Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:14, реферат

Описание работы

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.
Бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Государственный долг, его сущность и виды .......................................5
1.1 Определение и состав государственного долга ..................................5
1.2 Разновидности государственного долга ..............................................6
1.3 Управление государственным долгом: цели и методы .....................7
Глава 2. Организационные институты в сфере экономики РФ .......................11
2.1 Финансовая система России ...............................................................11
2.2 Банковская система Российской Федерации ....................................14
2.3 Кредит, виды кредитов .......................................................................16
Глава 3. Современная ситуация на рынке государственного долга РФ .... ...19
Заключение ...........................................................................................................23
Список использованной литературы .................................................................25

Файлы: 1 файл

Государственный долг, практика.docx

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организационные институты в сфере экономики РФ.

2.1 Финансовая система  России.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы».

Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

    Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы. Основу финансовой системы составляют денежные фонды. Под денежными фондами (или денежными, финансовыми активами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг, которые имеют, во-первых, соответствующие и четко определенные направления формирования, во-вторых, такие же соответствующие и четко очерченные направления использования. Финансовая система пронизывает всю национальную экономическую систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративных предприятий и заканчивая государством [12].

Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

  1. Государственную бюджетную систему;

  1. Внебюджетные специальные фонды;

  1. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

  1. Фонды страхования (имущественного и личного);

  1. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов — система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности [6].

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет. Финансовые институты:

  1. Бюджетные фонды (БФ).

  1. Внебюджетные фонды (ВБФ).

  1. Децентрализованные Фонды (ДФ).

  1. Страховые фонды.

  1. Государственный и муниципальный кредит.

  1. Валютно-денежная система (ВДС).

  1. Финансы предприятий различных форм собственности.

 Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов. Она носит название фискальной политики.

      Дискреционная фискальная политика - сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста [10].

      Фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает:

1.       Увеличение государственных расходов.

2.       Снижение налогов.

     Существует подготовленная Минфином и внесенная в Правительство Концепция по управлению государственным долгом. Документ подготовлен достаточно давно. Однако его судьба пока совершенно неясна. Однако время не ждет, и примерные контуры долговой политики Правительства были озвучены. В докладе речь идет о пяти основополагающих пунктах: 1. Сокращение расходов по обслуживанию долга. 2. Рефинансирование рыночной части долга. 3.Увеличение доли рыночной части госдолга. 4. Увеличение доли внутреннего долга в общем размере госдолга. 5. Ограничение объемов новых заимствований. Сами по себе эти подходы особых нареканий не вызывают и могут быть приняты за основу для дальнейшего обсуждения. Споры порождают конкретные способы их реализации, а также сами принципы управления госдолгом. Однако прежде чем научиться эффективно управлять долгом, надо точно знать, сколько же мы должны [2].

 

2.2 Банковская система  Российской Федерации.

Банковская система — совокупность различных   видов   национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно

кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть

коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный

банк    проводит   государственную эмиссионную   и    валютную  политику,

является ядром резервной системы. Коммерческие банки   осуществляют все

виды банковских операций [5].

Международная практика знает несколько типов банковских систем:

  • распределительную централизованную банковскую систему;

  • рыночную банковскую систему;

  • банковскую систему переходного периода.

Распределительная (централизованная) банковская система:

государство — единственный собственник, монополия государства на формирование банков, одноуровневая банковская система, политика единого банка, государство отвечает по обязательствам банков, банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления.

      В противоположность распределительной (планово-административной) системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция [12].

     Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия денег сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

Банковская система России - совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

Банки  в   России   входят в двухуровневую   систему,   верхний уровень

которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — коммерческими банками. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности [15].

Основными законами, регулирующими банковскую деятельность в Российской Федерации, являются:

  • Конституция Российской Федерации

  • Федеральный закон № 395-1 от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности»

  • Федеральный закон № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

  • Федеральный закон № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

  • Федеральный закон № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 года

    «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

 

 

2.3 Кредит, виды кредитов.

 Кредит — это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

 В РФ обычно кредитные отношения оформляются договором займа или кредитным договором. Кредиты по кредитному договору могут выдаваться только кредитным организациями. Договор предполагает существование двух сторон: кредитора и заёмщика. Согласно договору, кредитор обязуется предоставить кредит, а заемщик принять кредит и своевременно вернуть кредит, уплатив проценты. При нарушении заемщиком обязательств по возврату кредита и процентов по нему кредитор обращает взыскание на заложенное имущество и даже может возбудить дело о несостоятельности,   т. е. банкротстве, должника [9].

Виды кредитов.

 

     Потребительское кредитование продолжает набирать обороты в России. По своему экономическому содержанию потребительское кредитование является частью банковского, расширяя его действие на физических лиц. Данный кредит весьма удобен населению он  позволяет конкретному человеку получить максимум материальных благ сразу же, расплачиваясь

за это в будущем. 
      Предоставляется   частным   лицам   с   целью использования   денежных средств в потребительских целях. Реализуется или в форме продажи товара с отсрочкой платежей через различные магазины, или в форме предоставления банковской   ссуды   на потребительские цели. Потребительские цели - это цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Например, это могут  быть    кредиты    на   покупку   товаров   длительного   пользования: мобильных телефонов, мебели, бытовой техники, автомобилей.

Автокредиты. Одно из направлений потребительского кредитования – это покупка автотранспортного средства в кредит. Для клиента удобно осуществлять покупку автомобиля в банке, который непосредственно связан с автосалоном. Еще одной альтернативой на рынке автокредитования являются совместные проекты банков и автопроизводителей.

Ипотечные кредиты. Предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий, квартиры, коммерческой недвижимости). Используется, как правило, для обновления основных фондов в сельском хозяйстве, финансирования жилищного строительства.

Лизинг (финансовая аренда). В соответствии с гл. 34 ГК РФ, финансовая аренда (лизинг) является одной из разновидностей арендных правоотношений. Гражданский кодекс Российской Федерации (Статья 665, ГК РФ) определяет финансовую аренду следующим образом: по договору финансовой аренды (договору лизинга) лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей [11].

Функции и роль кредита в современной экономике.

    Кредит - это определенные отношения между участниками воспроизводственного процесса, причем эти отношения имеют вещное выражение в виде объекта передачи от одного субъекта к другому во временное пользование, т.е. с точки зрения экономической теории кредит представляет собой единство экономического отношения и его вещественной стороны. С юридической точки зрения кредит представляет право распоряжаться или право требовать. Ресурсами, полученными во временное пользование, заемщик распоряжается в соответствии с характером возникающих потребностей, а кредитор требует рационального использования ресурсов и возврата ссуды в установленные сроки. Права распоряжаться или требовать определяются собственностью на предоставленные ресурсы [4].

Информация о работе Государственный долг