Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель работы: изучить государственный долг в финансовой системе государства, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализа и синтеза, индукции, описания, систематизации, классификации, аналитический.
Исследования и разработки: проведен анализ роли государственного долга с учетом реализации его функций, исследованы методы и способы управления государственным долгом, а также освещены проблемы управления как внутреннего, так и внешнего долга Республике Беларусь на современном этапе.
Введение 5
1 Экономическое содержание государственного долга, его виды. 6
2 Внутренний и внешний государственный долг, их динамика в РБ. 9
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам 9
Заключение 27
Список использованных источников 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра финансов и финансового менеджмента
по дисциплине: Теория финансов
на тему: Государственный долг
(дата)
ассистент (подпись) (оценка) Н. С. Антонович
(дата)
МИНСК 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 28 с., 3 рис., 3 табл., 17 источников.
ДОЛГ, ВНЕШНИЙ, ВНУТРЕННИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, ВЫПЛАТЫ, РЕФИНАНСИРОВАНИЕ
Объект исследования – государственный долг как финансовая категория и управление государственным долгом.
Предмет исследования – влияние объема государственного долга на финансовую систему страны.
Цель работы: изучить государственный долг в финансовой системе государства, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализа и синтеза, индукции, описания, систематизации, классификации, аналитический.
Исследования и разработки: проведен анализ роли государственного долга с учетом реализации его функций, исследованы методы и способы управления государственным долгом, а также освещены проблемы управления как внутреннего, так и внешнего долга Республике Беларусь на современном этапе.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно (с указанной в тексте степенью достоверности) отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
___________ (подпись студента)
THE ABSTRACT
Term paper: 28 pages., 3 fig., 3 tab., 17 sources.
DEBT, EXTERNAL, INTERNAL, PUBLIC, PAYMENTS, REFINANCING
Object of research – public debt as financial category and public debt management.
Subject of research – the impact of public debt on the financial system of the country.
The work purpose: explore state debt in the financial system of the State, also highlight the problems and ways of improving the management of public debts in the Republic of Belarus.
Research methods: the analysis and synthesis, an induction, the description, ordering, classification, analytical.
Researches and workings out: the analysis of the role of public debt in view of the implementation of its functions, methods and techniques for public debt management, as well as highlight the problems in the management of both domestic and external debt of the Republic of Belarus at the present stage.
Area of possible practical application: lectures, seminar employment. The Author of work confirms that the settlement-analytical material resulted in it correctly and objectively (with the degree of reliability specified in the text) reflects a condition of investigated process, and all theoretical from references theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Экономическое содержание государственного долга, его виды. 6
2 Внутренний и внешний государственный долг, их динамика в РБ. 9
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам 9
Заключение 27
Список использованных источников 29
ВВЕДЕНИЕ
В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Испания, Италия. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Популярность использования методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися подчас диаметрально противоположных взглядов на роль государства в экономическом процессе, объясняется прежде всего тем, что:
1) с помощью государственной
задолженности удается
2) как источник мобилизации
дополнительных ресурсов и
3) финансирование дополнительных
государственных расходов
4) стратегия управления
государственным долгом и
В тоже время, необоснованное
использование государственных
займов, выбор неподходящих форм и
инструментов финансирования бюджетных
дефицитов в совокупности с безответственной
денежно-кредитной политикой
Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.
Целью данной курсовой работы
является определение понятия, экономического
содержания категории «государственный
долг», степени влияния
В качестве источников для написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий ( «Введение в макроэкономику» Матвеевой Т.Ю., «Мега,- мета,- макроэкономика» Э.А.Лутохиной, «Финансы» Ханкевич Л.А. и др.) и периодических изданий (такие статьи, как, например, «Роль государственного долга в рыночной экономике» А.Ю.Шигаева, «Функции государственного долга Республики Беларусь» С.Н.Ильина, «Управление государственным долгом» Т.В.Грицюк, «Государственный долг и макроэкономическая стабилизация» А.Раков и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернет.
Государственный долг - явление в экономике далеко не новое. В разные общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, то есть, перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.
Основной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:
- во-первых, осуществление
крупных государственных
- во-вторых, бюджетный дефицит
может быть обусловлен спадом
экономики. Сокращение объема
производства и доходов ведет
к уменьшению налоговых
- в-третьих, превышение
расходов над доходами может
быть вызвано милитаризацией
экономики, войнами,
- в-четвертых, резкое
- в-пятых, расширение
При выявлении дефицита госбюджета в первую очередь следует установить: его экономическую природу, количественную оценку, возможные экономические источники покрытия, социально-экономические последствия.
Формально размеры дефицита бюджета определяют путем уравнения объема доходов и расходов. При этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются.
Поэтому для отражения степени дефицита бюджета принято использовать относительные показатели. Например, сопоставляют:
а) дефицит бюджета и общую сумму расходов (процент покрытия);
б) дефицит бюджета и объем ВВП.
Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники для его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками.
1. Сокращение расходов
госбюджета. Это самые элементарные
действия, которые можно предпринять
в случае дефицита. Но этот
путь не всегда выполним, так
как уменьшение дотаций может
усилить спад в экономике, а
сокращение социальных
2. Увеличение налогового
бремени. Также как и первый
вариант, этот путь наиболее
прост, но его реализация на
практике приведет, в конечном
счете, к уменьшению
3. Эмиссионный способ
финансирования дефицита
4. Превращение дефицита
бюджета в государственный
а) внутреннего и б) внешнего займа.
Использование в качестве источника покрытия бюджетного дефицита внутреннего займа представляет собой выпуск государством ценных бумаг (государственных облигаций и казначейных векселей), продажу их населению и использование полученных средств для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинствами этого способа являются:
- он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном порядке это неинфляционный способ финансирования;
- это достаточно оперативный
путь, поскольку выпуск и размещение
(продажу) государственных