Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 07:15, контрольная работа

Описание работы

Задачи работы:
1.определить понятие, сущность и виды государственного долга;
2.рассмотреть принципы управления госдолгом;
3.проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. рассмотреть методы госдолга и его обслуживание.
5. рассмотреть проблемы и перспективы госдолга.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретико-правовые аспекты формирования долговых обязательств. 4
1.1 Понятие и причины возникновения гос.долга. 4
1.2 Классификация гос. долга по различным критериям. 6
1.3 Состав и предельные значения гос. долга. 8
2. Анализ показателей долговой нагрузки РФ. 9
2.1 Методы управления гос. долгом и его обслуживание. 9
2.2 Оценка структуры и динамики гос. внешнего долга. 11
2.3 Анализ внутреннего долга РФ. 15
3 Совершенствование гос. политики по управлению долговыми обязательствами. 18
3.1 Проблемы долговой политики. 18
3.2 Перспективы реализации государственной долговой политики. 20
Литература: 24

Файлы: 1 файл

фин.docx

— 88.23 Кб (Скачать файл)

Обмен по регрессивному соотношению облигаций предыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательно, так как он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения - это  перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов  не производится.

Под реструктуризацией долга  в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение  долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Рефинансирование - представляет собой погашение основного долга  и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов.

Новация - оглашение между  кредитором и заемщиком о прекращении  действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

Аннулирование – мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу)

2.2 Оценка структуры и динамики гос. внешнего долга.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

По данным Министерства Финансов внешний долг России за 2012 год вырос  на 38,6 процента в евровом эквиваленте. В долларовом выражении процент роста долга ещё больше — 41,8 процента. В конкретных цифрах размер государственного внешнего долга России на 1 января 2013 года составлял более 38 миллиардов евро или почти 51 миллиард долларов. Тенденции роста внешнего долга России наметились в 2012 году. Согласно отчётам Минфина за 2011 год, в этот период произошло сокращение задолженности (по сравнению с 2010 годом) на 8,4 процента в евро и на 10,4 процента в долларах.

Рост госдолга России в 2012 году объясняется увеличением задолженности страны по госгарантиям в валюте и долгу по внешним облигационным займам, каждая из которых выросла более чем в 1,3 раза. Долг по госгарантиям России — с 8,6 миллиарда до 11,4 миллиарда долларов, а долг по внешним займам — с 26,4 миллиарда до 34,9 миллиарда долларов.

 К позитивным тенденциям, характеризующим финансовое положение  России, можно отнести наметившееся  сокращение внешнего долга страны  в январе 2013 года. За первый месяц  текущего года внешний долг  снизился на 2,1 процента в евро  и на 0,25 процента в долларах. В  денежном выражении в начале февраля эти показатели были равны 37,537 миллиарда евро и 50,645 миллиарда долларов соответственно. [7]

Государственный внешний  долг России по состоянию на 1 октября 2013г. составил 55,78 млрд долл. Об этом сообщает Министерство финансов РФ. По сравнению с показателем на 1 сентября 2013г. в 49,54 млрд долл., рост составил 12,6%.

Наибольшую долю в структуре  внешнего государственного долга (72,9%) занимает задолженность по внешним  облигационным займам - 40,65 млрд долл., 20,2% составляют государственные гарантии РФ в иностранной валюте - 11,26 млрд долл. Кроме того, задолженность перед официальными кредиторами (включая членов Парижского клуба и бывшие страны Совета экономической взаимопомощи) составляет 2,21 млрд долл. (3,6%), задолженность перед международными финансовыми организациями - 1,63 млрд. долл. (2,9%), а коммерческая задолженность бывшего СССР - 23 млн долл. (0,04%). [8]

Таблица 1. - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 декабря 2013 года

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

55 834,6

41 012,7

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

161,8

118,8

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 061,2

779,5

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

943,6

693,1

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

22,1

16,2

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1 587,2

1 165,9

Задолженность по внешним  облигационным займам

40 658,3

29 865,1

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 469,1

внешний облигационный заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 469,1

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 546,2

внешний облигационный заем с погашением в 2019 году

1 500,0

1 101,8

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 570,9

внешний облигационный займ с погашением в 2020 году

1 021,0

750,0

внешний облигационный заем с погашением в 2022 году

2 000,0

1 469,1

внешний облигационный заем с погашением в 2023 году

3 000,0

2 203,6

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 836,2

 внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

15 171,0

11 143,7

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

внешний облигационный заем с погашением в 2042 году

3 000,0

2 203,6

 внешний облигационный  заем с погашением в 2043 году

1 500,0

1 101,8

Задолженность по ОВГВЗ

5,5

4,1

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 394,9

8 370,0

* в соответствии со статьей  6 Бюджетного кодекса Российской  Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего  долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой


 

2.3 Анализ внутреннего долга РФ.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

1995-1998 г., когда долг начал увеличиваться большими темпами, достигая огромных  размеров.  Продолжалось  ослабление  экономики,  связанное  с плохим сбором налогов, высокими обязательствами государства по расходам, неэффективной  системой  контроля  за  использованием  государственных средств  и  дефицитом  федерального  бюджета.  Структура  долга  стала  еще более  неблагоприятной  в  силу  преобладания  по  ГКО,  вызывающих  рост процентных  издержек.  Правительству  приходилось  все  больше  средств использовать  на  погашение  долговых  обязательств,  чтобы  не перефинансировать  их  по  чрезмерно высоким ставкам доходности.

Политическая  нестабильность  вызвала  ряд  резких  падений  котировок российских государственных и корпоративных ценных бумаг. 

В  результате  к  середине  1998  г.  в  стране  разразился  кризис,  для преодоления которого Правительством был предпринят ряд  экстренных мер по  изменению  границ  «валютного  коридора»,  реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам и др. 

В последующем, с 1999 по 2004 г. политика в области внутреннего долга была умеренной, что подтверждается средним объемом долга в этот период 500-700  млрд.  руб.  В 2004  г.  началось  наращивание выпуска облигаций федерального  займа  с  амортизацией  долга,  в  целях  стабилизации совокупного объема денежной массы и управления уровнем инфляции.

Резкие  изменения  динамики  объема  внутреннего  долга, произошли в период с 2008 по 2011 гг., который связан с мировым финансовым  и  экономическим  кризисом.  В  этот  период  Правительству России  пришлось  в  первоочередном  порядке  принимать  ряд  внеплановых мер, связанных с дополнительной поддержкой экономики. В этих целях было принято  решение  использовать  средства  «финансовой  подушки безопасности»  ‒   средств  Резервного  фонда  и  Фонда  национального благосостояния. Однако в долгосрочной перспективе были приняты меры по диверсификации  источников  финансовых ресурсов,  одним из  которых является внутренний долг. В этот период резко увеличивается объем выпуска облигаций  федерального  займа  с  фиксированным  купонным  доходом,  а также  сохраняются  объемы  выпуска  по  остальным  видам  долговых  бумаг.

Государственный внутренний долг России в 2012 году составил 4,978 триллиона рублей на 1 января 2013 года против 4,190 трлн. руб. на 1 января 2012 года. Таким образом, долг вырос на 518 миллиардов рублей или на 14,6 процента. В декабре 2012 года внутренний госдолг вырос на 87 млрд.руб. [3]

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации млн. рублей по состоянию на 01.10.2013. всего,  5 109 855,678 в том числе:  государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 933 859,873 ( данные за 2013г. В табл. 1) [4]

Таблица 2. - Показатели госдолга за 2013г.

 

по состоянию на                    

01.01.13

01.02.13

01.03.13

01.04.13

01.05.13

01.06.13

01.07.13

01.08.13

01.09.13

01.10.13

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего,

4 977,89

4 899,15

4 841,92

4 790,19

4 909,18

4 949,32

4 951,26

4 969,57

5 027,11

5 109,85

в том числе:

                   

государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

906,63

906,63

902,66

899,36

894,78

894,78

893,68

890,65

909,99

933,86


[6]

Рис. 1 Структура внутреннего госдолга.

Структура государственного внутреннего долга РФ по видам  долговых обязательств на 01.10.2013г. в  соответствии с Рис. 1:

 ОВОЗ – так называемые облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации на 90 млрд рублей.

ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным доходом, фиксированный купон по которым выплачивается раз в год. На 1 сентября  2013 года таких бумаг в обращении было на общую сумму долга 2 432,46  млрд рублей.

ОФЗ-АД – облигации с  амортизацией долга, то есть с периодическим  погашением его основной суммы. Их объем  1 045,98  млрд рублей.

ГСО-ППС - государственные  сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода. Сумма долга – 475,55 млрд рублей.

ГСО-ФПС - облигации с фиксированной  процентной ставкой купонного дохода на 132 млрд рублей. [5]

3 Совершенствование гос. политики по управлению долговыми обязательствами.

3.1 Проблемы долговой политики.

К проблемам долговой политики в РФ можно отнести следующее: 

  • система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;
  • механизмы управления не позволяют полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;
  • отсутствует законодательное разделение компетенции между ветвями государственной власти в области управления государственным долгом;
  • законодательно не определено само понятие «управление долгом» и соответственно пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой функции. Бюджетное законодательство детально регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а его конверсия, досрочный выкупа и целый ряд иных вопросов не имеют достаточной правовой и процессуальной регламентации;
  • отсутствует единая база данных государственных долговых обязательств и единая методика их учета, что ухудшает возможности по управлению государственным долгом в целом;
  • не создана единая система анализа и учета рисков, что повышает риски государства, связанные с необходимостью обслуживания валютной составляющей долга;
  • не разработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления государственным долгом с денежно-кредитной политикой, уровнем денежной массы, политикой валютного курса;
  • имеющаяся система информации о государственном долге и его состоянии отличается высокой степенью закрытости;
  • отсутствует четкая правовая регламентация на федеральном уровне полномочий субфедеральных и муниципальных органов в сфере осуществления заимствований, а также действенная система контроля за соблюдением регионами и муниципалитетами уже имеющихся ограничений;
  • действующее законодательство не закрепляет функций учета и оперативного управления государственными обязательствами за уполномоченным органом Правительства Российской Федерации, что подразумевает возможность осуществления заимствований от имени Правительства Российской Федерации другими органами государственной власти.

Информация о работе Государственный долг РФ