Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:14, реферат
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.
Бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Государственный долг, его сущность и виды .......................................5
1.1 Определение и состав государственного долга ..................................5
1.2 Разновидности государственного долга ..............................................6
1.3 Управление государственным долгом: цели и методы .....................7
Глава 2. Организационные институты в сфере экономики РФ .......................11
2.1 Финансовая система России ...............................................................11
2.2 Банковская система Российской Федерации ....................................14
2.3 Кредит, виды кредитов .......................................................................16
Глава 3. Современная ситуация на рынке государственного долга РФ .... ...19
Заключение ...........................................................................................................23
Список использованной литературы .................................................................25
Необходимость кредита обусловлена закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках появляются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других — возникает потребность в них [7].
Составной частью рыночной экономики является денежно-кредитная система государства. Именно ей должна быть отведена особая роль в организации рыночных отношений в стране. Переход к рыночной экономике требует радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. Очевидна необходимость реализации принципиально новых методов в управлении денежным оборотом страны, кредитным механизмом, другими экономическими рычагами. Денежно-кредитная система носит переходный характер, испытывает влияние кризисных явлений в экономике, подвергается коренной перестройке и ломке, имеет ряд существенных недостатков в своей деятельности. В принятых законах, регулирующих деятельность денежно-кредитной системы, заложены основы создания двухуровневой банковской системы. Процесс преобразования идет, но пока очень медленно. Работают Центральные банки республик, расширяется сеть коммерческих банков. Однако принятие законов о создании банковской системы - это только первый шаг, нужна последовательная государственная политика в этой области [3].
Глава 3. Современная ситуация на рынке государственного долга РФ.
2009 г. отчет |
2010 г. отчет |
2011 г. оценка |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014 г. проект | |
Государственный долг Российской Федерации |
3 233,1 |
4 158,2 |
5 699,3 |
7 743,0 |
9 624,7 |
11 388,9 |
% к ВВП |
8,3 |
9,3 |
10,7 |
13,2 |
14,8 |
15,7 |
% к предыдущему году |
128,6 |
137,1 |
135,9 |
124,3 |
118,3 | |
% к 2011 году |
135,9 |
168,9 |
199,8 | |||
в том числе: |
||||||
Государственный внутренний долг |
2 094,7 |
2 940,4 |
4 555,0 |
6 330,9 |
7 873,2 |
9 221,8 |
% к ВВП |
5,4 |
6,6 |
8,5 |
10,8 |
12,1 |
12,7 |
% к предыдущему году |
140,4 |
154,9 |
139,0 |
124,4 |
117,1 | |
% к 2011 году |
139,0 |
172,8 |
202,5 | |||
Государственный внешний долг* |
1 138,4 |
1 217,8 |
1 144,3 |
1 412,1 |
1 751,5 |
2 167,1 |
% к ВВП |
2,9 |
2,7 |
2,2 |
2,4 |
2,7 |
3,0 |
% к предыдущему году |
107,0 |
94,0 |
123,4 |
124,0 |
123,7 | |
% к 2011 году |
123,4 |
153,1 |
189,4 |
Таким образом, внутренний госдолг вырос за год на 1,25 трлн руб., или на 42,5%. В 2009г. он равнялся скромным 1,5 трлн руб., но подрос на 40%, в 2010г. - еще на 40%, а в прошлом году - чуть более чем на 40%. Из указанных 4,19 трлн руб. задолженность власти в госбумагах составляет 3,55 трлн руб., объем госгарантий равняется 0,64 трлн руб [16].
Между тем у руководства страны эта динамика не вызывает опасений. В январе 2012г. Владимир Путин заявил, что общий госдолг России по состоянию на конец 2011г. составлял 10,4% от ВВП, причем 7,9% приходится именно на займы внутри страны, 2,5% - на внешние.
Однако Россия обладает не только задолженностями, но и должниками. Так, например, Кипр официально обратился к России с просьбой о предоставлении кредита в 5 млрд евро. В свою очередь директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ Константин Вышковский сообщил, что Россия при принятии решения о предоставлении очередного кредита Кипру будет учитывать решение Евросоюза. Позднее Министр финансов Кипра Вассос Шиарли заявил, что представители Европейской комиссии, Европейского центробанка и МВФ встретятся с правительством Кипра и руководством Центробанка, чтобы собрать информацию. По его словам, переговоры о размере суммы, необходимой для Кипра, завершатся до конца июля. Позднее постоянный представитель России в Европейском союзе Владимир Чижов сообщил журналистам, что предоставляемый Россией Кипру кредит не связан с финансовой помощью странам Евросоюза, оказавшимся в сложном положении, а нацелен на рекапитализацию банковской системы республики.
По оценкам экспертов, для спасения экономики
Кипру может потребоваться около 10 млрд
евро [18].
Закон
о федеральном бюджете
на 2012-2014гг. предполагает
дальнейший рост внутреннего
госдолга: на конец 2012г.
он должен увеличиться до 6,33 трлн
руб., в следующем году - до 7,87 трлн
руб., а в 2014г. - и вовсе до 9,22 трлн руб.
Таким образом, госдолг России вырастет
до 15,5% от ВВП.
С 1 января 2012 года внешний государственный долг России вырос на 7,3% или $39,783 млрд и достиг $585 млрд.
Эксперты Банка России отмечают, что долг органов госуправления увеличился к 1 июля до $41,739 млрд против $34,679 млрд на 1 января 2012 года. Из них $38,362 млрд составляет "новый российский долг" при том, что весь долг бывшего СССР немногим превышает $2,3 млрд.
В структуре внешней задолженности России внешний долг банков составляет $173,9 млрд против $162,833 млрд на начало года. При этом на все прочие секторы экономики приходится $358,29 млрд, тогда как полгода назад эта цифра составляла $336,63 млрд [17].
1. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
2. Отсутствует средне - и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
3. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет). Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.
4. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.
Чтобы устранить их полностью или частично, правительству необходимо разрабатывать и применять различные методы управления государственным долгом.
В управлении государственным долгом важно соблюдать сбалансированность бюджетной и долговой политики государства, т.е. не допускать чрезмерного роста дефицитного финансирования и гарантировать нормальное обслуживание сложившейся задолженности.
Государственный долг в условиях рыночных отношений выступает важным макроэкономическим фактором, оказывающим значительное воздействие на состояние национальной экономики. С другой стороны, сам рынок государственных долгов реагирует на изменение экономической ситуации внутри страны и тенденций международных финансовых рынков.
Список использованной литературы.