Государственный Бюджет Украины
Социально - экономическая
сущность и роль государственного
бюджета
Бюджетная классификация
Государственные доходы
Государственные расходы
Бюджетный процесс
1. Социально-экономическая
сущность и роль государственного
бюджета Украины
Архивы донесли до
нас сведения, что слово “бюджет”
происходит от нормандского bouge,
bougtte, что в переводе означает
“карман” , “мешок” , “кожаный
мешок” . Это слово начали использовать
англичане, изменив его на budget,
что в действительности оказалось
кожаным мешком, в котором приносили
в парламент документы, где
были сведения о государственных
доходах и расходах, а затем
словом budget стали называть доклад
канцлера казны, с которым он
выступал в парламенте.
Первые попытки составления
бюджета, в форме смет доходов
и расходов, в Европе зафиксированы
во Франции во времена Филиппа
Красивого в 1302 году. В дальнейшем
было прекращено, так как глава
государства, как правило, полновластно
и бесконтрольно распоряжался
всеми государственными средствами.
Финансы государства не были
отделены от королевских.
Возвратились к составлению
смет доходов и расходов во
времена министра финансов Сюлли
(1599-1611) . Это введение продолжил
министр финансов Франции Неккер
(1777-1781гг. и 1788-1790гг) и ему принадлежит
идея публичности в народном
хозяйстве. Именно Неккер создал
финансовые основы, на которых
позже базировались правила составления
бюджета, которые существуют до
наших дней.
Однако нарождавшийся
новый класс буржуазии был
заинтересован в получении финансовой
поддержки со стороны государства
и активно выступал против
неограниченных финансовых прав
монархов. Буржуазия требовала установления
контроля за государственными
расходами, за правом учреждения
и отмены налогов. Их требования
были воплощены в жизнь в
результате буржуазных революций.
Борьба буржуазии в
области финансов послужила исходной
предпосылкой возникновения и
развития бюджета.
В настоящее время
почти не осталось государств,
которые свою деятельность не
финансировали бы из государственного
бюджета страны.
Финансовые отношения,
складывающиеся у государства
с предприятиями, организациями,
учреждениями и населением, называются
бюджетными. Специфика этих отношений,
как части финансовых, состоит
в том, что они, во-первых, возникают
в распределительном процессе, и,
во-вторых, связаны с формированием
и использованием централизованного
фонда денежных средств, необходимого
для удовлетворения общегосударственных
потребностей.
Бюджетные отношения
многообразны (между секторами экономики,
сферами общественной деятельности,
отраслями народного хозяйства,
территориями страны) и охватывают
все уровни хозяйствования (государственный,
местный) .
Бюджетным отношениям
присущ объективный характер. Он
обусловлен тем, что в руках
государства ежегодно должна
концентрироваться определённая
доля национального дохода, необходимая
для удовлетворения социально-культурных
потребностей граждан, решения
оборонных задач, покрытия общих
издержек государственного управления.
В процессе функционирования
бюджетные отношения получают
соответствующее им материально-вещественное
воплощение; они материализуются
(овеществляются) в бюджетном фонде
страны, имеющем сложную организационную
структуру. Конкретная величина
бюджетного фонда, отражающая
степень централизации финансовых
ресурсов в руках государства,
зависит от ряда факторов: уровня
развития экономики; методов хозяйствования
на предприятиях, в организациях,
учреждениях; решаемых обществом
экономических и социальных задач
и т.п.
Совокупность бюджетных
отношений по формированию и
использованию бюджетного фонда
страны составляет понятие государственного
бюджета. Иначе, государственный
бюджет – основной финансовый
план страны, имеющий силу закона,
так как проект бюджета ежегодно
обсуждается и принимается законодательным
органом (в рыночных странах:
парламент страны, штата или муниципальное
собрание) .
Государственный бюджет
– ведущее звено финансовой
системы и основная финансовая
категория. В нём объединяются
главные доходы и расходы государства.
Бюджет объединяет основные финансовые
категории (налоги, государственный
кредит, государственные расходы)
в их действии.
Государственный бюджет
всегда представляет собой компромисс
между основными группами носителей
различных социально-экономических
интересов в стране. Это компромисс
между собственниками и работающими
по найму по вопросам налогообложения,
собственности, доходов и заработной
платы, по вопросу бюджетных
расходов на социальные цели;
компромисс между общегосударственными
и местными интересами; компромисс
между промышленными и сельскохозяйственными
районами в отношении распределения
налогов и бюджетных дотаций;
компромисс между интересами
отдельных отраслей и формам
по поводу налогов субсидий, льготных
кредитов и государственных заказов,
подрядов на строительство, инвестиционных
премий. Каждый такой компромисс
сопровождается борьбой политической,
предвыборной и в стенах парламента,
фракционной внутри партии и
на страницах печати.
Будучи экономической
формой существования реальных,
объективно обусловленных распределительных
отношений, выполняя специфическое
общественное назначение - по удовлетворению
потребностей общества и его
государственно-территориальных структур,
бюджет может рассматриваться
в качестве самостоятельной экономической
категории. Эта категория, являясь
частью финансов, характеризуется
теми же чертами, которые присущи
финансам в целом, но одновременно
имеет особенности, отличающие
ее от других сфер и звеньев
финансовых отношений. К числу
особенностей относятся следующие:
· государственный
бюджет является особой экономической
формой перераспределительных отношений,
связанной с обособлением части
национального дохода в руках
государства и ее использованием
с целью удовлетворения потребностей
всего общества и отдельных
его государственно-территориальных
формирований; ·
область бюджетного распределения
занимает центральное место в
составе государственных финансов,
что обусловлено ключевым положением
бюджета по сравнению с другими
звеньями; ·
с помощью бюджета происходит
перераспределение национального
дохода, реже - национального богатства
между отраслями народного хозяйства,
территориями страны, сферами общественной
деятельности; ·
пропорции бюджетного перераспределения
стоимости в большей мере, чем
у других звеньев финансов, определяются
потребностями расширенного воспроизводства
в целом и задачами, стоящими
перед обществом на каждом
историческом этапе его развития;
Бюджет как экономическая категория,
не сразу получил своё признание.
