4. Социальная политика.

    В социальной политике  основными приоритетами являются  поддержка наименее защищенных  слоев населения (пенсионеров,  инвалидов, студентов, малообеспеченных  семей), а  также поддержка учреждений  здравоохранения, образования (школы,  ВУЗы) и культуры, решение жилищной проблемы.

    Контрольная функция  бюджета действует одновременно  с распределительной и предполагает  возможность и обязательность  государственного контроля за  поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции.

    Поступление средств  в бюджет и их использование   показывают как успех, так и  недостатки в сферах производства  и обращения. Это позволяет  вовремя предупредить появление  диспропорций. С помощью бюджета  осуществляется контроль за рациональным  использованием финансовых ресурсов. 

Методы Бюджетного регулирования  в РФ постоянно совершенствуются, позволяя лучше выравнивать бюджетную  обеспеченность регионов и муниципальных  образований, создающую доступ гражданам, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам  и соц. гарантиям. В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма, принятой в авг. 2001, для оказания финансовой помощи регионам теперь будут использоваться 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов .

      Функции государственного  бюджета осуществляются на основе  использования бюджетного механизма,  который является реальным воплощением  бюджетной политики и отражает  конкретную нацеленность бюджетных  отношений на решение экономических  и социальных задач.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют  больше из своих доходов. Структура  доходов непостоянна и зависит  от конкретных экономических условий  развития страны, рыночной конъюнктуры  и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

- прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;

- государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%;

- эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

 

1.3 Государственный  бюджет основное звено финансовой  системы 

 

    Государственный  бюджет  является основным звеном страны, утверждаемым Федеральным собранием  как закон и занимает центральное  место в финансовой системе.  Через государственный бюджет  государство концентрирует у  себя значительную долю национального  дохода для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных  мероприятий, укрепления обороны  страны и содержания органов  государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит  перераспределение национального  дохода, что создает возможность  маневрировать денежными средствами  и целенаправленно влиять на  темпы и уровень развития общественного  производства. Это позволяет осуществлять  единую экономическую и финансовую  политику на всей территории  страны.

    Бюджет  тесно связан  с другими звеньями финансовой  системы, выступает координирующим  центром и оказывает им необходимую  помощь в форме бюджетных дотаций,  субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая  функционирование остальных звеньев  финансовой системы.

              Важная  роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

    Государственный бюджет  неотделим от государства, поскольку  трудно представить себе государство,  которое, выполняя определенные  функции, не располагало при  этом необходимым количеством денежных средств .

    Таким образом, будучи  экономической формой распределительных  отношений и являясь частью  финансов, государственный бюджет  характеризуется теми же чертами,  которые присущи финансам в  целом. Однако есть особенности,  отличающие его других сфер  и звеньев финансовых отношений.  К их числу относятся следующие:

1) государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных государственно - территориальных образований;

2) пропорции бюджетного перераспределения в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе развития;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидного и многоуровнего перераспределения средств как бюджет.

4) сфера действия распределительной функции государственного бюджета определяется тем, что в отношениях с бюджетом вступают почти все участники общественного производства;

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы  любого государства и играет важную экономическую и политическую роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ  государственного бюджета РФ

 

2.1. Анализ доходов бюджета РФ

 

Доходы государственного бюджета  ― это денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной  власти.

 В доходы государственного  бюджета зачисляются:

- собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

- собственные неналоговые доходы (доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти; доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности; таможенные пошлины и сборы и др.);

- остаток средств на конец предыдущего года;

- доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования).

 Налоги ― главный источник  формирования доходов государственного  бюджета.

 Проведем сравнительный анализ  доходной части федерального  бюджета. Рассмотрим таблицу 1.

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Доходы федерального бюджета

Доходы фед.бюджета

2009год

2010год

Абс.прирост(АП),млрд.руб

Темп роста

(Тр),%

Темп прир. (Тпр),%

Уд.

вес

(УВ),%

∑,

млрд.руб.

∑, млрд.руб.

Нефтегаз. д-ды

2351,91

2348,32

-3,59

99,84

0,15

29,03

Не нефтегаз. д-ды,

5113,54

5741,35

627,81

112,27

12,27

-

Налог на прибыль

583,76

636,28

52,52

109,00

8,99

7,87

Нал.на соц.нужды

496,36

562,8

66,44

113,38

13,38

6,96

Налоги на т-ры, реализ-ые на террит. РФ

1914,47

2206,46

291,99

115,25

15,25

27,28

Налоги на имп.т-ры

1029,76

1182,54

152,78

114,83

14,83

14,62

Налоги, сборы и платежи за пользование прир.ресурсами

39,50

37,31

-2,19

94,45

-5,54

0,46

 

 

 

 

 

Гос.пошл.

34,49

36,56

2,07

106,00

6,00

0,45

Окончание таблицы 1

Неналог. доходы

297,00

301,73

4,73

101,60

1,60

3,73

Прочие доходы

718,20

777,67

59,47

108,28

8,28

9,61

Всего доходов

7465,45

8089,67

624,22

108,36

8,36

100


 

Анализ доходов федерального бюджета  рассчитываем по следующим формулам :

1. Абсолютный прирост  (АП)

    (1)

2. Темп роста (Тр)

Тр = 100% (2)

3.Темп прироста (Тпр) 

Тпр = 100% (3)

4. Удельный вес (УВ)

УВ = 100%                                                                                     (4)

Из расчетов, указанных в таблице 1,видно, что наименьший УВ приходится на государственные пошлины, он составляет 0,45%, при Тр = 10,6% и Тпр = 6,00%, а наибольший  УВ = 29,03% приходится на нефтегазовые доходы, при Тр = 99,84%  и Тпр = 0,15%.

Перейдем ко второй части федерального бюджета – расходы.

2.2. Анализ расходов бюджета РФ

 

Расходы государственного бюджета  ― это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач  и функций государства.

 Расходы государственного бюджета  классифицируют:

1) по экономической роли в  процессе воспроизводства ― на  затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;

2) по функциональному назначению  ― на затраты на содержание  аппарата управления, финансирование  народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий, обороны страны, правоохранительную  деятельность и др.

 Формирование расходов государственного  бюджета осуществляется в соответствии  с расходными обязательствами  РФ, обусловленными установленным  законодательством РФ разграничением  полномочий органов государственной  власти.

 В соответствии со статьей  21 Бюджетного Кодекса РФ классификация  расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными  для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации разделами  и подразделами классификации  расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Расходы федерального бюджета.

 

Расходы гос.бюджета

2009 год

2010 год

Абс.прирост(АП),

млрд.руб.

Темп роста

(Тр),%

Темп прир. (Тпр),%

Уд.

вес

(УВ),%

∑,

млрд.руб.

∑,

млрд.руб.

Общегос.вопр

899,84

963,10

63,26

107,03

7,03

11,90

Нац.оборона

556,74

596,15

39,41

105,18

6,95

7,37

Нац.безопасн. и правоохр.деят

642,61

693,51

50,90

107,92

7,92

8,57

Национальная экономика

789,62

528,55

- 261,07

66,93

- 33,06

6,53

ЖКХ

56,29

51,86

- 4,43

92,13

- 7,86

0,64

Охрана окр. среды

10,21

10,96

0,75

107,34

7,34

0,14

Образование

313,64

339,85

26,21

108,35

8,35

4,20

Культура, кинематография, СМИ

73,01

67,58

- 5,43

92,56

- 7,43

0,84

Здравоохранение и спорт

245,22

295,36

50,14

120,44

20,44

3,65

Социальная политика

342,67

396,54

53,87

115,72

15,72

4,90

Межбюджетные трансферты

2423,12

2720,90

297,78

112,28

12,28

33,63

Условно утвержд.расх.

186,30

404,50

218,20

217,12

117,12

5,00

Окончание таблицы 2

Секретные статьи

901,88

1021,00

119,12

113,20

13,20

12,62

Всего

7451,15

8089,90

638,75

108,57

8,57

100

Информация о работе Государственный бюджет, как звено финансовой системы ( на примере бюджета РФ )