Другая опасность связана
с тем, что государство, продавая
ценные бумаги, конкурирует на рынке
ссудного капитала с частным сектором.
В результате конкуренции ставка
ссудного процента повышается, что
ведет к совращению частных инвестиций
в экономику страны, чистого экспорта
и частично потребительских расходов.
Негативным последствием
роста внутреннего долга является
увеличение суммы процентных выплат
по нему. Если в экономике наблюдается
стагнация или спад производства,
то процентные выплаты могут оказаться
неподъемными для страны. Поэтому
необходимо постоянно отслеживать
динамику соотношения между внутренним
долгом и объемом национального
производства. Если долг растет медленнее,
чем объем валового внутреннего
продукта, то это означает уменьшение
его доли в национальном продукте.
Если же темпы роста внутреннего
долга обгоняют темпы роста валового
внутреннего продукта, то доля государственного
долга в последнем будет увеличиваться.
Чтобы при этом его последствия
не стали слишком тяжелыми для
экономики, правительство должно предпринять
определенные меры по управлению внутренним
государственным долгом.
Внешний государственный
долг – это финансовые долги правительства
данной страны перед иностранными государствами,
зарубежными банками, международными
финансовыми организациями и
т.п. [11, с 331].
Внешний долг более опасный,
чем внутренний. Внутренний долг всегда
можно вернуть, пойдя, как выражаются
экономисты, на управляемую инфляцию.
Внешний же долг надо отдавать теми
деньгами, которыми занимал, т.е. в валюте,
кроме того нация вынуждена отдавать
другим странам ценные товары и услуги,
чтобы оплатить проценты и погасить
долг, что снижает жизненный уровень
населения данной страны. Также можно
отметить что, при предоставлении займа
страна-кредитор может потребовать
выполнения ряда условий, которые "неудобны"
для страны-заемщика. В связи с
негативными последствиями внешнего
долга обычно законодательно устанавливается
его лимит.
Таблица 2 – Внешний
долг органов государственного управления
РБ
с учетом гарантий в 2007 – 2013 гг.
Годы |
Сумма долга на
начало года, в млн. долл. США |
2007 |
589,0 |
2008 |
2 036,3 |
2009 |
3 597,2 |
2010 |
8 363,0 |
2011 |
10 057,9 |
2012 |
12 351,0 |
2013
|
13 640,0 |
Примечание – Источник:
[12].
Следует отметить, что абсолютная
сумма долга малопоказательна для
экономического анализа. Поэтому оценивают
его динамику и относительную величину:
• Показатель внешнего долга
на душу населения даёт больше представления
о внешнеэкономической зависимости страны,
чем его абсолютное значение.
• Коэффициент "внешний долг/ВВП"
позволяет оценить уровень долговой нагрузки
на экономику страны. Данный коэффициент
не должен превышать установленного предельного
норматива (55%).
• Коэффициент "внешний долг/экспорт".
Соотношение объёма внешнего долга страны
и экспорта товаров и услуг является индикатором
состояния долга, отражающим возможность
страны погасить его накопленный объём.
Данный показатель имеет отличительную
особенность: при превышении критической
отметки до 275% может частично или полностью
списываться внешний долг страны.
• Коэффициент "платежи по
внешнему долгу/экспорт". Коэффициент
обслуживания внешнего долга позволяет
оценить способность страны погашать
и обслуживать внешний долг с точки зрения
способности правительства и резидентов
приобрести необходимую им для этих целей
иностранную валюту. Критическим считается
коэффициент, если расчетная сумма годовых
платежей превышает 30% экспорта.
Основной причиной широкого
привлечения иностранных ресурсов
для финансирования инвестиционного
процесса, а тем самым и образования
внешнего долга, является недостаток внутренних
накоплений и сбережений для проведения
экономических реформ и соответствующих
им преобразований. Страны также прибегают
к внешним заимствованиям при
дефиците государственного бюджета, при
пассивном платёжном балансе.
Использование средств внешнего
заимствования в качестве дополнительного
источника финансирования расширенного
воспроизводства (или, другими словами,
экономического роста) неизбежно влечёт
за собой изъятие из оборота ресурсов
для возврата заёмных средств, необходимость
делиться частью прибавочного продукта
для выплаты процентов по международным
кредитам[13, с 10].
