Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить государственный долг в финансовой системе государства, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализа и синтеза, индукции, описания, систематизации, классификации, аналитический.
Исследования и разработки: проведен анализ роли государственного долга с учетом реализации его функций, исследованы методы и способы управления государственным долгом, а также освещены проблемы управления как внутреннего, так и внешнего долга Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание работы

Введение 5
1 Экономическое содержание государственного долга, его виды. 6
2 Внутренний и внешний государственный долг, их динамика в РБ. 9
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам 9
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

фин13.docx

— 109.24 Кб (Скачать файл)

Однако у данного способа  имеются и значительные недостатки:

- в первую очередь это  то, что по долгам надо платить.  Очевидно, что население не будет  покупать ценные бумаги, если  они не будут приносить дохода, те. если по ним не будет выплачиваться процент (выплата процентов по государственным ценным бумагам представляет собой обслуживание государственного долга). Чем больше государственный долг (чем больше выпущено ценных бумаг), тем больше суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по ценным бумагам государства является частью расходов госбюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается замкнутый круг: государство выпускает ценные бумаги для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов, по которым провоцирует еще больший дефицит.

Кроме того, доказано, что  данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном он может обусловить достаточно высокую инфляцию (государство, используя такой способ, рефинансирует долг).

Финансирование дефицита бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран ими  международных финансовых организаций, представляет возможность получения  крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита бюджета эмиссионным путем создает угрозу высокой инфляции. Однако вместе с тем при обращении и внешнему долгу по истечении срока займа происходит утечка национального дохода за границу, так как долг надо возвращать и выплачивать проценты по нему (обслуживать), что ведет к сокращениям внутреннего объема производства и спаду в экономике.

Таким образом, все пять способов финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства  и недостатки и требуют глубокого  и тщательного изучения экономической  ситуации сложившейся в данный конкретный момент в стране, и возможностей последней. В результате использования  последних двух способов (внутреннего  и внешнего займа) образуется государственный  долг.

В настоящее время можно  выделить 3 основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета и государственный долг отрицательным или положительным  явлением.

Первая из них, получившая название монетаристкой, исходит из того, что бюджетный дефицит - явление негативное, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит госбюджета - это своего рода «бомба замедленного действия», врыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей.

Вторая точка зрения - кейнсианская - появилась во времена  мирового экономического кризиса 1929 – 1933гг., когда рост государственных  займов рассматривался как средство подъема покупательной способности  нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют или незначительны.

Третья точка зрения - эклектическая, основана на объединении  разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних ранках. Другие считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к  повышению процентных ставок. Они  полагают, что государственный долг подразумевает под собой его  покрытие через будущие налоги. А  ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов  уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни. [1, с. 34]

Таким образом, исходя из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что как только государство стало  планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное  равновесие. В бюджетный дефицит  характерен сегодня для большинства  развитых стран, которые признали его  объективность и приняли принципиально  новую политику - политику бюджетного дефицита.

Итак, бюджетный дефицит  представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов сверх имеющихся  у государства и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [2,с. 250]

Необходимо также отметить, что, не смотря на существенное мнение о положительном влиянии бюджетного дефицита на развитие экономики, все  же мировая практика подтверждает, что существуют определенные пределы  бюджетных дефицитов, нарушение  которых может отрицательно сказаться  на состоянии национальной экономики. Финансовое положение страны считается  нормальным, если бюджетный дефицит  не превышает 2,3% от ВВП, 8 – 10% расходной  части бюджета. [3, ст.20]

Итак, мы установили, что  дефицит госбюджета является исходной причиной, основой формирования государственного долга страны: его образование  обусловлено, прежде всего, несоответствием  между потребностями держава  в финансировании своих расходов и ее возможностями. Государство  всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование  дефицита бюджета. Поэтому перед  государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с  одной стороны, и эффективного и  действенного их использования - с другой. Таким источниками традиционно  для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие  государственный долг.

Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде:

 

 

Дефицит

бюджета

 

Дефицитное

финансирование

 

Государственный

долг

       

       
       

обслуживание государственного долга

     
         

Рисунок 1 –    

               Формирование государственного долга.  

                                                                   Примечание – Источник: [4].  

 

Так что же представляет собой государственный долг? Существует множество определений данного  явления, каждое из которых по-своему отражает его суть.

Например, существует определение  государственного долга как суммы  задолженности государства по кредитным  операциям. [5, с.39]

Распространенным является понятие государственного долга  как суммы задолженности страны своими и (или) иностранными юридическими и физическими лицами, правительствам других государств. [6, с.25]

Государственный долг также  определяется и как сумма величин  бюджетных дефицитов, накопленных  за определенный период времени, за вычетом  суммы профицитов бюджета, которые  имели место в стране. [7, с.428]

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь государственный  долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате. [8, ст.30]

Таким образом, в самом  широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный  долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (включая  процентные платежи) по отношению к  частным лицам и институтам (в  т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным государствам.

По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных  органов, как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными  потребностями общества на основании  займов денежных средств у частных  лиц, институтов негосударственного сектора  и иностранных государств.

Однако данное определение  экономической сущности государственного долга нуждается в некотором  уточнении. Наличие государственного долга - это явление, которое не обязательно  относится к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Совсем наоборот, в современном мире нет ни одного государства, которое в своей  истории не сталкивалось бы с проблемой  растущей задолженности. Однако источники  государственного долга могут быть различные: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных  государственных вложений в развитие экономики, т.е. с государственным  регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные  сдвиги в структуре общественного  производства путем финансирования за счет государственных займов (сюда же будет целесообразно отнести  долги, возникающие в результате чрезвычайных обстоятельств - войны, стихийные  бедствия, - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам финансирования особого рода), а с другой стороны, - значительная государственная задолженность  очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных  связей в результате неспособности  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Внутренний и внешний государственный долг, их динамика в РБ

 

 

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Но в данной работе нас  будет интересовать государственный  долг с точки зрения рынка размещения займов, а именно, внутренний и внешний.

Внутренний долг – это  долг правительства перед физическими  и юридическими лицами, связанный  с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета[9, с 330]. В соответствии со второй статьёй Бюджетного кодекса Республики Беларусь внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени.

 

Таблица 1 – Внутренний долг центрального правительства и  долг, гарантированный центральным  правительством 2007 – 2012 гг.

 

Годы

Сумма долга на начало года, в трлн. бел. руб.

2007

5,002

2008

6,080

2009

8,582

2010

7,977

2011

9,306

2012

32,741

2012       (декабрь)

49,101


 

Примечание – Источник: [10].

 

В качестве основных компонентов  внутреннего долга можно выделить:

• кредит, полученный правительством в центральном банке страны;

• кредит, полученный в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов;

• объём продаж государственных обязательств, распростра-няемых среди юридический лиц;

• облигации внутренних займов, распространяемых среди физических лиц;

• простроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, берёт на себя;

• вклады населения в государственные сберегательные банки(за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.

Обобщив выше сказанное внутренний государственный долг можно определить как сумму долговых обязательств перед резидентами данной страны.

Западные экономисты склоняются к той точке зрения, что умеренный  внутренний долг - явлений обычное, не имеющий тяжёлых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой внутренний государственный долг не приведёт к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, потому что при  определенных условиях он может стать  серьезной проблемой для экономики  страны. Рассмотрим некоторые из самых  ярких проблем.

Рост внутреннего долга  опасен для страны с низким уровнем  доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Информация о работе Государственный долг