Государственный Бюджет Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:15, доклад

Описание работы

Архивы донесли до нас сведения, что слово “бюджет” происходит от нормандского bouge, bougtte, что в переводе означает “карман” , “мешок” , “кожаный мешок” . Это слово начали использовать англичане, изменив его на budget, что в действительности оказалось кожаным мешком, в котором приносили в парламент документы, где были сведения о государственных доходах и расходах, а затем словом budget стали называть доклад канцлера казны, с которым он выступал в парламенте. Первые попытки составления бюджета, в форме смет доходов и расходов, в Европе зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого в 1302 году. В дальнейшем было прекращено, так как глава государства, как правило, полновластно и бесконтрольно распоряжался всеми государственными средствами.

Содержание работы

Социально - экономическая сущность и роль государственного бюджета
Бюджетная классификация
Государственные доходы
Государственные расходы
Бюджетный процесс

Файлы: 1 файл

Государственный Бюджет Украины.docx

— 35.87 Кб (Скачать файл)

Государственный Бюджет Украины 

 Социально - экономическая  сущность и роль государственного  бюджета 

 Бюджетная классификация 

 Государственные доходы 

 Государственные расходы 

 Бюджетный процесс 

 

  

 

1. Социально-экономическая  сущность и роль государственного  бюджета Украины 

 

 Архивы донесли до  нас сведения, что слово “бюджет”  происходит от нормандского bouge, bougtte, что в переводе означает  “карман” , “мешок” , “кожаный  мешок” . Это слово начали использовать  англичане, изменив его на budget, что в действительности оказалось  кожаным мешком, в котором приносили  в парламент документы, где  были сведения о государственных  доходах и расходах, а затем  словом budget стали называть доклад  канцлера казны, с которым он  выступал в парламенте.

 

 Первые попытки составления  бюджета, в форме смет доходов  и расходов, в Европе зафиксированы  во Франции во времена Филиппа  Красивого в 1302 году. В дальнейшем  было прекращено, так как глава  государства, как правило, полновластно  и бесконтрольно распоряжался  всеми государственными средствами. Финансы государства не были  отделены от королевских. 

 

 Возвратились к составлению  смет доходов и расходов во  времена министра финансов Сюлли  (1599-1611) . Это введение продолжил  министр финансов Франции Неккер (1777-1781гг. и 1788-1790гг) и ему принадлежит  идея публичности в народном  хозяйстве. Именно Неккер создал  финансовые основы, на которых  позже базировались правила составления  бюджета, которые существуют до  наших дней.

 

 Однако нарождавшийся  новый класс буржуазии был  заинтересован в получении финансовой  поддержки со стороны государства  и активно выступал против  неограниченных финансовых прав  монархов. Буржуазия требовала установления  контроля за государственными  расходами, за правом учреждения  и отмены налогов. Их требования  были воплощены в жизнь в  результате буржуазных революций. 

 

 Борьба буржуазии в  области финансов послужила исходной  предпосылкой возникновения и  развития бюджета. 

 

 В настоящее время  почти не осталось государств, которые свою деятельность не  финансировали бы из государственного  бюджета страны.

 

 Финансовые отношения,  складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями,  учреждениями и населением, называются  бюджетными. Специфика этих отношений,  как части финансовых, состоит  в том, что они, во-первых, возникают  в распределительном процессе, и,  во-вторых, связаны с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, необходимого  для удовлетворения общегосударственных  потребностей.

 

 Бюджетные отношения  многообразны (между секторами экономики,  сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства,  территориями страны) и охватывают  все уровни хозяйствования (государственный,  местный) .

 

 Бюджетным отношениям  присущ объективный характер. Он  обусловлен тем, что в руках  государства ежегодно должна  концентрироваться определённая  доля национального дохода, необходимая  для удовлетворения социально-культурных  потребностей граждан, решения  оборонных задач, покрытия общих  издержек государственного управления.

 

 В процессе функционирования  бюджетные отношения получают  соответствующее им материально-вещественное  воплощение; они материализуются  (овеществляются) в бюджетном фонде  страны, имеющем сложную организационную  структуру. Конкретная величина  бюджетного фонда, отражающая  степень централизации финансовых  ресурсов в руках государства,  зависит от ряда факторов: уровня  развития экономики; методов хозяйствования  на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом  экономических и социальных задач  и т.п. 

 

 Совокупность бюджетных  отношений по формированию и  использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного  бюджета. Иначе, государственный  бюджет – основной финансовый  план страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно  обсуждается и принимается законодательным  органом (в рыночных странах:  парламент страны, штата или муниципальное  собрание) .

 

 Государственный бюджет  – ведущее звено финансовой  системы и основная финансовая  категория. В нём объединяются  главные доходы и расходы государства.  Бюджет объединяет основные финансовые  категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы)  в их действии.

 

 Государственный бюджет  всегда представляет собой компромисс  между основными группами носителей  различных социально-экономических  интересов в стране. Это компромисс  между собственниками и работающими  по найму по вопросам налогообложения,  собственности, доходов и заработной  платы, по вопросу бюджетных  расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными  и местными интересами; компромисс  между промышленными и сельскохозяйственными  районами в отношении распределения  налогов и бюджетных дотаций;  компромисс между интересами  отдельных отраслей и формам  по поводу налогов субсидий, льготных  кредитов и государственных заказов,  подрядов на строительство, инвестиционных  премий. Каждый такой компромисс  сопровождается борьбой политической, предвыборной и в стенах парламента, фракционной внутри партии и  на страницах печати.

