Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:51, дипломная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы
-как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);
-как основной финансовые план государства;
-как юридический
Бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективней характер. Существование самостоятельной бюджетной сферы стоимостного распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная природой и функциями государства.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Поэтому в Бюджетном кодексе приводится понятие государственного бюджета как «сводного бюджета, объединяющего республиканский бюджет и местные бюджеты без учета взаимо-погашающих операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению». При этом термин «государственный бюджет» может трактоваться как централизованный бюджетный фонд, создаваемый и управляемый государством.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.
Бюджет современного государства
- сложный, многоплановый инструмент,
отражающий компромисс в соотношениях
социально-экономических
С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов региона через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Экономическая сущность государственного
бюджета характеризуется
- перераспределение
-финансовое обеспечение социальной политики;
-регулирование и
-контроль формирования и
В этих функциях получает непосредственное
выражение экономическая
Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.
Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой.
Межотраслевое перераспределение
базируется, с одной стороны, на налогах
и платежах, вносимых в бюджет юридическими
и физическими лицами, а с другой
- на финансировании за счет бюджетных
средств различных инвестиционных программ,
оборотных средств, операционных и других
расходов. Межтерриториальное перераспределение
происходит путем закрепления налогов
и доходов за соответствующими органами
государственной власти, а также посредством
различных форм бюджетного регулирования.
Это позволяет сформировать в каждой административно-
Перераспределение
денежных средств между производственной
и непроизводственной сферами осуществляется
посредством изъятия части
Широкое использование
распределительной функции для
перераспределения уже
Границы действия
распределительной функции
К особенностям
распределительной функции
Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельный отраслей экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.
Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состоянии экономики.
В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает все больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчётов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.
Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определенной сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое воплощение в создаваемом государством бюджетном механизме.
Бюджетный
механизм, являясь реальным воплощением
бюджетной политики, отражает конкретную
нацеленность бюджетных отношений
на решение экономических и
Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим:
а)предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);
б)перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);
в)государственное
регулирование (антимонопольное
г)осуществление
Государственный
бюджет; как и другие экономические
категории, активно используется государством
для практического решения
Наличие в
экономике товарно-денежных отношений
приводит к тому, что экономические
пропорции проявляются в двух
формах: натурально-вещественной и
стоимостной (денежной). Натурально-вещественная
форма предусматривает
В результате
относительной
Государственный бюджет как инструмент регулирования используется в совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций экономики, в регулировании темпов развития непроизводственной сферы, в перераспределении финансовых ресурсов в общих интересах. Он позволяет стимулировать лучшее использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, осуществлять систематический контроль соблюдения режима экономии во всех звеньях экономики и решать другие социально-экономические задачи. Многообразные направления использования бюджетных отношений в интересах развития общественного производства и повышения его эффективности позволяют говорить о государственном бюджете как об активном инструменте управления экономикой.
Характеризуя государственный бюджет как инструмент управления экономикой, необходимо подчеркнуть, что роль этого инструмента объективно предопределена, во-первых, всеобщим регулированием экономических связей, обуславливающим форму использования бюджетных отношений через основной финансовый документ, и, во-вторых, распределительной природой государственного бюджета, позволяющей использовать его в качестве важного экономического рычага воздействия на общественное производство. Значение и роль бюджета обусловлены его особенностью как экономического рычага, поскольку он является стоимостным рычагом сферы распределения общественного продукта, причем рычагом, имеющим исключительно широкую сферу действия.
По мере
развития экономики возрастает также
значение бюджетного контроля как инструмента
управления экономикой. Чем крупнее
масштабы общественного производства,
чем выше темпы экономического роста,
многообразнее и сложнее
Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение