Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет

Содержание работы

Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

mika.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

 

Налоги, сборы, пошлины могут способствовать ускоренному  развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие, играть антимонопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную экономическую деятельность или заставляют отказаться от нее.

 

Налоговыми  поступлениями, по определению, являются налоги и другие обязательные платежи  в бюджет, установленные Законом  РК «О налогах и других обязательных платежах в РК» (Налоговым кодексом Республики Казахстан). Экономическое  содержание налоговых поступлений обуславливается составляющими их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении материального источника доходов - национального дохода, являются специфической формой производственных отношений. В этой связи налоговые поступления характеризуются устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Они обусловлены реально существующими денежными отношениями и как часть финансовых отношений постоянно находятся в движении.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РК в состав налоговых поступлений  всех видов бюджетов включены следующие  виды налогов:

 

1.Корпоративный подоходный налог.

 

2.Индивидуальный подоходный налог.

 

3.Налог на добавленную стоимость.

 

4.Акцизы.

 

5.Налог на сверхприбыль.

 

6.Рентный налог на экспортируемую  сырую нефть.

 

7.Бонусы.

 

8.Роялти.

 

9.Социальный налог.

 

10. Земельный налог.

 

11. Единый земельный налог.

 

12. Налог на транспортные средства.

 

13. Налог на имущество.

 

14. Доля Республики Казахстан  по разделу продукции.

 

К налоговым поступлениям относятся  также различные сборы, платы  и пошлины, перечень которых по видам  и уровням бюджетов, установлен Бюджетным  кодексом. Например, сбор за государственную  регистрацию радиоэлектронных средств  и высокочастотных устройств, сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов, плата за использование особо охраняемых природных территорий, плата за размещение наружной (визуальной) рекламы, таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые товары и др.

 

В Бюджетном кодексе РК определенные виды налоговых поступлений закреплены за соответствующим уровнем бюджетной» системы. За республиканским бюджетом закрепляются такие налоговые поступления, которые имеют наиболее важное фискальное и экономическое значение. Это обусловливается необходимостью использования в государственных интересах функций налогов как финансовой категории, поскольку фискальная функция налогов предопределяет создание объективных предпосылок для вмешательства государства в экономические отношения. Тем самым у государства появляется возможность, используя экономическую (регулирующую) функцию налогов, существенного влияния на процессы, происходящие в экономике страны, на воспроизводство, на накопление капитала, на платежеспособный спрос населения.

 

Основу налоговой политики государства представляет использование государством налогов и их функций для, воздействия на экономические процессы. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговый механизм законодательно закрепляется в Налоговом кодексе. Через налоговую политику и налоговый механизм проявляется роль налогов в деятельности государства и в жизни общества. В зависимости от экономической политики государства изменяется роль и значение налоговых поступлений, меняется механизм, происходит их обновление и совершенствование.

 

Под неналоговыми поступлениями понимаются обязательные, невозвратные платежи  в бюджет, установленные Бюджетным, кодексом, кроме предусмотренных в Налоговом кодексе платежей: Эти платежи не относятся к поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной основе (кроме официальных трансфертов). В отличие от налоговых поступлений неналоговые поступления не имеют твердо установленной ставки, т.е. фискально-постоянного характера и, как правило, они планируются на уровне поступлений предыдущего года.

 

Неналоговые поступления принято классифицировать: а) по территориальному признаку; б) по методам формирования и взимания; в) по конкретным основаниям для взимания платежей. По первому признаку различают неналоговые поступления, подлежащие зачислению в бюджет определенного уровня (в доходы республиканского, областного или районного бюджета). По второму признаку выделяют обязательные и добровольные платежи. По третьему признаку неналоговые поступления подразделяются на конкретные виды в зависимости от формирующего платеж основания (например, поступления от реализации товаров государственными учреждениями, финансируемыми из бюджета).

 

Перечень неналоговых поступлений  устанавливается Бюджетным кодексом для юридических и физических лиц отдельно по уровням и видам  бюджетов в форме обязательных платежей. Обязательные платежи характеризуются значительно большей целевой направленностью использования, нежели налоговые поступления, что закреплено в Налоговом кодексе в виде механизма исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

 

В составе доходов государственного бюджета роль и значение налоговых  и неналоговых поступлений весьма велика, поскольку 80-90% всех доходов  приходится на долю этих поступлений. По отношению к валовому внутреннему  продукту величина налоговых и неналоговых поступлений составляет около 25%. При этом ежегодный рост налоговых поступлений составляет в среднем 12 - 13%. По неналоговым поступлениям такого стабильного ежегодного роста ожидать не следует, поскольку их прогнозирование подвержено влиянию различных внешних и внутренних факторов.

 

Немаловажное значение в составе  государственного бюджета имеет  определение соотношений поступлений  от предприятий нефтяного и не нефтяного секторов экономики. Это  обусловливается значительной зависимостью финансирования экономики республики за счет экспорта нефти. В связи с этим, налоговая политика должна быть направлена в большей степени на стимулирование развития не нефтяного сектора экономики, к снижению зависимости доходной части бюджета от колебаний мировых цен на нефть. Достижению этих целей способствует проводимая диверсификация экономики и система регулирования потока нефтедоходов через Национальный фонд республики. Функционирование Национального фонда осуществляется, по определению, в целях стабильного социально-экономического развития страны посредством использования его функций: сберегательной (финансовые средства накапливаются для будущих поколений) и стабилизационной (снижается зависимость экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов).