Понятно, что если полученный
совокупный прибавочный продукт
превышает величину процентных платежей,
то в стране-получателе внешнего финансирования
сложились условия для экономического
роста (расширенного воспроизводства).
Приемлемым является и вариант, когда
проценты по международным кредитам,
например, можно выплачивать и
из других источников, если это не создает
напряжения в других секторах национальной
экономики. И только при соблюдении
этих двух условий возможно нормальное
использование средств внешнего
финансирования на расширенное воспроизводство,
но именно эти условия и труднее
всего соблюсти странам-реципиентам
заемных средств, для которых
чаще характерно совершенно обратное
соотношение, в случае которого мы имеем
дело с сужающейся воспроизводственной
базой. Причем в 1990-х гг. у стран-реципиентов
она объяснялась не столько неэффективностью
инвестированных внешних средств (за этим
в рамках своих стабилизационных и инвестиционных
программ строго следил МВФ), сколько эффектом
"долгового навеса", т. е. накопившейся
массы внешней задолженности.
В настоящее время соблюдение
принципов нормальной окупаемости
внешних финансовых ресурсов в экономике
стран-реципиентов невозможно по той
простой причине, что ими накоплена
чрезмерная внешняя задолженность
по международным кредитам, прошедшая
стадию кризиса и вступившая в
период реструктуризации с параллельным
продолжением зарубежного кредитования
и инвестирования. Если бы страны-получатели
внешнего финансирования могли начать
после кризиса внешней задолженности
с "чистого листа", т. е. кредиторы
аннулировали бы всю их внешнюю задолженность,
то тогда можно было бы и далее
развивать внешнее финансирование.
Но так как высокие платежи
по обслуживанию иностранных займов
совершенно очевидно мешают нормальной
отдаче внешнего финансирования для экономического
роста, то в 2000-е гг. в развивающихся и "переходных"
странах была нарушена взаимосвязь между
внешним финансированием и экономическим
развитием.
Подводя итог можно сделать
вывод, что:
1. Государственный долг -
сумма задолженностей (включая проценты
по ней) по обязательствам государства
перед физическими и юридическими
лицами-резидентами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного
права.
2. Причиной появления
и увеличения государственного
долга является финансирование
дефицита государственного бюджета,
появившегося из-за спада производства,
милитаризации экономики, выполнение
крупномасштабных социальных программ,
за счёт внутреннего и внешнего
займов.
3. Внешний долг более
опасный, чем внутренний, т.к. внешний
долг надо отдавать теми деньгами,
которыми занимал, т.е. в валюте,
кроме того нация вынуждена
отдавать другим странам ценные
товары и услуги, чтобы оплатить
проценты и погасить долг, что
снижает жизненный уровень населения
данной страны.
3 Управление государственным
долгом. Оценка долгового бремени страны
по внешним долгам
Государственный долг - явление
неоднозначное и поэтому требующее
к себе пристального внимания ученых
и государственных деятелей.
Существование государственного
долга автоматически подразумевает
обязанность государства по управлению
им. Под управлением государственным
долгом понимают совокупность действий
и мероприятий государства в
лице уполномоченных органов по погашению
займов, организации выплат доходов
по ним, проведению изменений условий
и сроков ранее выпушенных займов, а
также по размещению новых долговых обязательств.[14,
с.153] Управление государственным долгом
можно также определить как совокупность
мероприятий государства по регулированию
величины, структуры и стоимости обслуживания
государственного долга. Управление государственным
долгом Республики Беларусь осуществляется
Правительством страны. Таким образом,
управление государственным долгом - одно
из направлений финансовой политики любого
государства, связанное с его деятельностью
в качестве заемщика, эмитента государственных
ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает
решение таких задач, как: минимизация
стоимости долга, недопущение переполнения
рынка заемными обязательствами государства
и резкого колебания их курса, эффективное
использование мобилизованных средств,
обеспечение своевременного возврата
кредитов, поиск средств для выплаты долга,
нейтрализация негативных последствий
государственного долга, а также максимальное
решение задач, определенных финансовой
политикой. В систему управления государственным
долгом включаются такие элементы, как:
разработка общей стратегии государственных
внутренних и внешних заимствований, в
том числе снижение стоимости заимствований,
эффективное использование заемных ресурсов,
комплекс мер по обеспечению своевременного
выполнения долговых обязательств. Особую
остроту проблема управления государственным
долгом приобретает в условиях долгового
кризиса, когда имеющихся в распоряжении
государства ресурсов недостаточно для
исполнения принятых на себя обязательств. Рассмотрим
на примере мирового опыта каковы же основные
методы и способы управления государственным
долгом. К основным методам управления
государственным долгом, которые широко
используются в мировой практике можно
отнести: реструктуризацию, рефинансирование,
конверсию, аннулирование и списание долга.
Самым худшим вариантом, с точки зрения
подрыва престижа страны как заёмщика,
стало бы, безусловно, аннулирование государственной
задолженности перед иностранными кредиторами.
Такой опыт есть, например, у России. Правительство
РСФСР в 1918 году отказалась платить по
всем обязательствам, внутренним и внешним,
взятым на себя Российской Империей. Следствием
этого стало непризнание молодого Правительства
Советов, а также небывалое падение престижа
страны и международная изоляция. Кстати,
часть долгов Правительства Российской
Империи приняло на себя нынешнее Правительство
Российской Федерации. Другим методом,
который более приемлемый для современного
общества, является рефинансирование.
Это метод представляет собой процесс
списания старых государственных займов
за счёт привлечения новых. Многие страны
мира (например, Англия, Италия, Мексика,
США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно
применяют этот механизм пролонгации
своих долгов. Особенно часто рефинансирование
принимается при выплате процентов и погашений
по внешней части государственного долга.
Однако непременным условием предоставления
новых внешних займов является хорошая
репутация страны-должника в кругах международного
финансового рынка, ее экономическая и
политическая стабильность. Опасность
этого метода управления долгом заключается
в том, что он может вовлечь заёмщика в
бесконечную спираль наращивания долга
до того момента, пока кредиторы не откажутся
предоставлять новые займы. Рефинансирование
может дать краткосрочный экономический
эффект, но малоэффективно в долгосрочном
периоде. Это связано с тем, что если полученные
средства не идут на расширение производства,
а "проедаются", то в будущем могут
возникнуть проблемы, связанные с уменьшением
поступления налогов в государственную
казну. Оптимальным на данный момент методом
управления внешним долгом является реструктуризация.
Под реструктуризацией долга понимается
основанное на соглашении прекращение
долговых обязательств, составляющих
государственный или муниципальный долг,
с заменой указанных долговых обязательств
иными долговыми обязательствами, предусматривающими
другие условия обслуживания и погашения
обязательств. Сумма расходов на обслуживание
реструктурируемого долга не включается
в объем расходов на обслуживание долгового
обязательства в текущем году, если указанная
сумма включается в общий объем реструктурируемых
обязательств.[15, с.24] Конверсия внешнего
долга предполагает различные механизмы
сокращения величины внешней задолженности
и облегчения условий по обслуживанию
внешнего долга. Это может быть обмен долговых
обязательств на собственность должника
или на ценные бумаги государства-должника.
Данный процесс может быть реализован
путем проведения тендеров по обмену пакетов
акций приватизированных предприятий
на внешние долговые обязательства государства.
Данная схема является трудоемкой, но
позволяет привлечь стратегических инвесторов.
