Государственный долг и методы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Исследование государственного долга Российской Федерации является актуальным потому, что государственный долг существенно влияет на макроэкономическое развитие государства.
Целью работы является определение влияния государственного долга на финансовую систему Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность государственного долга Российской Федерации;
2. Определить структуру государственного долга;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………...3-4
Глава 1. Теоретические основы государственного долга
1.1. Понятие и значение государственного долга…………………………….....5-7
1.2. Классификация государственного долга……....…………………………..8-13
1.3. Причины возникновения государственного долга ………………….......13-18
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга РФ………………………………………………………………………………..19-26
2.2. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ………………………………………………………………………………..26-30
Глава 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения.
3.1. Основные задачи по управлению государственным долгом…................31-32
3.2. Пути их решения ………………………………………………..................32-34
Заключение…………………………………………………………………...…35-36
Список литературы………………………………………………..............

Файлы: 1 файл

курсовая финансы 2 курс.docx

— 72.17 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

«Финансы»

 

 

на тему: «Государственный долг и методы управления им»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      стр.                                                                                                                                                               

Введение…………………………………………………………….……………...3-4

Глава 1. Теоретические основы государственного долга

1.1. Понятие и значение  государственного долга…………………………….....5-7

1.2. Классификация государственного долга……....…………………………..8-13

1.3. Причины возникновения государственного долга ………………….......13-18

Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга

2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга РФ………………………………………………………………………………..19-26

2.2. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ………………………………………………………………………………..26-30

Глава 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения.

3.1. Основные задачи по управлению государственным долгом…................31-32

3.2. Пути их решения ………………………………………………..................32-34

Заключение…………………………………………………………………...…35-36

Список литературы………………………………………………......................37-38

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др. 

Государственные финансы представляют собой довольно разветвленную систему отношений, которая опосредуется формированием и использованием централизованных на разных уровнях административного деления фондов денежных средств. Разветвленность этой системы и наличие значительного количества фондов обуславливается разнообразием функций государства и задач, которые она решает, а также разграничением функций и полномочий между различными уровнями государственной власти.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. 

Центральной проблемой государственных финансов является проблема государственного долга. Долг является важным элементом круговорота "доходы-расходы". Когда в экономике растут доходы, растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами и правительством. Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения передаются экономическим агентам, которые осуществляют расходы. Если домохозяйства не склонны к заимствованиям, то частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений. Итак, чтобы экономика не отошла от состояния полной занятости ресурсов, эти сбережения должны быть использованы государством путем прироста государственного долга.

 Исследование государственного долга Российской Федерации является актуальным потому, что государственный долг существенно влияет на макроэкономическое развитие государства.

Целью работы является определение влияния государственного долга на финансовую систему Российской Федерации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать  сущность государственного долга  Российской Федерации;

2. Определить структуру государственного долга;

3. Проанализировать  понятие государственного долга  и его функции;

Объектом данного исследования является государственный долг Российской Федерации. Предметом - современное состояние государственного долга Российской Федерации, его размер и методы управления им.

В соответствии с поставленными целями и конкретными задачами исследования, определена структура работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного долга.

 

    1. Понятие и значение государственного долга.

 

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами – физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.

Как один из видов кредита  государственный кредит предоставляется на началах вероятности и платности, однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во – первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский кредит – это движение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.

Во – вторых, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности – товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.

Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.

Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.

Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально- государственных и административно - территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии – уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России – это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.

Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.

Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.

    1. Классификация государственного долга.

 

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации; во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные отличия: Внешний долг – это совокупный объем финансовых средств, взятый в долг у кредитно-финансовых организаций других стран. Внутренний долг государственный – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.

Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).

Принципиальная классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

- долг органам кредитно-денежного  регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного  сектора, прочим финансовым учреждениям;

- долг международным организациям, органам управления зарубежных  государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков.

Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы.

Внутренний долг включает в себя: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям; внешний долг включает в себя аналогичный список.

Информация о работе Государственный долг и методы управления им