Лишь в последние годы преобладающей
стала точка рения, согласно
которой государственный бюджет
с позициями экономической сущности
может рассматриваться в качестве
самостоятельной экономической
категории, а с позиции законодательного
установления финансовой базы
государства – как его финансовый
план.
Сущность государственного
бюджета, как экономической категории,
реализуется через его функции:
распределительную (перераспределительную)
и контрольную.
Содержание распределительной
функции бюджета определяется
процессами перераспределения финансовых
ресурсов между разными подразделениями
общественного производства.
Сфера действия распределительной
функции определяется тем, что
в отношения с бюджетом вступают
почти все участники общественного
производства.
Основным объектом
бюджетного перераспределения является
национальный доход, иногда - часть
национального богатства. Национальный
доход - часть валового общественного
продукта без материальных затрат
на его производство. Выражает
весь объем чистой продукции
страны, то есть это вновь созданная
стоимость обычно за год. Национальное
богатство - совокупность созданных
трудом и накопленных материальных
благ, которыми располагает общество.
Основные направления
распределительной функции: связаны
с перераспределением национального
дохода, с вмешательством в процесс
общественного воспроизводства
(государственное регулирование
и стимулирование экономики) , с
финансовым обеспечением социальной
политики, обеспечением монопольной
прибыли.
Рассмотрим эти направления
в отдельности.
Роль бюджета в перераспределении
национального дохода В рыночной
экономике политическая, экономическая,
социальная и другие формы
деятельности государства неразрывно
связаны с перераспределением
национального дохода как части
валового внутреннего продукта.
Важнейшее значение
в перераспределении национального
дохода, происходящее в интересах
монополий, принадлежит государственному
бюджету. Это его основная функция.
Развитие этой функции определяется
эволюцией капитализма, повышением
роли буржуазного государства.
В настоящее время государственные
бюджеты перераспределяют до 40%,
а в отдельных странах и
более, вновь созданной стоимости
(на кануне первой мировой войны
– 7 – 15 %) . Ещё выше эта доля,
если взять бюджетную систему
государства в целом.
Перераспределение национального
дохода, непосредственно затрагивающее
интересы общественных классов,
имеет важное социально-политическое
значение и выражает степень
дополнительной эксплуатации широких
народных масс. Используя бюджетную
систему, государство вносит глубокие
изменения в пропорции, складывающиеся
на стадиях производства и
первичного распределения национального
дохода. Доля национального дохода,
получаемая трудящимися, все больше
падает. Одновременно быстрыми темпами
растут прибыли монополий, усиливается
концентрация богатства. Перераспределение
национального дохода посредством
бюджета - яркое проявление его
классового характера.
По данным статистического
бюро США, в 1988 г. пятая часть
американцев, наиболее богатая,
присвоила 44% национального дохода,
в то время как такое же
количество малообеспеченных жителей
США - лишь 4,6%.
Перераспределение национального
дохода наряду с социальным
имеет также экономическое значение.
Бюджет служит важным инструментом
централизации в руках государства
совокупного общественного капитала,
мобилизации через налоги и
займы средств трудящихся и
доходов других слоев общества
и использования их в целях
вмешательства в хозяйственную
жизнь страны.
В форме бюджета
капиталистические государства
концентрируют огромные финансовые
средства. Правительство США ежегодно
аккумулирует через бюджет более
1,1 трлн. дол., Великобритании - свыше
150 млрд. ф. ст., Франции - более
1 трлн. франков, ФРГ – почти
300 млрд. марок, Японии - более 54 трлн.
иен.
Сосредотачиваемые у
государства крупные финансовые
ресурсы являются материальной
основой его экономической деятельности
и создают широкие возможности
активного вмешательства в общественное
воспроизводство, Государственное
регулирование и стимулирование
экономики В странах рыночной
экономики бюджет широко используется
государством для воздействия
на различные стороны жизни:
на повышение нормы накопления,
ускорение темпов экономического
роста, стимулирование научно-технического
прогресса, развитие отдельных
наиболее перспективных отраслей
хозяйства, регулирование темпов
обновления и расширения основного
капитала, на выравнивание в условиях
стихийного развития капиталистического
производства отраслевых пропорций.
Вмешательство в экономику
превратилось в одну из основных
функций государственного бюджета.
Формы такого вмешательства различны.
В условиях политики “экономики
предложения” наряду с прямыми
методами вмешательства широкое
развитие получали косвенные.
Среди них: государственные капиталовложения,
развитие производственной и
социальной инфраструктуры, стимулирование
темпов ускорения научно-технического
прогресса, расширение государственного
потребления, рост накопления
капитала путём прямого финансирования
крупного монополистического производства.
Это осуществляется в форме
субсидий, кредитов, государственных
гарантий, поручительств, а так
же других форм помощи крупному
капиталу в целях обеспечения
роста монопольной прибыли. Вместе
с тем государственное финансирование
содействует дальнейшей концентрации
производства и капитала, укреплению
господствующих позиций монополий.