Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:58, реферат
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг.
Государственный долг играет
существенную и многогранную роль в
макроэкономической системе любой
страны. Это объясняется тем, что
отношения по поводу формирования,
обслуживания и погашения долга
оказывают значительное влияние
на состояние государственных
Государственный долг является
неотъемлемой частью большинства финансовых
систем. Мировая практика свидетельствует
о широком использовании
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Весь мир живет в
долг. Будущие поколения, еще не родившись,
уже потенциальные должники. Подавляющее
число стран испытывает недостаток
собственных ресурсов для осуществления
внутренних вложений, покрытия дефицита
государственного бюджета, проведения
социально-экономических
В первой половине 1998 года восточно-азиатский кризис привел к падению мирового производства примерно на 1%, что составляет почти 260 млрд. долл. и эквивалентно годовому доходу всех африканских стран к югу от Сахары. Неравномерность экономического развития является символом уходящего ХХ века, и в этом смысле долговые проблемы отдельных регионов являются главным тому доказательством.
С начала 90-х гг. мировая
экономика уже страдала от дефляции
- из-за американского долга, затем
из-за неурядиц в европейской валютной
системе в 1992-1993 гг., после этого
из-за мексиканского кризиса 1994-1995 гг.
и, наконец, из-за азиатских потрясений
в 1997-1998 гг. И каждый раз во время
всех этих негативных явлений крах
принято было объяснять ошибочной
внутренней политикой. Между тем
поступательное экономическое развитие
и активность финансовых рынков уже
не так связаны с уровнем
Финансовая неустойчивость стала в конце столетия характерной чертой глобальной экономики и носит системный характер. На приток и отток капиталов, как правило, влияют финансовые условия в ведущих промышленно развитых странах мира, то есть внешний фактор.
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что страна в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта.
Следует подчеркнуть необходимость следующих моментов: надежная основа макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основа денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемые уровни государственного долга; устойчивая внешняя позиция; финансовая система, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая финансовая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.
Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.
Появление государственного долга необязательно связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того, грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно, не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внешний государственный
долг - это составная часть
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
Внутренний государственный
долг - это составная часть
Внутренний государственный
долг рассматривается как «заем
нации сам себе» и не влияет
на общие размеры совокупного
богатства нации. Определенные отрицательные
последствия по его управлению перекрываются
положительными эффектами от мобилизации
дополнительных финансовых ресурсов в
инвестиции или развитие экономики
страны. Однако присутствует и ряд
отрицательных последствие
Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:
С экономической точки
зрения государственный долг представляет
собой задолженность
С материальной точки зрения
государственный долг представляет
собой общую сумму
По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на будущие поколения. Однако, большой государственный долг не может привести к банкротству правительства. Во-первых, нужно отметить, что нет ни каких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметь инфляционный эффект.
Что касается второй опасности,
то государственный долг не является
средством перемещения
Рост государственного долга
влечет за собой реальные негативные
экономические последствия. Во-первых,
выплата процентов по государственному
долгу увеличивает неравенство
в доходах, поскольку значительная
часть государственных