Министерство образования Российской
Федерации
ГОУ ВПО «Пензенский Государственный
Университет»
Факультет экономики
и управления
Реферат на тему:
«Государственный долг»
Выполнила:
студентка группы 11ээ4
Сульдина Елена
Проверила:
Никифорова
Ираида Васильевна
Пенза, 2012.
Содержание
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Государственный долг,
его сущность и виды .......................................5
1.1 Определение и состав
государственного долга ..................................5
1.2 Разновидности государственного
долга ..............................................6
1.3 Управление государственным
долгом: цели и методы .....................7
Глава 2. Организационные институты
в сфере экономики РФ .......................11
2.1 Финансовая система России
...............................................................11
2.2 Банковская система Российской
Федерации ....................................14
2.3 Кредит, виды кредитов
.......................................................................16
Глава 3. Современная ситуация на рынке
государственного долга РФ .... ...19
Заключение ...........................................................................................................23
Список использованной литературы .................................................................25
Введение
В современном
мире практически все страны прибегают
к заимствованиям, внутренним или внешним,
для покрытия дефицита собственного бюджета.
Долговое финансирование государственных
расходов стало нормой для большинства
развитых стран, тем более для стран с
переходной экономикой и развивающихся.
Не обошла эта тенденция и Российскую
Федерацию, что ставит перед экономистами
новые, необычные проблемы.
Отношения,
связанные с формированием государственного
внутреннего и внешнего долга, его погашением
и обслуживанием, – это динамичная, быстро
развивающаяся сфера управления финансами
страны. Участие в формировании политики
государственных заимствований и ее практической
реализации требует от государственных
служащих специальных знаний о рынке государственного
и муниципального долга и глубокого понимания
механизма его функционирования [12].
Государственные
финансы являются важной сферой финансовой
системы страны, призванной обеспечить
государство денежными средствами, необходимыми
ему для выполнения экономических, социальных
и политических функций. В состав государственных
финансов включаются: бюджеты разных уровней
государственного управления, внебюджетные
фонды, финансы государственных предприятий,
государственный кредит.
Бюджет состоит из расходов и доходов.
Когда расходы правительства превосходят
доходы за данный год, мы сталкиваемся
с бюджетным дефицитом. Накопленные в
предшествующие периоды времени суммы
бюджетных дефицитов образуют государственной
долг, который может быть как внутренним,
так и внешним. Причинами возникновения
государственного долга могут служить
войны, циклическое развитие экономики, нехватка финансовых
ресурсов в национальной валюте из-за
низкой эффективности народного хозяйства
(низкой производительности труда, высокой
себестоимости продукции, убыточной деятельности
предприятий и т.п.); нехватка финансовых
ресурсов в свободно конвертируемой валюте
для расчётов с другими государствами
и пр [11].
Государственный
долг можно рассматривать как эффективный источник покрытия
бюджетного дефицита. Однако эта точка
зрения небесспорна. На протяжении
двух веков между представителями разных
экономических школ ведутся споры о пользе
государственного долга, т.е. является
ли он бременем для экономики?
Центральной
проблемой данной работы обозначена тема
государственного долга, и рассматриваются
следующие вопросы: современная ситуация
на рынке государственного долга, влияние
государственного долга на национальную
экономику. В работе определена ситуация
с долговыми обязательствами России по
отношению к другим странам.
Глава 1. Государственный долг,
его сущность и виды.
1.1 Определение и состав государственного
долга.
Государственный
долг — результат финансовых заимствований
государства, осуществляемых для покрытия дефицита
бюджета. Государственный долг равен
сумме дефицитов прошлых лет с учётом
вычета бюджетных излишков. Государственный
долг складывается из задолженности центрального
правительства, региональных и местных
органов власти, а также долгов всех корпораций
с государственным участием, пропорционально
доле государства в акционерном капитале
последних.
Долг органов
государственного управления является
органичным элементом в системе финансовых
отношений, структуре активов и пассивов
экономики. В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом
Российской Федерации являются долговые
обязательства Российской Федерации перед
физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного права,
включая обязательства по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией».
Долговые обязательства России
существуют в форме:
кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации
с кредитными организациями,
иностранными государствами и международными
финансовыми организациями;
государственных ценных бумаг;
договоров о предоставлении
государственных гарантий;
переоформления долговых обязательств
третьих лиц в государственный долг [1].
Государственный долг представляет собой
сумму выпущенных, но не погашенных государственных
займов с начисленными по ним процентами
на определенную дату за определенный
срок. Долговыми обязательствами являются
кредиты, полученные Правительством РФ,
государственные займы, осуществленные
посредством выпуска ценных бумаг от его
имени, другие долговые обязательства,
гарантированные Правительством РФ.
Обслуживание государственного долга
выражается в осуществлении операций
по размещению долговых обязательств,
их погашению и выплате по ним процентов.
Эти функции осуществляет Центральный
Банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного
долга производятся за счет бюджета РФ.
1.2 Разновидности государственного
долга.
Классификация
государственного долга осуществляется
по различным признакам:
• внутренний
государственный долг: долговые обязательства
федерального правительства перед юридическими
и физическими
лицами, выраженные в национальной валюте
• внешний
государственный долг: задолженность
государства по
непогашенным внешним займам и не выплаченным
по ним процентам
международным и государственным банкам,
организациям,
правительствам, частным иностранным
банкам и др., выраженные в
иностранной валюте
• рыночные:
долговые обязательства, выпущенные государством
на
внутреннем рынке в виде ценных бумаг
— облигаций
• нерыночные:
возникают в результате исполнения бюджета
(долг
бюджетных организаций к концу бюджетного
года, который
переоформляется в государственный внутренний
долг)
Внутренний
государственный долг возникает
как результат дефицита
бюджета и выпуска облигаций
государственного займа для его покрытия.
В этом случае государство выступает
должником по отношению к тем, кто приобретает
его облигации.
Причины возникновения
внутреннего государственного долга:
• получение государством
кредитов от коммерческих банков,
юридических
лиц, выраженных в национальной валюте.
• осуществление
государством внутренних займов (размещение
ценных бумаг от лица государства).
•
предоставление бюджетных ссуд одним
уровнем бюджетной системы
другому.
Внешний государственный долг
является более серьёзной проблемой, чем
внутренний, так как с его появлением возникают
не только кредитные обязательства, но
и обязательства другого рода — за оказание
финансовой помощи кредиторы требуют
выполнения ряда условий. Внешний государственный
долг подразумевает жёсткие сроки погашения
кредита, несоблюдение которых ведёт к
новым санкциям [8].
Сама по себе номинальная величина
внешнего долга ещё ничего не говорит
о состоянии экономики страны. Важны не
абсолютные показатели долга, а его отношение
к другим экономическим показателям государства:
• величина
долга на душу населения;
• отношение долга
к ВВП (оно не должно быть больше 80 процентов);
• отношение величины
госдолга к объему экспорта (он не должен
превышать сумму
экспорта более чем в 2 раза);
• расходы по обслуживанию
долга по отношению к сумме экспорта (не
должны превышать
15—20 процентов);
• отношение внешнего
долга к размеру золотовалютных резервов.
1.3 Управление государственным
долгом: цели и методы.
Под управлением государственным
долгом понимается совокупность мероприятий
государства по выплате доходов кредиторам
и погашению займов, изменению условий
уже выпущенных займов, определение условий
и выпуску новых государственных ценных
бумаг. Управление является одним из элементов
макроэкономической политики. Эффективное
использование долга может стать мощным
фактором экономического роста, позволяющим
сглаживать экономические отклонения,
дающим дополнительные финансовые ресурсы.
Цикл управления государственным
долгом включает 3 стадии: привлечение,
размещение и погашение. Управление привлеченным
долгом может базироваться как на прямом
государственном управлении, так и на
косвенных методах, включающих выдачу
государственных гарантий и нормативно-административное
регулирование привлечения не гарантированных
кредитов частными фирмами.
Правительство РФ в «Концепции
единой системы управления государственным
долгом Российской Федерации» придерживается
максимально общей формулировки основных
целей управления государственным долгом:
сохранение объема государственного
долга на экономически безопасном уровне;
сокращение, стоимости обслуживания
государственного долга Российской Федерации;
обеспечение исполнения обязательств
государства в полном объеме по как можно
более низкой стоимости на средне- и долгосрочную
перспективу.
Управление государственным долгом является
составной частью бюджетной политики.
В свою очередь, бюджетная политика является
составной частью социально-экономической
политики государства [9].
Существует большое количество
методов решения проблемы государственного
долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные,
так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные
методы являются долгосрочными и связывают
решение проблемы, например, внешнего
долга, с увеличением торгового баланса
страны, а также увеличением ВВП и государственного
бюджета. Технические же методы – краткосрочные,
и позволяют решить проблему путем улучшения
условий заимствования, уменьшения общей
суммы долга, изменения временной структуры
платежей. К основным
методам управления государственным долгом
следует отнести:
- рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов (рис. 1).
Рис. 1 Методы рефинансирования государственного
долга
Аннуляция подразумевает
полную отмену долга (применяется лишь
в случае полного банкротства государства
как должника).
Пролонгация —
это удлинение сроков долга и погашения
процентов.
Секьюритизация —
это перепродажа облигаций госзаймов
на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация —
это реструктурирование гособлигаций
в частные акции через их перепродажу
на бирже.
- конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
- консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
- унификация — объединение нескольких займов в один.
- отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда
дальнейшее активное развитие операций
по выпуску новых займов не эффективно
для государства.
- аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
- реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что
реструктуризация долга может быть осуществлена
с частичным списанием (сокращением) суммы
основного долга [13].
Из всего многообразия существующих
методов управления государственным долгом
в Бюджетном кодексе Российской Федерации
получил определение только метод реструктуризации.
Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление
государственным долгом» посвящена только
организационному аспекту управления
государственным долгом. Согласно статье
101 Бюджетного кодекса управление государственным
долгом Российской Федерации осуществляется
Правительством Российской Федерации,
а управление государственным долгом
субъекта РФ осуществляется органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
«Организационно в настоящее время система
управления государственным внешним долгом
реализована на базе Министерства финансов
РФ и Внешэкономбанка как агента Министерства
финансов РФ». Российская Федерация не
несет ответственности по долговым обязательствам
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, если указанные обязательства
не были гарантированы Российской Федерацией.
В свою очередь, субъекты Российской Федерации
и муниципальные образования не отвечают
по долговым обязательствам Российской
Федерации [1].