Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 07:15, контрольная работа

Описание работы

Задачи работы:
1.определить понятие, сущность и виды государственного долга;
2.рассмотреть принципы управления госдолгом;
3.проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. рассмотреть методы госдолга и его обслуживание.
5. рассмотреть проблемы и перспективы госдолга.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретико-правовые аспекты формирования долговых обязательств. 4
1.1 Понятие и причины возникновения гос.долга. 4
1.2 Классификация гос. долга по различным критериям. 6
1.3 Состав и предельные значения гос. долга. 8
2. Анализ показателей долговой нагрузки РФ. 9
2.1 Методы управления гос. долгом и его обслуживание. 9
2.2 Оценка структуры и динамики гос. внешнего долга. 11
2.3 Анализ внутреннего долга РФ. 15
3 Совершенствование гос. политики по управлению долговыми обязательствами. 18
3.1 Проблемы долговой политики. 18
3.2 Перспективы реализации государственной долговой политики. 20
Литература: 24

Файлы: 1 файл

фин.docx

— 88.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение 3

1.Теоретико-правовые  аспекты формирования долговых  обязательств. 4

1.1 Понятие  и причины возникновения гос.долга. 4

1.2 Классификация  гос. долга по различным критериям. 6

1.3 Состав  и предельные значения гос.  долга. 8

2.  Анализ  показателей долговой нагрузки  РФ. 9

2.1 Методы  управления гос. долгом и его  обслуживание. 9

2.2 Оценка  структуры и динамики гос. внешнего  долга. 11

2.3 Анализ  внутреннего долга РФ. 15

3 Совершенствование  гос. политики по управлению  долговыми обязательствами. 18

3.1 Проблемы  долговой политики. 18

3.2  Перспективы  реализации государственной долговой  политики. 20

Литература: 24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики.

Государственный долг и его  рост сильно влияют на функционирование экономики.

На современном этапе  во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи  с хронической дефицитностью  бюджетов государств, ростом военных  расходов.

Актуальность работы заключается  в проблеме долговой зависимости  государства и, прежде всего перед  иностранными кредиторами.

Объект исследования –  государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным  долгом.

Задачи работы:

1.определить понятие, сущность и виды государственного долга;

2.рассмотреть принципы управления госдолгом;

3.проанализировать процесс управления государственным долгом в России;

4. рассмотреть методы  госдолга и его обслуживание.

5. рассмотреть проблемы  и перспективы госдолга.

1.Теоретико-правовые аспекты формирования долговых обязательств.

1.1 Понятие и причины возникновения гос.долга.

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Кодекса.

В экономической литературе под государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок. Можно уловить тесную взаимосвязь между понятиями государственный долг и дефицит бюджета. Как известно, под дефицитом бюджета понимают сумму, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны: во-первых, государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита. Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг, который необходимо выплачивать с процентами.

Положительное воздействие  долга проявляется в обеспечении  правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

В этом плане видятся две  опасности: возможность банкротства  нации и опасность переложения  долгового бремени на будущие  поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Управление государственным  долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение  необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.[2.c 109]

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

 Опасность большого  государственного долга связана  не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство   для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.  

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

  • Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  • Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • Усиливается неравенство в доходах;
  • Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала  и сокращению производственного потенциала страны;
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
  • Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде.
  • Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния.
  • Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж.
  • Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

1.2 Классификация гос. долга по различным критериям.

Классификация долга по различным  признакам:

1)В зависимости от степени  охвата совокупности обязательств

- основной долг (вся сумма  задолженности государства, по  которой не наступил срок платежа  и которая не может быть  предъявлена к оплате в течение данного периода)

- текущий долг (задолженность  государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа)

2) по форме обязательств:

- кредит, привлеченный от  имени РФ   

- государственная ценная  бумага РФ   

- бюджетный кредит РФ     - государственная гарантия РФ

3) в зависимости от  рынка заимствований, типа кредитора  и валюты заимствований:

- внутренний (долг в валюте РФ) .Внутренний государственный долг характеризует долг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

- внешний (долг в иностранной валюте). Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги.

4) по типу заемщика: 

- долг РФ 

- долг субъектов РФ 

  - муниципальный долг

5) по срочности:

 - краткосрочные (менее 1 года)

- среднесрочные (от 1 до 5 лет)  

- долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно)

Можно выделить следующие  уровни долга:

- Федеральный - представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

- Региональный - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

- Муниципальный - состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. [1.с 118]

1.3 Состав и предельные значения гос. долга.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным  от имени Российской Федерации  как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным  бумагам, выпущенным от имени  Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным гарантиям  Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

Согласно ФЗ РФ от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» верхний предел государственного внутреннего долга РФ по государственным гарантиям РФ в валюте РФ на 1 января 2015 года в сумме 2 211 152 001,1 тыс. рублей, на 1 января 2016 года в сумме 2 734 372 801,1 тыс. рублей и на 1 января 2017 года в сумме 2 836 882 801,1 тыс. рублей.

Верхний предел государственного внешнего долга РФ по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте на 1 января 2015 года в сумме 22,2 млрд. долларов США, или 17,1 млрд. евро, на 1 января 2016 года в сумме 25,6 млрд. долларов США, или 19,7 млрд. евро, и на 1 января 2017 года в сумме 29,6 млрд. долларов США, или 22,8 млрд. евро.

2.  Анализ показателей долговой нагрузки РФ.

2.1 Методы управления гос. долгом и его обслуживание.

 Государственный долг  вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

Методы управления госдолгом:

  • конверсия;
  • консолидация;
  • унификация;
  • обмен облигаций по регрессивному соотношению;
  • отсрочка погашения;
  • реструктуризация;
  • аннулирования.
  • рефинансирование.
  • новация.

Конверсия - это изменение  доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения  финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному  займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация займов - это  объединение нескольких займов в  один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Информация о работе Государственный долг РФ