Утверждённый государственный
бюджет действует в течение
определённого периода – бюджетного
года. Обычно он равняется 12 месяцам.
В XIX веке довольно распространенными
были многолетние бюджеты. Это
объяснялось сложностью их ежегодного
составления, а также большей
возможностью финансового маневрирования.
Начало нынешнего столетия характеризовалось
почти повсеместным переходом
к составлению одногодичных бюджетов.
С 60-х годов в результате
развития программирования как
одной из форм государственно-монополистического
регулирования экономики наряду
с одногодичными бюджетами во
многих странах стали разрабатываться
также бюджеты на последующие
четыре года, содержащие проектные
оценки.
В разных государствах
начало бюджетного года различно.
Так, во Франции, Германии, Италии,
Бельгии, Голландии, Швейцарии
оно совпадает с календарным
годом; в Великобритании, Японии.
Канаде бюджетный год начинается
с 1 апреля и заканчивается
31 марта, в Швеции, Норвегии - с
1 июля по 30 июня. в США - с 1 октября
по 30 сентября. Это обычно объясняется
историческими причинами, традициями,
связанными со сроками созыва
сессий законодательных органов.
В федеративных государствах
бюджетный год у членов федерации
может не совпадать с федеральным
бюджетом. В США, например многие штаты
имеют иное начало бюджетного года, чем
это установлено для федерации.
Льготный срок - время,
предоставляемое для завершения
финансирования отдельных объектов,
закрытия финансовых счетов.
Этот период колеблется
по странам от одного до
пяти месяцев. В течение этого
времени правительство имеет
право производить финансирование
за счет средств, предусмотренных
по уже за кончившемуся бюджетному
году, не испрашивая новых разрешений
бюджетный год с включением
льготного срока образует счетный
период, под которым понимается
фактический период исполнения
бюджета с добавлением льготного
срока.
2. Бюджетная
классификация
Бюджеты всех уровней
исполняются и формируются согласно
бюджетной классификации. Правильно
построенная, она раскрывает классовый
характер бюджета, позволяет определить
цели расходования бюджетных
средств, установить задачи и
курс финансовой политики правительства.
Бюджетная классификация
– это единая международная
система функционального объединения
доходов и расходов бюджета
по однородным признакам; она
обеспечивает возможность сравнения
бюджетных данных разных бюджетов,
даёт возможность определить
характер регулирующих действий
государства по формированию
денежных средств и их использованием.
В мировой практике
используются различные виды
классификаций расходов, такие как:
министериальная (ведомственная) , предметная
(отраслевая) , экономическая, смешанная
(комбинированная) .
Министериальная классификация.
Расходы группируются по министерствам
(ведомствам) , а затем внутри министерства
разносятся по управлениям, отделам,
секторам и другим административным
подразделениям. Такая классификация
позволяет скрывать подлинное
направление ассигнуемых средств,
характер расходов. Например, средства
на содержание пограничных войск,
береговой охраны, гражданской обороны,
на строительство отдельных военных
объектов, дорог стратегического
назначения не включаются в
состав военных расходов, а проходят
по различным гражданским ведомствам.
Предметная классификация.
В этом случае расходы распределяются
по отраслям хозяйства и управления.
Они делятся на: разделы, параграфы,
соответствующие их отраслевому
характеру (просвещение: школы
начальные, школы второй ступени,
высшие учебные заведения и
т.д.) Предметная классификация намного
реальнее отражает цели расходов,
поэтому она почти не встречается
в чистой форме, а сочетается
обычно с другими видами.
Экономическая классификация
предполагает дифференциацию расходов
по хозяйственным признакам или
производственным элементам: капитальные
вложения, заработная плата, субсидии,
дотации и т.д.
Смешанная классификация
строится на определённом сочетании
ведомственных и предметных признаков.
Наиболее распространено составление
окончательного свода расходов
по министерствам, а в пределах
каждой из административных единиц
- по предметам расходов. Возможна
так же группировка бюджетных
расходов по предметам, а затем
по сметам отдельных ведомств.
Наконец расходы могут быть
сгруппированы в шахматном порядке
с использованием ведомственного
и предметного принципов в
вертикальном и горизонтальном
направлениях. Как показывает практика,
смешанная классификация наиболее
популярна.
Все вышеперечисленные
виды классификаций расходов
являются классическими, хотя
в последнее время в бюджетной
практике возникли новые, такие
как: целевая классификация, классификация
по функциональным признакам,
по финансовым признакам, по
политическим признакам.
Целевая классификация
основывается на разделении расходов
в соответствии с имеющимися
общенациональными, политическими,
экономическими и социальными
целями или программами.
Классификация по функциональным
признакам основывается на концепции
государственных финансов, которая
рассматривает государственные
средства как инструмент политики
правительства. Группировка расходов
производится в соответствии
с основными функциями государства
(социальные расходы, здравоохранение,
обеспечение занятости, развитие
и содержание транспорта и
связи, внутренние дела и оборона.
В свою очередь эти расходы
подразделяются по отдельным
категориям затрат: зарплата текущие
расходы, оборудование и т.д.) Классификация
по финансовым признакам предполагает,
что расходы подразделяются на
безвозвратные, временные, условные.
Классификация по политическим
признакам делит расходы на
нейтральные и активные.
Доходы государственного
бюджета формируются также согласно
классификации. Существуют следующие
виды классификации доходов: по
источникам, по видам поступлений,
юридическая, финансовая, экономическая.
Классификация доходов
по источникам используется в
большинстве стран рыночной экономики,
подразделяет все поступления
на поступления от налогов
и сборов, от государственных
предприятий, от займов. Налоговые
доходы далее классифицируются
по видам (подоходный налог,
налог на прибыль, налог с
наследства и дарений, налог
на добавленную стоимость и
т.д.) Юридическая классификация
доходов исходит из признака
образования дохода, а именно
используется для этого сила
государственной власти или нет.
Например, налоги и штрафы (используется
государственная власть) , плата
за услуги (не используется) .
Финансовая классификация
основывается на делении доходов
на безвозвратные или постоянные
(налоги) и временные (займы) .
Экономическая классификация
имеет в своей основе характер
источника дохода или характер
экономических последствий в
результате получения доходов.
Различные виды бюджетной
классификации не дают достаточно
ясную и полную картину финансовой
политики, содержания бюджета. Этому
способствует отсутствие единой
системы бюджетных подразделений,
громоздкость, раздутость бюджетных
документов.
3. Государственные доходы
Бюджетные доходы понятие
более узкое, чем доходы государства,
которые включают помимо средств
бюджета всех уровней власти
денежные средства внебюджетных
фондов и прочие ресурсы.
Доходы бюджета - экономические
отношения, возникающие у государства
с предприятиями (объединениями)
, учреждениями, организациями и
гражданами в процессе формирования
фондов денежных средств. Они
необходимы для выполнения целей
и задач государства.
Форма проявления этих
экономических отношений различные
виды платежей предприятий, организаций
и населения в государственный
бюджет, а их материально-вещественное
воплощение - денежные средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд, государственное
устройство страны, экономические
и социальные задачи, решаемые
обществом, а также методы хозяйствования
влияют на состав бюджетных доходов, форму
мобилизации денежных средств в бюджет.
Основным материальным
источником формирования доходов
бюджета является национальный
доход. Когда национального дохода
не хватает для покрытия финансовых
нужд, государство привлекает национальное
богатство. Основными методами, используемыми
государством для перераспределения
национального дохода и образования
бюджетных доходов являются налоги,
займы и эмиссия денег. Соотношение
между ними различно, определяется
экономической ситуацией в стране,
степенью противоречий (политических,
социальных) , состоянием финансов.
Налоги – главный
метод перераспределения национального
дохода. Их доля составляет до
90 процентов общей доходной части
государственного бюджета.
Налоги, поступающие в
соответствующие бюджеты, называются
закрепленными доходами. Кроме того,
нижестоящему бюджету для покрытия
его расходов из вышестоящего
могут перечисляться сверх закрепленных
за ним доходов дополнительные
средства в различных формах.
Они получили название регулирующих
доходов.
К доходам бюджета
относят государственные займы,
к которым государство прибегает
в случае бюджетного дефицита.
Погашение займов, выплата по
ним процентов осуществляется
в значительной мере за счет
дополнительных налоговых платежей
либо выпускаемых займов.
Третий метод самый
непопулярный: к нему прибегают
при чрезвычайных обстоятельствах,
применяя эмиссию бумажных денег.
Начинается инфляция, которая может
привести к тяжелым социально-экономических
последствиям.
Кроме национального
дохода, к источникам формирования
доходов бюджета относят поступления:
от внешнеэкономической деятельности,
от эксплуатации государственной
собственности (в условиях перехода
к рынку и от ее продажи)
, от реализации облигаций государственных
займов, и других ценных бумаг,
от инвестирования государственных
средств в акции высокодоходных
фирм и другие ценные бумаги
(проценты и дивиденды) .
4. Государственные расходы
Так как все общественное
производство можно разделить
на две части, то и расходы
государственного бюджета подразделяются
также на две части: одна
связана с развитием материального
производства, совершенствованием его
материальной структуры, другая используется
на содержание и развитие непроизводственной
сферы. Поэтому выделяются текущие и капитальные
расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением
бюджетных средств для покрытия затрат
на государственное потребление (содержание
экономической и социальной инфраструктуры,
государственных отраслей народного хозяйства,
закупки товаров гражданского и военного
характера) .
Капитальные затраты
– это денежные средства, вложенные
в основной капитал и прирост
запасов. К ним относят капиталовложения
за счет бюджета в различные
отрасли народного хозяйства,
инвестиционные субсидии и долгосрочные
бюджетные кредиты.
В соответствии с
общественным назначением расходы
бюджета подразделяются на несколько
наружных групп. Как правило,
выделяются следующие группы
расходов: направленные на финансирование:
народного хозяйства, социально-культурных
мероприятий, науки, обороны, правоохранительных
органов, органов государственной
власти и управления, внешнеэкономической
деятельности, создание резервных
фондов, расходы по обслуживанию
государственного долга, прочие
расходы и выплаты.
Каждая из вышеперечисленных
групп расходов делится в свою
очередь по ведомственному и
целевому признакам.
Осуществление расходов
бюджета достигается при помощи
бюджетного финансирования. Под
ним понимается система предоставления
денежных средств предприятиям,
организациям и учреждениям на
проведение мероприятий, предусмотренных
бюджетом.
Бюджетное финансирование
базируется на определенных принципах,
характеризуется специфическими
формами и методами предоставления
средств.
Важную роль в организации
рациональной системы бюджетного
финансирования играют принципы
финансирования, а именно: · Получения
максимального эффекта при минимизации
затрат.
Целевой характер использования
бюджетных ассигнований. Строгое
соблюдение этого принципа препятствует
неэффективному использованию бюджетных
ассигнований.
Предоставление бюджетных
средств в меру выполнения
производственных и других показателей
и с учетом использования ранее
отпущенных средств.