Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить государственный долг в финансовой системе государства, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализа и синтеза, индукции, описания, систематизации, классификации, аналитический.
Исследования и разработки: проведен анализ роли государственного долга с учетом реализации его функций, исследованы методы и способы управления государственным долгом, а также освещены проблемы управления как внутреннего, так и внешнего долга Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание работы

Введение 5
1 Экономическое содержание государственного долга, его виды. 6
2 Внутренний и внешний государственный долг, их динамика в РБ. 9
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам 9
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

фин13.docx

— 109.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра финансов и финансового менеджмента

 

 

 

 

                                      

                                 КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:  Теория финансов

на тему:  Государственный долг

 

 

 

 

 

 

Студент

ФФБД, 3 курс, РФК-1       (подпись)                                        М.В. Марйоха

            (дата)

Руководитель                                                                                        

ассистент               (подпись) (оценка)         Н. С. Антонович  

(дата)        

 

 

 

     МИНСК 2013

РЕФЕРАТ

   Курсовая работа: 28 с., 3 рис., 3 табл.,  17 источников.

 

ДОЛГ, ВНЕШНИЙ, ВНУТРЕННИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, ВЫПЛАТЫ, РЕФИНАНСИРОВАНИЕ

Объект исследования – государственный долг как финансовая категория и управление государственным долгом.

Предмет исследования – влияние объема государственного долга на финансовую систему страны.

Цель работы:  изучить государственный долг в финансовой системе государства, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.

Методы исследования:  анализа и синтеза, индукции, описания, систематизации, классификации, аналитический.

Исследования  и разработки:  проведен анализ роли государственного долга с учетом реализации его функций, исследованы методы и способы управления государственным долгом, а также освещены проблемы управления как внутреннего, так и внешнего долга Республике Беларусь на современном этапе.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.            Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно (с указанной в тексте степенью достоверности) отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

___________            (подпись студента)

THE ABSTRACT

   Term paper: 28 pages., 3 fig., 3 tab., 17 sources.

 

DEBT, EXTERNAL, INTERNAL, PUBLIC, PAYMENTS, REFINANCING

 

Object of research – public debt as financial category and public debt management.

Subject of research – the impact of public debt on the financial system of the country.

The work purpose: explore state debt in the financial system of the State, also highlight the problems and ways of improving the management of public debts in the Republic of Belarus.

Research methods: the analysis and synthesis, an induction, the description, ordering, classification, analytical.

Researches and workings out: the analysis of the role of public debt in view of the implementation of its functions, methods and techniques for public debt management, as well as highlight the problems in the management of both domestic and external debt of the Republic of Belarus at the present stage. 

Area of possible practical application: lectures, seminar employment.  The Author of work confirms that the settlement-analytical material resulted in it correctly and objectively (with the degree of reliability specified in the text) reflects a condition of investigated process, and all theoretical from references theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 5

1 Экономическое содержание государственного долга, его виды. 6

2 Внутренний и внешний государственный долг, их динамика в РБ. 9

3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам 9

Заключение 27

Список использованных источников 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный  долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Испания, Италия. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Популярность использования методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися подчас диаметрально противоположных взглядов на роль государства в экономическом процессе, объясняется прежде всего тем, что:

1) с помощью государственной  задолженности удается ослабить  постоянные противоречия между  величиной необходимых потребностей  общества и возможностями государства  по их удовлетворению за счет  бюджетных средств;

2) как источник мобилизации  дополнительных ресурсов и увеличения  финансовых возможностей, государственный  долг может являться важным  фактором ускорения темпов социально-экономического  развития страны;

3) финансирование дополнительных  государственных расходов посредством  государственного долга связано  обычно с меньшими негативными  последствиями как для функционирования  экономики (например, по сравнению  с практикой использования эмиссионных  источников), так и для правящей  политической элиты (позволяя  избежать или отсрочить повышение  налоговых ставок);

4) стратегия управления  государственным долгом и адекватная  ей стратегия в области финансирования  дефицита госбюджета выступают  главными элементами, балансирующими  всю схему бюджетной политики  в целом.