Обмен долговых обязательств может проводиться
и путем создания инвестиционных фондов,
в активы которых передаются принадлежащие
государству пакеты акций приватизированных
предприятий. Использование данного метода
ограничивается количеством предприятий,
которые подлежат приватизации. Кроме
того, ряд предприятий, представляющих
интерес для инвесторов, может являться
стратегически важными объектами для
государства и важными объектами социально-экономической
инфраструктуры. Внешний долг может погашаться
и экспортными товарными поставками. Такая
схема выгодна еще и тем, что происходит
наращивание экспорта и развитие внутренних
конкурентоспособных производств. Консолидация
- это изменение условий займа, связанное
с изменением сроков погашения, когда
краткосрочные обязательства консолидируются
в долгосрочные и среднесрочные. Таким
образом, под консолидацией понимается
изменение условий займов, связанное с
их сроками. Например, в СССР в 1938 г. была
проведена консолидация свободно обращавшихся
займов с обменом старых облигаций на
новые, срок действия которых был увеличен
вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная
операция – уменьшение срока действия
государственных ценных бумаг. Так, в 1990
г. срок функционирования казначейских
обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Такая операция была проведена, например,
в СССР в 1936 г., когда облигации семи государственных
займов, размещавшихся среди населения
по подписке с рассрочкой платежа, были
обменены на облигации нового займа с
более низкой доходностью и с увеличением
вдвое (до 20 лет) срока действия ценных
бумаг. Унификация государственных займов
обычно проводится вместе с консолидацией,
но может быть проведена и вне ее. Унификация
займов – это объединение нескольких
займов в один, когда облигации ранее выпущенных
займов обмениваются на облигации нового
займа. Такая мера предусматривает уменьшение
количества видов обращающихся одновременно
ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает
расходы государства по системе государственного
кредита. Отсрочка погашения займа или
всех ранее выпущенных займов проводится
в условиях, когда дальнейшее активное
развитие операций по выпуску новых займов
не имеет финансовой эффективности для
государства. Это происходит в тот момент,
когда правительство уже выпустило слишком
много займов и условия их эмиссии не были
достаточно выгодными для государства.
В таких случаях большая часть поступлений
от реализации облигаций новых займов
направляется на выплаты процентов и на
погашение ранее выпущенных займов. Чтобы
разорвать этот порочный круг правительство
объявляет об отсрочке погашения займов,
которая отличается от консолидации тем,
что не только отодвигаются сроки погашения,
но и прекращается выплата доходов (во
время консолидации же займов владельцы
облигаций продолжают получать по ним
свой доход). Конверсия, консолидация и
унификация государственных займов обычно
осуществляются только в отношении внутренних
займов. Что касается отсрочки погашения
обязательств, то эта мера возможна и по
отношению к внешней задолженности. Отсрочка
погашения внешних займов, как правило,
проводится по согласованию с кредиторами.
При этом отсрочка погашения долга может
и не повлечь приостановку выплаты процентов
по нему. Ещё одним методом управления
государственным долгом является его
частичное или полное списание. Списание
части внешнего долга является одной из
процедур, применяемых в случае возникновения
значительных финансовых трудностей у
страны-заемщика. Так, с 1995 г. Всемирный
банк и МВФ осуществляли руководство программой
HIPC, в рамках которой было проведено списание
долгов семи государств на 3 млрд. дол.
Боливия, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гайана,
Мозамбик, Мали и Уганда приняли участие
в программе как страны с низким ВВП и
чрезмерно высоким уровнем задолженности.
Одним их элементов управления государственным
долгом является регламентирование допустимых
пределов роста долга в планируемом периоде
либо установление предельно допустимого
уровня долга по отношению к валовому
внутреннему продукту. Уровень задолженности
в пределах 50-70 % ВВП обычно не вызывает
опасений. Однако у многих стран с достаточно
устойчивым финансовым положением уровень
государственного долга значительно выше.
Например, в Бельгии и Италии он превышает
120% ВВП. Этот показатель не всегда адекватно
отражает ситуацию с состоянием государственного
долга страны, так как источником погашения
долга является не национальный продукт,
а лишь государственный бюджет. Более
корректным в этой связи представляется
сравнение государственного долга с уровнем
бюджетных доходов. В процессе управления
государственным долгом для некоторых
стран имеет значение установление и соблюдение
именно соотношения между уровнем бюджетных
доходов и государственным долгом. Следующим
важным направлением в системе управления
государственным долгом является контроль
за соотношением внутреннего и внешнего
долга. При высоком уровне внешнего долга,
по сравнению с внутренним, целесообразно
обратиться к показателю упомянутому
выше: внешнего долга и объема экспорта,
так как последний является основным источником
поступления валюты для расчета с иностранными
кредиторами. Эта сторона в управлении
внешним долгом оказалась весьма важной
для РБ. Финансовый кризис 2011 года привел
к резкому дефициту иностранной валюты
для платежей по внешнему долгу. С целью
решения этой проблемы были, в первую очередь,
применены меры по усилению валютного
контроля. В системе управления внешним
долгом меры валютного контроля обычно
рассматриваются как временные. Они приводят
к определенным экономическим и политическим
издержкам. В частности, к дефициту импортных
товаров на внутреннем рынке, их недоступности
для многих потребителей, замедлению ввоза
иностранного капитала в страну с чрезмерно
жестким валютным законодательством,
усилению тенденций сокрытия валютной
выручки и т.п. В системе управления внешним
долгом важное место занимает осуществление
специальных приватизационных программ.
