Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:51, дипломная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы
Перечисление поступлений в бюджет производится на так называемый Сборный счет, каковым является контрольный счет наличности, на основании платежного документа в порядке, установленном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета. С этого счета затем осуществляется распределение денег между бюджетами, возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм, а также засчитываются поступления в бюджет между кодами бюджетной классификации доходов или между территориальными налоговыми органами.
Ежедневный порядок работы центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета заключается в приеме электронных платежных документов по поступлениям в бюджет от банков и других организаций, наделенных правом ведения отдельных видов банковских операций. Такой прием осуществляется через платежную систему Республиканского государственного предприятия «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального банка РК» в установленном законодательством порядке.
Один из важнейших принципов функционирования бюджетной системы - принцип самостоятельности - предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако не всегда этот принцип в полной мере реализуется, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы. Такое несоответствие в бюджетных системах ряда зарубежных стран решается с помощью закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы - доходы, в целях сбалансированности доходов и расходов поступающие в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по; нормативам, утвержденным в установленном - порядке; на соответствующий финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих налогов дифференцируются в разрезе региональных бюджетов в целях, их сбалансирования до минимально необходимого уровня.
Возврат на контрольные счета наличности республиканского и местных бюджетов неправильно произведенных платежей, сумм гарантийного взноса, внесенного государственным учреждением для участия в торгах, аукционах, конкурсах при несоответствии предъявляемым требованиям, и погашение дебиторской задолженности текущего года осуществляется путем увеличения суммы невыполненных обязательств и уменьшения кассовых расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Исполнение бюджета по расходам заключается в осуществлении мероприятий, направленных на выполнение бюджетных программ (подпрограмм), финансируемых за счет, бюджетных средств. При этом исполнение допускается в пределах сумм, не превышающих величину средств, утвержденных Законом о республиканском бюджете и в решении маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год, с учетом внесенных изменений и дополнений. Осуществление мероприятий, связанных с направлением бюджетных денег на цели, не предусмотренные паспортом бюджетной программы, также входит в процесс исполнения бюджета, к примеру, выполнение инкассовых распоряжений судов.
Финансирование бюджетных
Планы финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по обязательствам государственного учреждения являются основными документами по исполнению бюджета, поскольку в нем определяются объемы средств, в пределах которых государственное учреждение имеет право принимать обязательства для реализации мероприятий, предусмотренных в паспортах. Помесячное распределение годовых сумм плана финансирования по обязательствам государственного учреждения должно соответствовать срокам принятия обязательств согласно срокам реализации мероприятий по каждой бюджетной программе, предусмотренных в паспорте в течение соответствующего финансового года.
План финансирования по платежам государственного учреждения определяет объемы средств, в пределах которых государственное учреждение имеет право проводить платежи по принимаемым обязательствам для реализаций мероприятий, предусмотренных в паспортах. Помесячное распределение годовых сумм плана финансирования по платежам государственного учреждения должно соответствовать срокам осуществления платежей по получаемым товарам (работам, услугам) согласно сроку реализации мероприятий по каждой бюджетной программе и подпрограмме, предусмотренных в паспорте, в течение соответствующего, финансового года.
Планы финансирования по обязательствам
и платежам разрабатываются
-на основании расчетов по
бюджетным программам, представленных
в бюджетной заявке
-с учетом показателей
-в соответствии с
-согласно экономической
-в соответствии со структурой специфики экономической классификации расходов.
Планы финансирования по обязательствам
и платежам государственного учреждения,
а также расчеты к ним
Государственное учреждение несет ответственность за правильность составления планов финансирования по обязательствами платежам и за своевременное представление их соответствующему администратору бюджетных программ в соответствии с законодательством РК.
Планы финансирования по обязательствам и платежам администраторов бюджетных программ используются для формирования соответствующих сводных планов финансирования. Сводный: план финансирования - документ, представляющий собой план, на основе которого осуществляется помесячное исполнение поступлений и расходов, утвержденных соответствующих бюджетов по Единой бюджетной классификации РК.
Сводные планы поступлений составляются исходя из установленных сроков платежей в бюджет в соответствии с законодательными актами. При этом учитываются динамика среднемесячных поступлений в бюджет в предыдущие годы, результаты анализа динамики доходности государственных ценных бумаг и уровня спроса и предложения на рынке ценных бумаг, условия заключенных кредитных соглашений и договоров (соглашений) о займах.
Сводные планы составляются в соответствии с помесячным распределением утвержденных годовых сумм доходов и расходов бюджетов всех уровней. Эти планы уточняются путем внесения в них изменений в установленном действующими Правилами порядке, а также на основе детальных планов финансирования республиканских и местных бюджетных; программ, государственных учреждений, которые в сумме не должны превышать объемы сводных планов финансирования соответствующих бюджетов.
Центральный и местные уполномоченные органы по исполнению бюджетов выдают разрешения государственным учреждениям на принятие обязательств на основе паспортов бюджетных программ, сводных планов финансирования соответствующих бюджетов с учетом ожидаемого объема поступлений денег. Затем доводят их в установленном порядке до соответствующих администраторов бюджетных программ через территориальные органы Министерства финансов.
Государственные учреждения принимают обязательства только в пределах тех объемов, которые утверждены планами финансирования на соответствующий финансовый год. Обязательства государственного учреждения регистрируются территориальным органом казначейства по заявке установленной формы, подписанной уполномоченными лицами и заверенной печатью. Заявка представляется отдельно по каждому поставщику товаров (работ, услуг) либо получателю бюджетных средств по каждому коду ЕБК для одного и более товаров (работ, услуг).
Регистрация гражданско-правовых сделок; государственных учреждений осуществляется с целью контроля использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными паспортами бюджетник программ, а также исключения возникновения обязательств бюджета сверх утвержденных объемов и выданных разрешений. Регистрация сделок производится после их заключения в установленном порядке при выполнении всех требований и предоставлении всех необходимых документов. Гражданско-правовые сделки действительны и имеют силу только после их обязательной регистрации в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета.
Осуществление платежей и переводов денег означает формирование счетов к оплате и платежных документов. Счет к оплате - это документ, на основе которого центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет платежи. Осуществление платежей по обязательствам государственных учреждений, которые не должны превышать установленную по обязательствам сумму, производится на основании подтверждающих документов. Под подтверждающими документами понимаются такие документы, которые свидетельствуют о факте поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки.
Платежи проводятся в пределах свободных остатков на контрольных счетах наличности соответствующих бюджетов или государственных учреждений. Переводы денег производятся на основании представленных государственными учреждениями счетов к оплате, которые служат указанием о выплате денег. Осуществление платежей в иностранной валюте производится в соответствии с мероприятиями, предусмотренными в паспорте бюджетной программы и связанными с международной деятельностью и сотрудничеством. Для осуществления платежей производится конвертация национальной валюты в иностранную валюту (на дату оплаты) на основании представленного государственным учреждением счета к оплате, заявления на покупку иностранной валюты и в порядке, установленном законодательством страны.
Проведение платежей осуществляется в форме исполнения инкассовых распоряжений, использования аккредитивной формы расчетов в форме обслуживания счетов спонсорской и благотворительной помощи и депозитных счетов государственных учреждений. Оформление счетов к оплате и проведение платежей осуществляется в соответствии с требованиями и в порядке, утвержденных Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов.
По законодательству деньги, поступающие от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), подлежат зачислению в соответствующий бюджет. Вместе с тем, в соответствии с законодательными актами они имеют право оставлять в своем распоряжении Деньги от реализации товаров (работ, услуг), не относящиеся к их основной деятельности. Перечень видов таких товаров с указанием кодов функциональной классификации расходов, источников образования и направлений использования утверждается центральным уполномоченным органом. Величина денег, остающихся в распоряжении государственных учреждений, планируется и используется в соответствии с Правилами исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов. Они зачисляются на счет, открытый для учета денег, поступающих от реализации товаров, и их распорядителями являются руководители государственных учреждений.
Кратко о результатах
Поступления в государственный бюджет составили 1,74 трлн. тенге с превышением плана на 3,1%, расходы произведены на сумму 1,71 трлн. тенге, или 93,8% от плана. При запланированном дефиците – 141,4 млрд. тенге, фактически сложился профицит в 23,9 млрд. тенге.
Теперь более детально
По доходам: За 9 месяцев в государственный бюджет поступило доходов в сумме 1 721,1 млрд. тенге, процент исполнения плана на отчетный период составил 103,5%.
На 1 октября 2006 года расходы государственного бюджета составили 1 714, 4 млрд. тенге и исполнены на 93,8% к плану финансирования по платежам на отчетную дату (1 826, 8 млрд. тенге), в том числе расходы республиканского бюджета -1 439,8 млрд. тенге и исполнены на 96,4% к плану (1 493,2 млрд. тенге), местные бюджеты – 722,6 млрд. тенге и исполнены на 92,1% к плану (784,7 млрд. тенге).
Основными причинами неосвоения является следующее:
-не представление актов-
-длительное проведение
-по причине несостоявшихся
-невостребованность бюджетных
средств, некачественное
-несвоевременное принятие
-курсовая разница;
-экономия по результатам
По-прежнему недостаточная работа проводится администраторами бюджетных программ при формирований перечня инвестиционных проектов для их защиты на заседаниях «Республиканской бюджетной комиссии». Проекты выносятся без наличия технико-экономических обоснований, проектно-сметной документаций, государственной экспертизы, при этом стоимость проекта указывается приблизительная. Довольно часто вносятся изменения в наименования проектов. Такие проекты, как правило, не находят поддержки «Республиканской бюджетной комиссии». Но если даже поддерживаются, то появляются проблемы в ходе освоения выделенных средств по таким проектам.
Необходимо обратить внимание на паспорта бюджетных программ. Паспортами определяются цели и задачи бюджетных программ. Следование целям и задачам исключает нецелевое использование бюджетных средств.
Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение