Государственный бюджет, как звено финансовой системы ( на примере бюджета РФ )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – рассмотреть государственный бюджет как звено финансовой системы.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
- изучить сущность, значение и функции государственного бюджета;
- анализ государственного бюджета как звена финансовой системы;
- определение роли государственного бюджета в системе финансов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
1. Понятие, сущность и роль государственного бюджета в финансовой системе………………………………….……………………………………......6
1.1. Сущность и значение государственного бюджета……………………...7
1.2. Функции государственного бюджета…………………………………….9
1.3.Государственный бюджет основное звено финансовой системы…11 2.Анализ государственного бюджета РФ…………………………………............14
2.1. Анализ доходов бюджета РФ………………………………………..........14
2.2. Анализ расходов бюджета РФ…………………………………………….17
3. Тенденции развития состояния государственного бюджета РФ, как звена финансовой системы……………………………………………………………….24
3.1.Пути совершенствования государственного бюджета РФ………….........24
3.2. Совершенствование финансовой помощи регионам…………………….25 Заключение…………………………………………………………………............29 Список используемой литературы………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Готовая курсова ГМФ.docx

— 74.61 Кб (Скачать файл)

 

Анализ расходов федерального бюджета  проводим по формулам ( 1-4 ).

Наименьший удельный вес по расходам занимает пункт охрана окружающей среды, УВ которого равен 0,14%, при Тр = 107,34%, а Тпр = 7,34%. 

Наибольший удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты ― средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Их удельный вес составляет 33,63%, при Тр = 112,28% и Тпр = 12,28. На рисунке 1, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.

 

Рис.1 - Динамика межбюджетных трансферт.

 

Из рисунка 1 видно, что межбюджетные трансферты в 2010 году  увеличились  на 297,85 по сравнению с 2009 годом и  составили 2720,97.Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются  данными, которые можно увидить в таблице 3.

 

 Таблица 3 - Состав и структура межбюджетных трансферт.

Доходы фед.бюджета

2009год

2010год

Абс.прирост(АП),млрд.руб

Темп роста

(Тр),%

Темп прир. (Тпр),%

Уд.

вес

(УВ),%

∑,

млрд.руб.

∑, млрд.руб.

Всего:

2423,12

2720,97

297,85

112,29

12,29

100

Дотации бюджетам субъектов РФ и муницип. образований

392,67

411,07

18,4

104,68

4,68

15,11

Субсидии бюджетам субъектов РФ и  муницип. образований (межбюджетные субсидии)

300,74

234,25

- 66,49

77,89

- 22,10

8,61

Субвенции бюджетам субъектов РФ и  муницип. образований

175,97

191,01

15,04

108,54

8,54

7,02

Иные межбюдж. трансферты

37,83

43,86

6,03

115,93

15,93

1,61

Окончание таблицы 3

Межбюдж. транс.бюджетам гос. внебюдж. фондов

1515,90

1840,79

324,89

121,43

21,43

67,65


 

Основную долю в этом разделе  занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов», их УВ = 67,65%, при Тр = 121,43% и Тпр = 21,43. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.

 Что характерно следующих  4-х подразделов, то они уменьшаются.  Это говорит о том, что государство  пытается сократить участие в  финансировании субъектов РФ. Чтобы  они находили источники средств  для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных  целевых программ, тем самым, сокращая  долю участия в финансировании.

 Вторым разделом, доля которого  составляет 12,61% от общей суммы  расходов, являются общегосударственные  вопросы. В динамике мы видим,  что этот показатель в процентном  соотношении снижается. 

Национальная экономика занимает третье место в распределении  бюджетных средств. К этому разделу  относятся полномочия по регулированию  и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки  отдельных отраслей экономики в  основном отнесены к ведению Российской Федерации.

 Основное место в их структуре  занимают бюджетные ассигнования  на транспорт, воспроизводство  минерально-сырьевой базы, сельское  хозяйство и рыболовство, связь  и информатику, другие вопросы  в области национальной экономики.

 В 2010 году произошли изменения доли расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы.

 Следующим разделом, удельный  вес которого снижается в общем  объеме расходов, является образование. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

 Раздел социальная политика  имеет немаловажное значение, но  его финансирование занимает  не значительную долю в общем  объеме расходов федерального бюджета.

Здравоохранение и спорт – это  один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела  способность населения страны участвовать  во всех сферах производства. То есть с  помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов  и т.д.

Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение  поликлиник, больниц, медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального  проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» – проведение спортивных мероприятий  и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы».

Из выше изложенного в этой главе можно сделать вывод, что бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тенденции развития  состояния государственного бюджета РФ, как звена финансовой системы

 

3.1. Пути совершенствования государственного бюджета РФ

 

 Проблема нормализации системы  расчетов и платежей в экономике  страны остается нерешенной, что  приводит к значительному сокращению  финансовой базы, как Федерального  бюджета, так и бюджетов субъектов  РФ. Недостаточно осуществляется  контроль, особенно последующий,  за расходованием бюджетных средств.

