Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение …………….…………………………………….....................

6
1. Экономическая сущность государственного бюджета………….

8
2. Бюджетное устройство Республики Беларусь……………………..

16
3. Доходы и расходы государственного бюджета…………………..

18
3.1. Понятие доходов, их виды…………….………………………...

18
3.2. Понятие расходов, их классификация……………………………

21
Заключение……………………………………………………………...

26
Список используемой литературы………………….……………......

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

и бюджетных целевых  фондов, внебюджетных средств бюджетных  учреждений и организаций. Также  в новой редакции принят Закон  «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов. Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

  1. уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  2. уровень выполнения бюджетных обязательств;
  3. величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  4. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание  
    государственного бюджета;
  5. уровень монетизации бюджетного дефицита;
  6. величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  7. динамику валового внутреннего продукта;
  8. уровень безработицы;
  9. степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В данном контексте бюджетная  политика в области расходов на 2008 г. и ближайшую перспективу (до 2010 г.) предусматривает решение следующих задач:

  • концентрация бюджетных средств в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь (усиление социальной направленности);
  • поэтапная консолидация ресурсов внебюджетных и целевых бюджетных фондов в бюджете, отказ от их целевого статуса;
  • унификация бюджетных законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • сокращение уровня расходов консолидированного бюджета в реальном выражении на 4 %;
  • уменьшение централизации финансовых ресурсов государства до 40—42,5 %, в том числе в консолидированном бюджете — до 30—32 %, во внебюджетных фондах — до 10—10,5 %, в дефиците бюджета — до 1—2 % к ВВП;
  • ограничение уровней государственного долга (внутреннего — до 5 %, внешнего — до 10 % к ВВП).

Для достижения поставленных перед бюджетной политикой задач  намечена реализация следующих первоочередных мероприятий:

• переход к финансированию государственных целевых программ (жилищное строительство, компенсация населению ущерба от обесценения вкладов) из неэмиссионных источников;

  • снижение субсидирования из бюджета транспорта, строительства, жилищно-коммунального и сельского хозяйств, энергетики и газоснабжения, а также других отраслей реального сектора экономики;
  • осуществление действенных мер по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с возможным включением соответствующих социальных расходов в республиканские программы;
  • сосредоточение государственных капитальных вложений в основном на социально значимых объектах и объектах с высокой степенью готовности;
  • поэтапное сокращение лимита государственных гарантий при ежегодной разработке и реализации консолидированного бюджета Республики Беларусь; установление жесткого подхода 
    к решению вопроса о предоставлении гарантий правительства по выдаваемым юридическим лицам банковским кредитам;
  • расширение сферы действия консолидированного бюджета за счет включения операций внебюджетных фондов;
  • повышение роли текущего и последующего контроля;
  • совершенствование казначейской системы;
  • сокращение объема предоставляемых бюджетных ссуд, займов с определением верхней границы в ежегодном законе о бюджете. 
           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетное устройство Республике Беларусь

Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав. Вообще, в разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства.  Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. В бывшем Советском Союзе бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами.  В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов. Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов. Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов. Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга, они нашли свое правовое отражение в Конституции нашей республики и специальных законах: «О бюджетной системе РБ» и некоторых других законодательных актах.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой  бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета  на общественные процессы. Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием   мероприятий по повышению уровня жизни населения.  Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДОХОДЫ И  РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

3.1 Понятие  доходов, их виды.

Центральным показателем  государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов  определяет расходы государства  на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

1. Государственное имущество,  общегосударственные ресурсы. За  пользование ими могут взиматься  плата, вноситься определенные  взносы.

2. Обязательные платежи  физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.

3. Привлеченные ресурсы  в форме государственных займов, доходов от реализации других  ценных бумаг, лотерей, части  вкладов в государственные банки  и др.

В свою очередь, доходы бюджета  подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:

1. Налог на добавленную  стоимость;

2. Акцизы;

3. Налог на прибыль и доходы;

4. Экологический налог;

5. Налог на недвижимость;

6. Таможенные экспортные  и импортные пошлины;

7. Чрезвычайный налог  для ликвидации последствий катастрофы  на ЧАЭС и другие.

К неналоговым доходам  относятся доходы:

  1. от использования, продажи и иного возмездного отчуждения  
    имущества, находящегося в государственной собственности;
  2. от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско- 
    правовой, административной и уголовной ответственности  
    (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  4. финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

Доходная часть бюджета  РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в  основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей  органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять  общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет. 

В законе о бюджете  Республики Беларусь на 2008 г. доходы представлены по новой классификации, которая позволяет:

    • четко разграничить налоговые и неналоговые поступления в бюджет;
    • отражать источники формирования целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) по разделам классификации доходов бюджетов исходя из экономического содержания соответствующих платежей;
    • проводить качественный анализ доходов бюджета, в частности достоверно определять уровень налоговой нагрузки;
    • обеспечивать международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Понятие расходов, их классификация

Не менее актуально второе направление бюджетной политики – государственные расходы. Вообще, расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь, расходы  бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.  Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. Важный признак классификации расходов бюджета – предметный.

При этом все расходы  подразделяются на несколько крупных  групп. Как правило, выделяются следующие  группы расходов:

1. Финансирование народного  хозяйства;

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение