Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание работы

Введение …………….…………………………………….....................

6
1. Экономическая сущность государственного бюджета………….

8
2. Бюджетное устройство Республики Беларусь……………………..

16
3. Доходы и расходы государственного бюджета…………………..

18
3.1. Понятие доходов, их виды…………….………………………...

18
3.2. Понятие расходов, их классификация……………………………

21
Заключение……………………………………………………………...

26
Список используемой литературы………………….……………......

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

2. финансирование социально-культурных  мероприятий;

3. финансирование науки;

4. финансирование обороны;

5. содержание правоохранительных  органов и органов государственной  власти и управления;

6. расходы по внешнеэкономической  деятельности;

7. создание резервных  фондов;

8. расходы по обслуживанию  государственного долга;

9. прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным  группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Как указывалось ранее, с помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем достигается это посредством: 
       1.  Налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и предложение на них;

2. Бюджетного финансирования  общегосударственных программ, обеспечивающих  расширение, обновление производства, совершенствование его структуры,  социальные гарантии;

3. Финансовой поддержки  некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);

4. Образование за счет  бюджетных ресурсов специальных  фондов, резервов для предупреждения диспропорций и развития экономики;

5. Социальных гарантий  гражданам, поддержки нетрудоспособных  и бедных слоев населения.

Уже в первый год существования  независимого государства происходят изменения в структуре расходов, их содержании. В связи с переходом к рыночным отношениям, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности РБ был вызван быстрый рост расходов бюджета, причем не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности.  Существенно увеличилась сумма средств, используемых на выплату разницы в ценах на основные продукты питания, некоторые товары и т. д., для поддержания на неизменном уровне действующих цен и тарифов. По-прежнему планировалась дотация на покрытие убытков и образование хозрасчетных фондов планово – убыточных предприятий за счет бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как средства на индексацию доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК; расходы, по обслуживанию государственного долга и т. д. В связи с расширением функций государства появились многие новые косвенные затраты, связанные с поддержанием политического и экономического суверенитета РБ: на оборону, правоохранительные органы, выпуск национальной валюты, содержание дипломатических представительств за границей и т. п.

Расходы по бюджету на 2008г. сформированы по новой функциональной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, особенностями которой являются:

    • сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства. В структуре функциональной классификации расходов бюджетов выделяется 10 разделов: общегосударственные расходы; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; национальная экономика; охрана окружающей среды; жилищные и коммунальные услуги; здравоохранение; физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации; образование; социальная политика, включая расходы фонда социальной защиты населения;
    • отражение расходов на управление и прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты предполагается осуществлять в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации. С учетом особенностей перехода к новой классификации в показателях республиканского бюджета расходы на научные исследования в полном объеме отражаются в составе общегосударственных расходов и подлежат распределению по направлениям и государственным заказчикам Правительством Республики Беларусь;
    • отражение целевых бюджетных фондов, включая инновационные фонды, в составе разделов и подразделов;
    • функциональной классификации по соответствующим отраслям.

Указанные изменения  направлены на приближение бюджетной  классификации к международным  стандартам учета и статистики государственных  финансов, более точное отражение  бюджетных расходов по основным функциям и сферам деятельности государства, повышение прозрачности операций с бюджетными средствами.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей  административно-территориальной единицы (области, г.Минска) и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный бюджет – это важнейший плановый и  контрольный инструмент, посредством  которого государство перераспределяет более третьей части национального  дохода и более половины своих  денежных средств. Бюджет возникает  и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Политика же государственных  расходов не должна быть расточительной и должна ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, притом, что эти расходы должны принимать форму инвестиций. Расходы бюджета РБ должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления средств различным хозяйственным субъектам и на реализацию государственных программ.

Необходимо помнить, что  бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Главной же целью совершенствования  бюджетной политики государства  должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Общая теория финансов. Учебник/Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 1995.
  1. Теория финансов. /Под ред. Н.Е Заяц, М.К. Фисенко. Мн.: БГЭУ, 2005.

3.  Закон «О бюджете Республики Беларусь  на 2008 год». Нормативные документы по финансам, налогам и бухгалтерскому учету. Мн.: ИВЦ Минфина, 2008.

 


Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь, его сущность и значение