Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:58, реферат
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг.
Управление государственным долгом заключается в следующем:
• формирование политики в отношении государственного долга;
• установление границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
• определение основных
направлений и целей
• установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
• непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
• обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
• контроль за состоянием государственного долга.
Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование его размера, стоимости и структуры.
Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. Несмотря на то, что управление государственным долгом фактически направлено на регулирование двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, – риска и доходности (то есть в случае долга – издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно «короткие» бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиеся максимальными рисками для экономики. Краткосрочная экономия бюджета на процентных выплатах обернулась серьезным потрясением для всей финансовой системы.
Однако если в качестве
другой крайности установить минимизацию
рисков со стороны государственного
долга, то в пределе это будет
означать полный отказ от использования
заимствований. Вопреки достаточно
распространенному мнению, полное его
отсутствие – это не самое лучшее
положение вещей в
На практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Управление государственным долгом является составной частью бюджетной политики. В свою очередь, последняя является составной частью социально-экономической политики государства.
Основные параметры и
приоритеты бюджетной политики устанавливаются
в бюджетных посланиях
Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и сама система непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления им являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса.
Упомянутая выше взаимосвязь
определяет необходимость
В целом долговая политика
при умелом использовании представляет
собой достаточно мощный инструмент
макроэкономической политики. Для эффективного
применения этого инструмента необходимо
создать стройную систему долгового
управления, важными элементами которой
являются надлежащий учет и оценка
собственных обязательств. Существующая
в России система управления долгами
позволяет решать текущие задачи
по реструктуризации обязательств, но
ее эффективность в качестве полноценного
инструмента
Государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики и затрагивает практически все элементы экономической системы.
Цикл управления
- финансовое размещение,
когда из внешнего источника
осуществляется финансирование
инвестиционных проектов и
- бюджетное использование,
при котором привлеченные
- смешанное бюджетно-финансовое
размещение, когда заимствования
используются как на
Управление погашением
государственного долга.
Необходимо отметить,
что широко применяемые в
Цели управления внешним долгом:
1. экономические: минимизация
стоимости привлекаемых
2. политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;
3. социальные: своевременное
финансирование социальных
4. обеспечение национальной
безопасности: чрезмерно высокое
бремя внешнего долга,
Обычно правительства
стран-должников принимают все
возможные меры, чтобы не попасть
в положение безнадежных
1. Традиционный путь —
выплата долгов за счет
2. Реструктуризация (консолидация)
внешнего долга, которая
Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.
3. Сокращение размеров
внешнего долга путем
Такая операция ведет к
увеличению доли иностранного капитала
в национальной экономике без
поступления в страну из-за рубежа
финансовых ресурсов, вещественных носителей
основного капитала, новых технологий,
но она облегчает бремя внешнего
долга, делает возможным получение
новых кредитов из-за рубежа и стимулирует
последующий приток частных иностранных
инвестиций и реинвестиций в приобретенные
таким путем хозяйственные
4. Обращение страны-должника,
попавшей в тяжелое положение,
к международным банкам —
Эти и другие мероприятия называют регулированием внешнего долга.
Долговые проблемы России
многоплановы: страна одновременно является
крупным должником и
Не уделялось внимание
структуре и эффективности
ВВП, промышленного
производства и инвестиций в
реальный сектор экономики