 

 Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение - по удовлетворению  потребностей общества и его  государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется  теми же чертами, которые присущи  финансам в целом, но одновременно  имеет особенности, отличающие  ее от других сфер и звеньев  финансовых отношений. К числу  особенностей относятся следующие:  ·         государственный  бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием  с целью удовлетворения потребностей  всего общества и отдельных  его государственно-территориальных  формирований; ·         область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением  бюджета по сравнению с другими  звеньями; ·         с помощью бюджета происходит  перераспределение национального  дохода, реже - национального богатства  между отраслями народного хозяйства,  территориями страны, сферами общественной  деятельности; ·         пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  у других звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими  перед обществом на каждом  историческом этапе его развития; Бюджет как экономическая категория,  не сразу получил своё признание.  Лишь в последние годы преобладающей  стала точка рения, согласно  которой государственный бюджет  с позициями экономической сущности  может рассматриваться в качестве  самостоятельной экономической  категории, а с позиции законодательного  установления финансовой базы  государства – как его финансовый  план.

 

 Сущность государственного  бюджета, как экономической категории,  реализуется через его функции:  распределительную (перераспределительную)  и контрольную. 

 

 Содержание распределительной  функции бюджета определяется  процессами перераспределения финансовых  ресурсов между разными подразделениями  общественного производства.

 

 Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что  в отношения с бюджетом вступают  почти все участники общественного  производства.

 

 Основным объектом  бюджетного перераспределения является  национальный доход, иногда - часть  национального богатства. Национальный  доход - часть валового общественного  продукта без материальных затрат  на его производство. Выражает  весь объем чистой продукции  страны, то есть это вновь созданная  стоимость обычно за год. Национальное  богатство - совокупность созданных  трудом и накопленных материальных  благ, которыми располагает общество.

 

 Основные направления  распределительной функции: связаны  с перераспределением национального  дохода, с вмешательством в процесс  общественного воспроизводства  (государственное регулирование  и стимулирование экономики) , с  финансовым обеспечением социальной  политики, обеспечением монопольной  прибыли. 

 

 Рассмотрим эти направления  в отдельности. 

 

 Роль бюджета в перераспределении  национального дохода В рыночной  экономике политическая, экономическая,  социальная и другие формы  деятельности государства неразрывно  связаны с перераспределением  национального дохода как части  валового внутреннего продукта.

 

 Важнейшее значение  в перераспределении национального  дохода, происходящее в интересах  монополий, принадлежит государственному  бюджету. Это его основная функция.  Развитие этой функции определяется  эволюцией капитализма, повышением  роли буржуазного государства.  В настоящее время государственные  бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и  более, вновь созданной стоимости  (на кануне первой мировой войны  – 7 – 15 %) . Ещё выше эта доля, если взять бюджетную систему  государства в целом. 

 

 Перераспределение национального  дохода, непосредственно затрагивающее  интересы общественных классов,  имеет важное социально-политическое  значение и выражает степень  дополнительной эксплуатации широких  народных масс. Используя бюджетную  систему, государство вносит глубокие  изменения в пропорции, складывающиеся  на стадиях производства и  первичного распределения национального  дохода. Доля национального дохода, получаемая трудящимися, все больше  падает. Одновременно быстрыми темпами  растут прибыли монополий, усиливается  концентрация богатства. Перераспределение  национального дохода посредством  бюджета - яркое проявление его  классового характера. 

 

 По данным статистического  бюро США, в 1988 г. пятая часть  американцев, наиболее богатая,  присвоила 44% национального дохода, в то время как такое же  количество малообеспеченных жителей  США - лишь 4,6%.

 

 Перераспределение национального  дохода наряду с социальным  имеет также экономическое значение. Бюджет служит важным инструментом  централизации в руках государства  совокупного общественного капитала, мобилизации через налоги и  займы средств трудящихся и  доходов других слоев общества  и использования их в целях  вмешательства в хозяйственную  жизнь страны.

 

 В форме бюджета  капиталистические государства  концентрируют огромные финансовые  средства. Правительство США ежегодно  аккумулирует через бюджет более  1,1 трлн. дол., Великобритании - свыше  150 млрд. ф. ст., Франции - более  1 трлн. франков, ФРГ – почти  300 млрд. марок, Японии - более 54 трлн. иен. 

 

 Сосредотачиваемые у  государства крупные финансовые  ресурсы являются материальной  основой его экономической деятельности  и создают широкие возможности  активного вмешательства в общественное  воспроизводство, Государственное  регулирование и стимулирование  экономики В странах рыночной  экономики бюджет широко используется  государством для воздействия  на различные стороны жизни:  на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического  роста, стимулирование научно-технического  прогресса, развитие отдельных  наиболее перспективных отраслей  хозяйства, регулирование темпов  обновления и расширения основного  капитала, на выравнивание в условиях  стихийного развития капиталистического  производства отраслевых пропорций. 

 

 Вмешательство в экономику  превратилось в одну из основных  функций государственного бюджета.  Формы такого вмешательства различны. В условиях политики “экономики  предложения” наряду с прямыми  методами вмешательства широкое  развитие получали косвенные.  Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и  социальной инфраструктуры, стимулирование  темпов ускорения научно-технического  прогресса, расширение государственного  потребления, рост накопления  капитала путём прямого финансирования  крупного монополистического производства. Это осуществляется в форме  субсидий, кредитов, государственных  гарантий, поручительств, а так  же других форм помощи крупному  капиталу в целях обеспечения  роста монопольной прибыли. Вместе  с тем государственное финансирование  содействует дальнейшей концентрации  производства и капитала, укреплению  господствующих позиций монополий. 

Информация о работе Государственный Бюджет Украины