Как и в других рассмотренных выше случаях,
данный инструмент имеет различные схемы
применения. Один из них — приватизация
предприятий отечественными инвесторами
для пополнения бюджетных доходов, которые
в последующем могут быть использованы
для погашения или обслуживания внешнего
долга. Второй вариант представляет собой
приватизацию предприятий иностранными
инвесторами также с целью пополнения
финансовых ресурсов государства, необходимых
для обслуживания внешнего долга. Третий
вариант предполагает непосредственный
обмен государственных облигаций на акции
приватизируемых предприятий. Так в ряде
стран Евросоюза форсировали осуществление
приватизационных программ с целью снижения
размеров государственного долга до допустимого
критерия в 60% ВВП; при том, что в этих случаях
выручка от приватизации, по положению,
не должна засчитываться в покрытие бюджетного
дефицита (с критерием 3% ВВП), но может
использоваться для снижения долга правительства.
Таким образом: Управление государственным
долгом – это совокупность действий и
мероприятий государства в лице уполномоченных
органов по погашению займов, организации
выплат доходов по ним, проведению изменений
условий и сроков ранее выпушенных займов,
а также по размещению новых долговых
обязательств. При управлении государственным
долгом необходимо учитывать ряд показателей,
которые не должны превышать пороговой
оценки. Важное значение имеет расходование
заимствованных средств. Правильное управление
государственным долгом ведёт к экономическому
росту страны.
Рисунок 2 –
Внешний долг органов государственного
управления РБ
с учетом гарантий в
2007 – 2013 гг.
Примечание – Источник: [16].
Проанализируем внешний
государственный долг Республики Беларусь
в последние годы. В развитии государственного
долга 2007-2012гг. хочется отметить его большой
рост. Беларусь и Россия заключили соглашение,
предусматривающее выделение Беларуси
стабилизационного кредита в размере
$2 млрд. в 2008-2009 годах. Первый транш кредита
от Российской Федерации в размере $1 млрд.
поступил на счет Министерства финансов
в Нацбанке Беларуси 18 ноября 2008 года.
Второй в размере $500 млн. - в марте 2009 года.
В январе 2009 года руководство МВФ одобрило
выделение кредита "стэнд-бай" для
Беларуси в объеме около 2,46 млрд долларов
под программу экономических реформ, рассчитанную
на 15 месяцев (до апреля 2010 года). В 2011г.
было подписано соглашение о выделении
Беларуси кредита Антикризисного фонда
ЕврАзЭС на общую сумму 3 миллиарда долларов.
В соответствии с документом Беларусь
получает кредитные средства несколькими
траншами в течение трех лет: 1,24 миллиарда
долларов в 2011 году, около 800 миллионов
долларов в 2012 году и 1 миллиард долларов
в 2013 году. С учётом этих данных определяется
лимит внешнего государственного долга,
который утверждается Законом Республики
Беларусь "О бюджете Республики Беларусь"
на очередной финансовый год. Первоначально
лимит внешнего государственного долга
Беларуси на 2013 год был определен в границах
14,3 млрд. долл. США.
Рисунок 3 –
Выплаты процентов по внешнему государственному
долгу в 2006-2013гг.
Примечание – Источник: [16].
Вместе с ростом государственного
долга РБ происходит и резкий рост
выплат процентов по внешнему государственному
долгу начиная с 2008г. Как считает заместитель
министра финансов Максим Ермолович, большой
угрозы обслуживанию и погашению государственного
внешнего долга Беларуси в 2013 году нет.
По его словам, Беларусь создала достаточно
неплохую подушку безопасности уже в конце
2012 года, привлекая ресурсы от юр.лиц, благодаря
выпуску облигаций в долларах, и от физических
лиц. Важными показателями, характеризующими
уровень задолженности страны, являются
показатели ее кредитоспособности.
Таблица 3 – Показатели
кредитоспособности по внешнему государственному
долгу Республики Беларусь
Показатели
кредитоспособности |
1.01.10 |
1.01.11 |
1.01.12 |
- внешний долг органов государственного
управления / ВВП, % |
17,0 |
18,3 |
22,6 |
- отношение внешнего госдолга
к экспорту товаров и услуг, % |
34,3 |
34,2 |
26,5 |
- обслуживание внешнего долга
органов государственного управления/
доходы республиканского бюджета, % |
1,7 |
4,5 |
3,3 |
Примечание – Источник:
[17].
Нормативы МБРР по этим показателям
составляют: отношение внешнего госдолга
к экспорту товаров и услуг - 220%,
отношение внешнего госдолга к валовому
внутреннему продукту – 50%, отношение
платежей по внешнему госдолгу к экспорту
товаров и услуг – 25%. Показатели
кредитоспособности по внешнему государственному
долгу (согласно нормативам, рекомендуемым
МБРР), свидетельствуют о том, что Республика
Беларусь относится к группе стран с низким
уровнем государственной задолженности.
Относительно последнего показателя,
следует отметить, что преобладает тенденция,
когда республика осуществляет платежи
по погашению и обслуживанию внешнего
долга больше, чем привлекает новых займов.
И это не удивительно, ведь основная тяжесть
долга состоит именно в необходимости
ежегодно отчислять процентные платежи,
возникающие как результат государственного
долга, что тяжким бременем ложится на
любое государство, берущее взаймы. Отсюда
обеспечение своевременного выполнения
заемщиками обязательств по кредитам
является наиболее острым вопросом, связанным
с обслуживанием внешнего долга. Наличие
просроченной и сомнительной задолженности
перед кредиторами негативно сказывается
на взаимоотношениях с иностранными партнерами
и ограничивает доступ к внешним источникам
финансирования. Приоритетом во внешнем
заимствовании выступают кредиты МВФ,
так как процентная ставка по ним наиболее
низкая, хотя сами кредиты и обусловлены
определенными условиями, связанными
с реформами в экономике Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный долг - сумма
задолженностей (включая проценты по
ней) по обязательствам государства
перед физическими и юридическими
лицами-резидентами, иностранными государствами,
международными организациями и
иными субъектами международного права.
Причиной появления и увеличения государственного
долга является финансирование дефицита
государственного бюджета, появившегося
из-за спада производства, милитаризации
экономики, выполнение крупномасштабных
социальных программ, за счёт внутреннего
и внешнего займов. Внешний долг более
опасный, чем внутренний, т.к. внешний долг
надо отдавать теми деньгами, которыми
занимал, т.е. в валюте, кроме того нация
вынуждена отдавать другим странам ценные
товары и услуги, чтобы оплатить проценты
и погасить долг, что снижает жизненный
уровень населения данной страны. Для
того чтобы государственный долг не стал
причиной нарушения экономической безопасности
страны необходимо целесообразное использование
занятых средств и правильное управление
государственный долгом. Управление государственным
долгом – это совокупность действий и
мероприятий государства в лице уполномоченных
органов по погашению займов, организации
выплат доходов по ним, проведению изменений
условий и сроков ранее выпушенных займов,
а также по размещению новых долговых
обязательств. Основные методы управления
государственным долгом: рефинансирование,
реструктуризация, конверсия, консолидация,
унификация займов, отсрочка погашения
займа, аннулирование государственного
долга, списание государственного долга.
Правильное управление государственным
долгом ведёт к экономическому росту страны. По
международным стандартам уровень внешнего
государственного долга Республики Беларусь
далёк от критического. При дальнейшем
увеличении внешнего долга предпочтения
следует отдавать заимствованиям на долгосрочной
основе.