 

Планирование доходов республиканского и местных бюджетов и поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, является процессом разработки предложений по определению объемов поступлений республиканского и местных бюджетов на планируемый период и направлений их использования с учетом стратегических задач, приоритетности и в соответствии с задачами социально-экономического развития государства.

 

Прогнозирование поступлений бюджета  осуществляется уполномоченным органом  по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического развития республики или региона и среднесрочной фискальной политики на предстоящий трехлетний период.

 

Прогнозирование поступлений доходов  в бюджет, поступлений, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, на предстоящий год производится в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым Кодексом), Бюджетным Кодексом Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан «О Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу» от 1 сентября 2005 года № 1641 и другими нормативными правовыми актами.

 

Основными принципами прогнозирования  поступлений доходов бюджета являются:

 

-принцип преемственности - планирование  республиканского и местных бюджетов, поступлений в бюджет, направляемых  в Национальный фонд Республики  Казахстан, с соблюдением направлений  социально-экономического развития  республики, среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, с учетом результатов оценки эффективности реализации программ и исполнения бюджета истекшего и текущего финансовых годов;

 

-принцип приоритетности - планирование  республиканского и местных бюджетов  с соблюдением приоритетных направлений стратегического и социально-экономического развития республики или региона на предстоящий среднесрочный период;

 

-принцип обоснованности – планирование  доходов бюджета на основе  нормативных правовых актов и  других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений;

 

-принцип снижения зависимости  расходов от нефтяных поступлений  - уменьшение размера ненефтяного  дефицита за счет целенаправленного  развития ненефтяного сектора;

 

-принцип единого подхода к формированию расчетов прогнозных показателей по административно-территориальным единицам;

 

-принцип объективности – правильность  определения прогнозов поступлений  в бюджет по каждому виду  налога, сборов и других обязательных  платежей в целом по республике и в территориальном разрезе.

 

Для осуществления прогнозирования  с наибольшей вероятностью совпадения планируемых и фактических данных необходимо получить картину динамики показателей объема того или иного  вида налоговых поступлений в зависимости от складывающейся экономической ситуации, которая, в свою очередь характеризуется динамикой макроэкономических показателей.

 

Налоги, объемы которых складываются под непосредственным влиянием динамики макроэкономических показателей, выявляются в ходе корреляционного анализа, определяющего зависимость поступлений отдельных видов налогов от изменения макроэкономических показателей.

 

Основной задачей корреляционного  анализа является определение связи  между случайными величинами путем  оценки коэффициентов корреляции.

 

Для расчета функциональных взаимосвязей между поступлениями от конкретного  вида налогов и различными макроэкономическими  переменными используются методы регрессии.

 

Необходимая информация для осуществления  корреляционного и регрессионного анализа требует наличия экономических показателей за анализируемый период времени в ретроспективе и их прогнозные значения на планируемые годы в соответствии со среднесрочным планом социально-экономического развитии страны.

 

Применение регрессионных уравнений никоим образом не отрицает использования других методов расчета объемов налоговых поступлений.

 

Основными источниками формирования государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный подоходный налог, таможенные платежи и налоги, налог на добавленную стоимость на товары внутреннего производства, поступления за использование природных и других ресурсов и индивидуальный подоходный налог.

 

При формировании местных бюджетов основными доходными источниками  бюджета города являются подоходный и социальный налоги (65,4%), доходы от продажи и аренды земельных участков (14,3%), налоги на собственность (7,1%). В совокупности данные поступления составляют 86,8% от общего объема доходов.

 

2.2 Формирование расходов бюджета

 

Осуществление функций государства возможно только при их материальном опосредовании, поскольку деятельность государства связана с прямыми расходами государственных средств. Расходы показывают конкретную величину затрат. Совокупность конкретных видов государственных расходов всех уровней бюджетов, взаимосвязанных между собой, представляет собой систему расходов бюджета любого государства. Построение системы расходов основывается на принципах целевого направления средств, режима экономии и безвозвратности расходования государственных средств.

 

Государственные расходы должны осуществляться строго по целевому назначению - по направлениям, предусмотренным бюджетом. Принцип  безвозвратности средств используется в основном к финансированию социальной сферы, а когда речь идет о финансировании развития экономики, то имеет место результативное инвестирование, т.е. действует принцип возвратности выделяемых бюджетных ассигнований, которые рассматриваются при этом как производительные расходы бюджета. Принцип соблюдения режима экономии представляет собой систему форм и методов снижения расходов бюджета, которые позволяют осуществлять наибольшую результативность и эффективность использования бюджетных ресурсов.

 

Система расходов государственного бюджета  обусловлена рядом факторов, основными  из которых принято считать природу и функции государства, уровень социально-экономического развития страны, административно-территориальное устройство государства, формы предоставления бюджетных средств. Состав и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государством по распределению валового внутреннего продукта. В целях выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономике страны их классифицируют по различным признакам. В Бюджетном кодексе республики установлена классификация расходов бюджета, действующая на всех уровнях бюджетной системы.

 

Государственными расходами являются затраты государства на обеспечение  своего бесперебойного функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые покрываются из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все эти расходы государства в подавляющей части финансируются за счет средств, концентрируемых в государственном бюджете. Расходы государственного бюджета по роли в общественном воспроизводстве можно подразделить на две группы затрат: а) по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличению производственных фондов; б) по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.

Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение