Государственный долг, проблемы управления им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы я не ставил поиск или разработку путей выхода из «долгового» кризиса, так как этим занимается ни одна тысяча экспертов, и мой вклад был бы более чем скромным. Но в работе будет четко определена ситуация с долговыми обязательствами России, будут приведены мнения специалистов и их видение выхода из создавшегося положения. При написании работы я использовал материалы, подготовленные специалистами и экспертами в области экономики и государственного долга в частности.

Содержание работы

Введение 3 1 Определение и сущность государственного долга 5
1.1 Государственный внешний долг, его структура 18
1.2 Внутренний долг 23
2 Управление государственным долгом 27
2.1 Мировая практика управления государственным долгом 27
2.2 Денежная эмиссия как инструмент управления долгом 35
2.3 Механизм "долги на проведение природоохранной деятельности" (ДНП) 39
3. Основные проблемы управления государственным долгом в РФ 44
Заключение 50
Приложения 52
Литература

Файлы: 1 файл

Государственный долг проблемы управления им.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

- Еврооблигации

В 1996 г. произошло событие, которое могло стать поворотным в кредитной истории страны, Россия выходит на рынок еврооблигаций, впервые с 1917 года заняли деньги на рынке у частных инвесторов, а  не у государств под обещания реформ. Несмотря на то, что кредитные рейтинги суверенных еврооблигаций не высоки, вероятность погашения данного вида задолженности своевременно и в полном объеме достаточно высока, даже в случае не самого оптимистичного сценария развития экономической ситуации в России.

В мировой финансовой истории случаи дефолта по суверенным евробондам единичны. (Формально еврооблигационные займы  не имеют особого статуса по сравнению, например, с двусторонними кредитными соглашениями или долгами международным кредитным организациям, однако кредиторы предпочитали выполнять все свои обязательства по еврооблигациям из-за весьма сложной процедуры ее реструктуризации - они распределены среди значительного числа владельцев.) В то же время вряд ли серьезные реформы сложившейся мировой практики следует ожидать в кратчайшей перспективе.

-  Облигации  внутреннего валютного займа  (ОВВЗ)

Есть, еще один вид  долговых обязательств России, которые  занимают промежуточное положение, - облигации внутреннего валютного  займа, или вэбовки. По происхождению они относятся к внутреннему долгу, но, как правило, рассматриваются вместе с внешними долгами. Структуру долга в ОВВЗ смотрите в таблице 3. Это старейшие российские облигации, выпущенные еще в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами-резидентами.

                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Таблица 3 Структура долга  в ОВВЗ                                                   

Выпуски ОВВЗ

Вид обязательств

Номинал (млн. долл. США)

Купон (%)

ОВГВЗ - ОГВЗ

-

-

ОВГВЗ - III

121

3

ОВГВЗ - IV

3462

3

ОВГВЗ - V

2837

3

ОВГВЗ - VI

1750

3

ОВГВЗ - VII

1750

3

ОВГВЗ

864

3

итого по ОВГВЗ / ОГВЗ

10784

-


Наиболее вероятна реструктуризация этого вида задолженности с частичным  погашением текущего долга. Параметры  реструктуризации будут существенно зависеть от результатов переговоров с Международным валютным Фондом.

С "неформальной" точки зрения среди заложенных в бюджет платежей по валютным обязательствам ОВВЗ имеют  наименьший приоритет (в бюджет также  заложены процентные платежи по еврооблигациям). Этот долг является внутренним (по рублевым внутренним долгам дефолт уже состоялся) и, что самое главное "советским". В 1999-2000 гг. явственно прослеживалась линия Минфина на дифференцированное отношение к долговым обязательствам России и бывшего СССР. /6/

- Задолженность  перед Парижским клубом

Парижский клуб - организация, объединяющая страны кредиторы (в отличие  от Лондонского клуба, в который  входят частные кредиторы). Задолженность  России Парижскому клубу не секьюритизирована и фактически представляет собой набор отдельных двусторонних межправительственных договоров с наиболее экономически развитыми странами мира (Европейский союз, США, Япония). Вступление в Парижский клуб в 1997 году способствовало проведению реструктуризации задолженности перед странами - членами клуба, доставшуюся России в наследство от бывшего СССР.

-Коммерческие  кредиторы

Коммерческая задолженность  бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных  услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб).В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.

Необходимо отметить, что советник президента по экономическим  вопросам Андрей Илларионов считает, что реальный внешний государственный долг за последние годы не уменьшился. Как он отметил на пресс-конференции, необходимо изменить его оценку, поскольку внешний госдолг сейчас включает в себя лишь обязательства Минфина, но не внешние обязательства государственных компаний. "Это не правильно, так как это обязательства не частных компаний", - подчеркнул он. Отметим, что, по данным Минфина, последние несколько лет в России наблюдается снижение внешнего долга по отношению к ВВП.

А.Илларионов напомнил, что в текущем  году "Роснефть" заняла на внешнем  рынке 6 млрд долл. для приобретения "Юганскнефтегаза", а Газпром - 13 млрд долл. для покупки "Сибнефти". Таким образом, реальный государственный  внешний долг увеличился на 19 млрд долл. Советник президента указал, что в рамках досрочного погашения части внешнего долга России странам - кредиторам Парижского клуба была выплачена сопоставимая сумма (15 млрд долл.). По словам А.Илларионова, реальные обязательства госсектора - госбюджета и госкомпаний - по существу не изменились. "Общий объем государственного долга за последние годы в лучшем случае не изменился", - заключил советник президента.

