Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение …………….…………………………………….....................

6
1. Экономическая сущность государственного бюджета………….

8
2. Бюджетное устройство Республики Беларусь……………………..

16
3. Доходы и расходы государственного бюджета…………………..

18
3.1. Понятие доходов, их виды…………….………………………...

18
3.2. Понятие расходов, их классификация……………………………

21
Заключение……………………………………………………………...

26
Список используемой литературы………………….……………......

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный технический  университет»

Факультет заочного обучения

_______________________________________________ Кафедра «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине

«Теория финансов»

на тему:

 

«Государственный бюджет

Республики Беларусь,

его сущность и значение»

 

 

Выполнил: студент 4 курса

Гр. ФиК - 517

Шифр  551718                                             Пташиц Э.Г.

 

Проверил:                                                   Данилюк Д.А.                 

                                                       

 

 

 

 

 

 

Брест 2009

 

РЕФЕРАТ

 

Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение. Курсовая работа 25 01 04 УО БГТУ ЗО,: Пташиц Э.Г., группа 517 ФиК, кафедра БУ АиА – Брест, 2009г. – 55л.: 4 схемы., 8 источников.

Ключевые слова: государственный бюджет, бюджетное законодательство, бюджетный кодекс, дефицит, профицит, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетная система, консолидированный бюджет, бюджетные фонды, республиканский бюджет, местный бюджет.

Содержание: раскрыто понятие  «государственный бюджет», «республиканский бюджет», «дефицит бюджета», «профицит бюджета»; описан порядок формирования государственного бюджета, основные статьи дохода и расхода бюджета, описана сущность и значение бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат ……………………………………………………..…………

4

Содержание……………………………………………………………

5

Введение …………….…………………………………….....................

6

1. Экономическая сущность государственного бюджета………….

8

2. Бюджетное устройство Республики Беларусь……………………..

16

3. Доходы и расходы  государственного бюджета…………………..

18

3.1. Понятие доходов,  их виды…………….………………………...

18

3.2. Понятие расходов, их классификация……………………………

21

Заключение……………………………………………………………...

26

Список  используемой литературы………………….……………......

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политический реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Учитывая вышесказанное, а также то, что бюджетная политика государства включает в себя выработку  и реализацию подходов по формированию основных доходных источников, определение  приоритетов в финансировании государственных расходов и регулирование дефицита бюджета, моя курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие бюджета и его сущность, экономическое содержание и функции, во второй – бюджетное устройство Республики Беларусь, а в третей – характеристика доходов и расходов государственного бюджета.

Что же может служить  материалом для исследования? В первую очередь, это конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете  Республики Беларусь за 2007/2008 год, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетной политики следует уделить достойное место и в процессе изучения финансовой науки. От эффективности проведения бюджетной политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

  Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РБ, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. Понятие бюджета многогранно. Это объясняется тем, что бюджет рассматривается как экономическая категория, основной финансовый план государства, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.

Бюджет (от древнефранцузского слова «бужетт» — кожаная сумка, мешок) — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации, населения на определенный период времени. Бюджет – это основной финансовый план государства по формированию и использованию денежных средств для обеспечения функций государственный организаций и экономического развития Республики Беларусь  или ее соответствующих территориальных единиц.

Содержание и структура  бюджета зависят от ряда объективных  и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют: преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные, национальные особенности страны. Среди субъективных можно отметить: государственное устройство, политику правительства, внешнюю экономическую ситуацию и др.

Структура бюджета характеризуется бюджетной классификацией — научно обоснованной группировкой доходов и расходов по однородным признакам с установлением отдельным подразделениям бюджета точных наименований и порядковых номеров.

 Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, построение которой соответствует государственному устройству и конституции данной страны. В государствах с развитой рыночной экономикой функционируют многоуровневые бюджетные системы, специфика формирования которых заключается в самостоятельном строении бюджетов различных уровней власти: центрального, регионального и местного. Они образуют базу для составления консолидированного бюджета страны, который представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административно-территориального образования. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Так, бюджетная система унитарных государств (Франции, Великобритании) централизована и состоит их двух звеньев — государственного и местных бюджетов. Бюджетная система федеративных государств включает три звена: наряду с государственным и местными выделяются бюджеты штатов (США), кантонов (Швейцария), земель (ФРГ) и т.п.

Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям.

Ведущее место в бюджетном  устройстве принадлежит государственному бюджету. Через него в зависимости  от специфики государства перераспределяется от 20 до 60% национального дохода. Функциями государственного бюджета являются перераспределение национального дохода, стабилизация экономического роста, финансирование социальных программ.

В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может  быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики.

          Бюджетная политика государства  в сжатом выражении – это  выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения. Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики. С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов. За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг. Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства. Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение