Государственный долг и методы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Исследование государственного долга Российской Федерации является актуальным потому, что государственный долг существенно влияет на макроэкономическое развитие государства.
Целью работы является определение влияния государственного долга на финансовую систему Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать сущность государственного долга Российской Федерации;
2. Определить структуру государственного долга;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………...3-4
Глава 1. Теоретические основы государственного долга
1.1. Понятие и значение государственного долга…………………………….....5-7
1.2. Классификация государственного долга……....…………………………..8-13
1.3. Причины возникновения государственного долга ………………….......13-18
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга
2.1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга РФ………………………………………………………………………………..19-26
2.2. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ………………………………………………………………………………..26-30
Глава 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения.
3.1. Основные задачи по управлению государственным долгом…................31-32
3.2. Пути их решения ………………………………………………..................32-34
Заключение…………………………………………………………………...…35-36
Список литературы………………………………………………..............

Файлы: 1 файл

курсовая финансы 2 курс.docx

— 72.17 Кб (Скачать файл)

В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:

- контракты с рассрочкой платежа; 

- краткосрочные  или среднесрочные коммерческие  кредиты, подтвержденные траттами и векселями; 

- тратты и векселя с платежом по предъявлении; 

- отзывные и безотзывные  аккредитивы, включая аккредитивы  с рассрочкой платежа; 

- инкассо; 

- другие коммерческие  обязательства, которые могут быть  отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

К 1 апреля 2012 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 56,7 млн. долл., к 1 апреля 2013 года эта сумма существенно сократилась и составила 22 млн. долл.

Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям. 

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 апреля 2012 года составляла 1017 млн. долл. 1 апреля 2013 года этот показатель оценивался в 11301,1 млн. долл.

Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.

Отсутствие серьезной программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного фонда и широкого разброса соответствующих предложений.

В Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней задолженности государства тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

Следующая проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности. 

В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

- снижается общий  объем;

- повышается доля  рыночных инструментов (ОВГВЗ); 

- снижается долговая нагрузка на экономику; 

Из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

 
2.2. Анализ динамики  и структуры внутреннего государственного  долга РФ. 

Государственный внутренний долг – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Структура современного внутреннего долга РФ:

- Государственные  сберегательные облигации с постоянной  процентной ставкой купонного  дохода (ГСО-ППС), с фиксированной  процентной ставкой купонного  дохода (ГСО-ФПС):

- Облигаций федерального  займа с постоянным купонным  доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией  долга (ОФЗ-АД).

Купонные облигации могут выпускаться с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций.

Облигации федерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций. 

Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ. 

Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости. Размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей. 
Облигации федерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

Объем внутреннего государственного долга Российской Федерации снизился по сравнению с показателем на 1 января 2013г. (4 977,898 млрд. руб) и составил на 1 апреля 2013г. 4 790,192 млрд. руб. 

В структуре внутреннего долга по состоянию на 1 апреля 2013 года доля ОФЗ-ПД составила 2 140,328 млрд. рублей, ОФЗ-АД - 1 045,984 млрд. рублей, ГСО-ППС - 475,550 млрд. рублей, ГСО-ФПС - 132 млрд. рублей и ОВОЗ - 90 млрд. рублей.

Эволюция рынка государственных ценных бумаг вполне логично разбивается на этапы, которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга. 

Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций.

Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. 

Этап 3 определяется системным финансовым кризисом. 

Этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. 

Этап 5 представляет современное развитие рынка внутреннего долга.  
На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

- снижен уровень  доходности по государственным  облигациям;

- стратегия формирования  портфеля внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных  финансовых инструментов, была положительно  воспринята инвесторами;

- значительно увеличились  ликвидность рынка и ежедневный  оборот по государственным облигациям.

Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 г.

Существует ряд мнений специалистов, что экспансия внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны. 

Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований является так называемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Проблемы управления  российским долгом и пути их решения.

 

3.1. Основные задачи по управлению государственным долгом.

 

Управление государственным долгом представляет собой сложную, многоаспектную комплексную процедуру, включающую в себя несколько важнейших задач.

Мероприятия по управлению государственным долгом входят в комплекс мероприятий по управлению государственным кредитом. Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

1. Обслуживание и погашение  государственного долга;

2. Выпуск и размещение  новых облигационных займов:

3. Поддержание вторичного  рынка долговых обязательств;

4. Регулирование рынка  государственного кредита;

5. Выработка порядка, условий  и форм предоставления государством  кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Задачи по управлению долгом:

·  сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

·  оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

·  оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

·  рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

·  повышение эффективности использования заемных средств.

Существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

·  разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

·  разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;

·  разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;

·  создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

·  разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

·  разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

 

3.2. Пути преодоления.

 

Существуют два основных пути решения: - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Информация о работе Государственный долг и методы управления им