                                                                                                                        

1.2 Внутренний долг

Внутренний государственный  долг регулируется законом “О государственном  долге Российской Федерации” и обслуживается  ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в ЦБ РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ .

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести государственные  краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа (« вэбовки»), к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.

Первая попытка российских денежных властей создать рынок государственных ценных бумаг, как известно, окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством предоставления ЦБ прямых кредитов правительству и их замена выпуском ценных бумаг реализовалась в то, что позднее было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным финансовым кризисом. Российское правительство объявило дефолт по государственным ценным бумагам, чем были вызваны валютный и банковский кризисы, а Россия фактически оказалась исключена из мировой финансовой системы.

Существование рынка  внутреннего долга не является уникальным случаем в мировой практике - практически  все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Практически же уникальным случаем является как раз отказ от обслуживания внутреннего долга, с учетом возможности его монетизации или переоформления во внешние ценные бумаги. Тем не менее российское правительство пошло в августе 1998 г. именно на такой шаг, что было обусловлено комплексом проблем, накопившихся в результате стратегических (например,можно выделить высокую реальную доходность на начальном этапе развития рассматриваемого рынка) и тактических ошибок денежных властей.

К лету 1998 года на выплаты  по ГКО/ОФЗ уходило до 70% доходов  бюджета. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Гос.Дума. В результате из трех известных способов решения долговой проблемы – увеличение первичного профицита бюджета, эмиссии и дефолта правительство выбрало последнее. Девальвация рубля, с одной стороны, помогла еще в большей степени снизить объемы рублевых обязательств в долларовом выражении.

Заявленный Правительством уровень сбалансированности бюджета  на ближайшие годы предполагает превышение выплат по внутреннему долгу над  суммой средств, привлеченных с финансового рынка. При рациональном подходе  к возможностям заимствований с внутреннего рынка по ставкам, превышающим уровень инфляции не более, чем на 30-50%, денежное предложение (по расчетам Минфина РФ) с рынка внутреннего долга составит в 2000 году – около 100 млрд.рублей, в 2002 году – 87 млрд.рублей и в 2003 году – 78 млрд.рублей. В 2003 году указанный показатель составит около 80 млрд.рублей. Такой высокий уровень ожидаемого поступления средств с рынка государственного внутреннего долга связан, прежде всего, с погашением в течение рассматриваемого периода выпущенных в значительных объемах в 1997-1998 гг. с купонными расходами от 12 до 20% годовых. Кроме того, это связано с погашением, начиная с 2001 года, ОФЗ, выпущенных в ходе новации, отказом от привлечения длинных, дорогих заемных средств, а также выплатами через систему внутреннего долга компенсационных средств по долгам Советского Правительства, по обесцененным сбережениями в Сбербанке и т.д.

Структура внутренних долговых обязательств Российской Федерации показана в приложениях 3,4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Управление государственным долгом

2.1Мировая практика управления  государственным долгом

В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:  
1. обмен одних долговых обязательств на другие (схема "облигации-облигации");  
2. обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции");  
3. досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема "выкуп");  
4. списание части долговых обязательств.  
      

1.) Схема "облигации-облигации" 

Наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие  стал обмен "проблемных" долговых обязательств на новые. Самым распространенным способом проведения подобных сделок является так называемый "план Бреди" (по имени главы казначейства США, впервые выступившего с такой инициативой в 1989 г.). Основание же для реализации этой схемы в той или иной стране - согласование правительством этого государства программы экономических действий с МВФ (обычно она носит название Structural Adjustment Program).

В общих чертах "план Бреди" выглядит следующим образом. Правительство страны, намеревающейся реструктурировать свой национальный долг, достигает определенных договоренностей  с МВФ и разрабатывает совместно с фондом программу структурной перестройки экономики, включающую в себя предоставление стране новых кредитных ресурсов. После того как эта программа начинает успешно претворяться в жизнь, инвесторам предлагается обменять имеющиеся у них кратко- и среднесрочные долговые обязательства на долгосрочные ценные бумаги, номинированные обычно в валюте одного из государств "большой семерки", которые частично обеспечены US T-Bills. При этом происходит частичное списание долга (от 20 до 50%).. Впоследствии аналогичные варианты реструктуризации широко применялись в странах Латинской Америки (Аргентине, Бразилии и т.д.), Восточной Европы (Болгарии, Польше), Африки (Нигерии, Марокко). Юго-Восточной Азии (Филиппинах). В ходе реализации данной программы Всемирным банком, МВФ и Экспортно-импортным банком Японии был создан специальный фонд в 32 млрд. долл. для обеспечения выпуска Brady bonds; на эти средства приобретались US T-Bills, которые являлись обеспечением новых ценных бумаг.                                              Кардинальное отличие обычной схемы реструктуризации "облигации-облигации" от "плана Бреди" - относительно стабильное состояние экономики страны, предлагающей подобный обмен, а также безупречность кредитной истории инструментов, подлежащих обмену, причем наличие согласованной с МВФ программы экономических действий не является необходимым условием. Примерами применения подобных схем в последнее время могут служить предложения российского правительства образца июля 1998 г. об обмене части ГКО/ОФЗ на еврооблигации, а также инициатива монетарных властей Перу и Аргентины, относящаяся к осени 1997 г., об обмене Brady bonds на еврооблигации.                               Итак, налицо два возможных варианта указанной схемы: обмен долговых обязательств, номинированных в национальной валюте, на облигации, чей номинал выражен в иностранной валюте, и обмен одних "внешних" (как правило, Brady bonds) долгов на другие.

Информация о работе Государственный долг, проблемы управления им