В тоже время, необоснованное использование государственных  займов, выбор неподходящих форм и  инструментов финансирования бюджетных  дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой Центральных  банков имеют серьезные дестабилизирующие  последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной  стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных  сдвигов в структуре общественного  производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных  процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны  правительства незамедлительных стабилизационных мер.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного  сотрудничества государств, существования  внутренних противоречий в системе  государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также  характеристика государственного долга  Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

В качестве источников для  написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий ( «Введение в макроэкономику» Матвеевой Т.Ю., «Мега,- мета,- макроэкономика» Э.А.Лутохиной, «Финансы» Ханкевич Л.А. и др.) и периодических изданий (такие статьи, как, например, «Роль государственного долга в рыночной экономике» А.Ю.Шигаева, «Функции государственного долга Республики Беларусь» С.Н.Ильина, «Управление государственным долгом» Т.В.Грицюк, «Государственный долг и макроэкономическая стабилизация» А.Раков и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономическое содержание государственного долга, его виды

 

 

Государственный долг - явление  в экономике далеко не новое. В  разные общественно-экономических  формациях менялись его роль и  формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, то есть, перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.

Основной возникновения  государственного долга является бюджетный  дефицит, который представляет собой  сумму превышения расходов из бюджета  над его доходами. Причинами его  возникновения могут быть:

- во-первых, осуществление  крупных государственных программ  развития экономики. Например, ее  структурной перестройкой. В этом  случае появление дефицита может  быть оправдано, так как значительные  государственные расходы будут  способствовать в будущем подъему  экономики и росту доходов  бюджета;

- во-вторых, бюджетный дефицит  может быть обусловлен спадом  экономики. Сокращение объема  производства и доходов ведет  к уменьшению налоговых поступлений  в казну, что при фиксированных  расходах государства неизбежно  ведет к дефициту;

- в-третьих, превышение  расходов над доходами может  быть вызвано милитаризацией  экономики, войнами, стихийными  бедствиями и другими чрезвычайными  обстоятельствами;

- в-четвертых, резкое увеличение  государственных расходов в связи  с ростом уровня инфляции сверх  предусмотренной величины (доходы  государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые  товары и услуги правительство  вынуждено приобретать по более  высоким ценам);

- в-пятых, расширение трансфертных  платежей, введение налоговых льгот  и принятие других популярных  мер в определенные периоды  жизни государства (например, в  предвыборные годы и т.п.).

При выявлении дефицита госбюджета в первую очередь следует установить: его экономическую природу, количественную оценку, возможные экономические  источники покрытия, социально-экономические  последствия.

Формально размеры дефицита бюджета определяют путем уравнения  объема доходов и расходов. При  этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются.

Поэтому для отражения  степени дефицита бюджета принято  использовать относительные показатели. Например, сопоставляют:

а) дефицит бюджета и  общую сумму расходов (процент  покрытия);

б) дефицит бюджета и  объем ВВП.

Обнаружение дефицита бюджета  еще на стадии его составления  заставляет изыскивать источники для  его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками.

1. Сокращение расходов  госбюджета. Это самые элементарные  действия, которые можно предпринять  в случае дефицита. Но этот  путь не всегда выполним, так  как уменьшение дотаций может  усилить спад в экономике, а  сокращение социальных программ  провоцирует социальную напряженность  и ведет к уменьшению совокупного  спроса, что в свою очередь  снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогового  бремени. Также как и первый  вариант, этот путь наиболее  прост, но его реализация на  практике приведет, в конечном  счете, к уменьшению инвестиций, снижению деловой активности  и в итоге - к сокращению  объема производства.

3. Эмиссионный способ  финансирования дефицита бюджета.  Эту меру можно осуществить  быстро. Рост денежной массы происходит  тогда, когда центральный банк  покупает государственные ценные  бумаги и, оплачивая продавцам  (долгохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме. Кроме того, рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Однако, главный недостаток, который делает этот способ погашения бюджетного дефицита наиболее опасным, состоит в том, что увеличение денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Однако главный недостаток, который делает этом способ погашения бюджетного дефицита наиболее опасным, состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования. Государство прибегает к нему в случае невозможности или неумения использовать иные источники.

4. Превращение дефицита  бюджета в государственный долг. Этот способ заключается в  финансировании дефицита госбюджета  за счет:

а) внутреннего и б) внешнего займа.

Использование в качестве источника покрытия бюджетного дефицита внутреннего займа представляет собой выпуск государством ценных бумаг (государственных облигаций и  казначейных векселей), продажу их населению и использование полученных средств для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинствами этого способа  являются:

- он не ведет к инфляции, так как денежная масса не  изменяется, поэтому в краткосрочном  порядке это неинфляционный способ финансирования;

- это достаточно оперативный  путь, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных  бумаг можно обеспечить быстро.

Информация о работе Государственный долг