 Для обеспечения экономического  роста необходимо привлечение  инвестиций и развитие внутреннего  рынка, т.е.:

1) рост ВВП и продукции промышленного производства;

2) прекращение спада сельскохозяйственного производства;

3) создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;

4) снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;

5) рост реальных располагаемых денежных доходов населения;

60 поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.

 Приоритетные задачи финансовой  политики:

1) введение в действие новых  принципов межбюджетных отношений,  усиление координации деятельности  всех фискальных органов, завершение  перехода на казначейскую систему  исполнения бюджета;

2) увеличение доходной базы  бюджетов за счет собираемости  налогов;

3) совершенствование структуры  расходов бюджетов на основе  сокращения прямых бюджетополучателей  и численности работников бюджетных  издержек, в первую очередь –  в жилищно-коммунальной сфере,  сокращение неэффективных дотаций;

4) существенное укрепление текущего  и последующего финансового контроля;

5) формирование реалистичного  бюджета;

6) проведение политики на финансовом  рынке, позволяющей преодолеть  последствия мирового финансового  кризиса и обеспечить последовательное  снижение доходности по государственным  ценным бумагам;

7) повышение эффективности валютно-финансовых  операций и дальнейшее укрепление  национальной валюты;

8) усиление страхового надзора  и регулирования рынка страховых  услуг.

 Большое внимание следует  уделить социальной политике, т.е.  реформе здравоохранения и образования  (адресная социальная помощь), концепции  реформирования российской науки,  созданию новой пенсионной системы  и вводить ее постепенно, не  ущемляя интересы пенсионеров.

 Одним из резервов ресурсов  подъема страны является эффективная  внешняя политика. Необходимо добиваться  отмены дискриминационных мер  в отношении продукции наших  фирм.

 Необходимо провести административную  реформу. Цель реформы – сделать  госаппарат компактным, эффективным  и подконтрольным обществу. Важное  направление административной реформы  – борьба с коррупцией.

 

3.2. Совершенствование финансовой помощи регионам

 

За последние годы произошли  принципиальные изменения в межбюджетных отношениях, повысились качество и  эффективность системы формирования и распределения межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета. Для  дальнейшего совершенствования  финансовой помощи регионам необходимо учитывать следующее:

1) Федеральная финансовая поддержка  бюджетов других уровней должна  формироваться как единая система,  цель которой – создание стабильных  условий функционирования и развития  региональных и муниципальных  финансов, обеспечивающих максимально эффективное использование финансовых ресурсов для предоставления государственных и муниципальных услуг.

2) В зависимости от поставленных  целей и механизмов распределения  финансовая помощь должна быть  разделена на текущую и инвестиционную, а также на «выравнивающую»  и «стимулирующую».

3) Финансовая поддержка должна  производиться таким образом,  чтобы расходуемые средства по  одному направлению создавали  синергетический эффект: не только  не нарушали общих задач и  принципов, решаемых по другим  направлениям, но и усиливали  положительный эффект за счет  комплексного характера финансовой  помощи. Для этого необходим мониторинг  системы межбюджетных трансфертов  с целью выявления оптимального  сочетания ее составляющих и  своевременного исключения, несогласованных  между собой механизмов.

4) Необходимо обеспечение стабильности  распределения финансовой помощи. Бюджетным кодексом предусмотрено  законодательное закрепление разграничения  поступлений в бюджеты разных  уровней от федеральных налогов  и сборов, а также установление  обязанности региональных властей  осуществлять трехгодичное закрепление  за местными бюджетами распределяемых  между ними налогов. В связи  с этим необходимо в течение  этого периода отказаться от  внесения изменений в налоговое  и бюджетное законодательство.

5) Должны быть определены цели  и задачи каждого элемента  системы межбюджетных трансфертов.  Установление нескольких целей  для одной формы поддержки  может привести к тому, что  ни одна из них не будет  достигнута эффективно.

6) Установление на федеральном  уровне общих принципов и требований  к формам и механизмам выравнивания  бюджетной обеспеченности муниципальных  образований.

7) Распределение финансовой помощи  должно производиться по единой  методике на основе прозрачных  формул с проверяемыми (воспроизводимыми) расчетами и с использованием  объективных критериев бюджетной  обеспеченности регионов либо  по заранее установленным условиям  и процедурам конкурсного отбора.

8) В расчетах бюджетной обеспеченности  необходима объективная и прозрачная  оценка относительных различий  в расходных потребностях в  расчете на душу населения  или потребителя бюджетных услуг  и фактически поступивших (начисленных)  налоговых доходах. Необходимы  методы сравнения налогового  потенциала различных территорий  с учетом уровня и структуры  развития региональной экономики.

9) Методики и процедуры распределения  финансовой помощи должны быть  установлены федеральными законами  и принимаемыми на их основе  нормативно-правовыми актами Правительства  РФ.

10) Переход на бюджетирование, ориентированное  на результат. Для чего необходимо  определить перечень показателей  результативности и эффективности  предоставления трансфертов, чтобы  на основе мониторинга принимать  обоснованные решения:

– оптимизации используемых инструментов межбюджетного регулирования;

 – совершенствования методологии  финансовой поддержки регионов;

 – установления объемов соответствующего  финансирования;

Информация о работе Государственный бюджет, как звено финансовой системы ( на примере бюджета РФ )