Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:14, реферат

Описание работы

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственный кредит.
Бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Государственный долг, его сущность и виды .......................................5
1.1 Определение и состав государственного долга ..................................5
1.2 Разновидности государственного долга ..............................................6
1.3 Управление государственным долгом: цели и методы .....................7
Глава 2. Организационные институты в сфере экономики РФ .......................11
2.1 Финансовая система России ...............................................................11
2.2 Банковская система Российской Федерации ....................................14
2.3 Кредит, виды кредитов .......................................................................16
Глава 3. Современная ситуация на рынке государственного долга РФ .... ...19
Заключение ...........................................................................................................23
Список использованной литературы .................................................................25

Файлы: 1 файл

Государственный долг, практика.docx

— 79.50 Кб (Скачать файл)

    Необходимость кредита обусловлена закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках появляются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других — возникает потребность в них [7].

    Составной частью рыночной экономики является денежно-кредитная система государства. Именно ей должна быть отведена особая роль в организации рыночных отношений в стране. Переход к рыночной экономике требует радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. Очевидна необходимость реализации принципиально новых методов в управлении денежным оборотом страны, кредитным механизмом, другими экономическими рычагами. Денежно-кредитная система носит переходный характер, испытывает влияние кризисных явлений в экономике, подвергается коренной перестройке и ломке, имеет ряд существенных недостатков в своей деятельности. В принятых законах, регулирующих деятельность денежно-кредитной системы, заложены основы создания двухуровневой банковской системы. Процесс преобразования идет, но пока очень медленно. Работают Центральные банки республик, расширяется сеть коммерческих банков. Однако принятие законов о создании банковской системы - это только первый шаг, нужна последовательная государственная политика в этой области [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современная ситуация на рынке государственного долга РФ.

     В соответствии с основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 –  2014 годы, рассмотренными Правительством Российской Федерации  11 августа 2011 года (далее – долговая политика на 2012 – 2014 годы), государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение  финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на  российском и международных рынках капитала на благоприятных условиях, развитие  национального рынка государственных ценных бумаг, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

     Возросшие  объемы заимствований и, соответственно, рост объема государственного  долга в плановом периоде увеличат  нагрузку на федеральный бюджет, однако по большинству индикаторов, рассчитанных в соответствии  с международной методикой, бюджетная  устойчивость сохранится.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в российской валюте, за первые три месяца текущего года вырос на 3,3% - до 3,66 трлн руб. (по состоянию на 1 апреля 2012г.), говорится в материалах Министерства финансов. При этом на начало года внутренний госдолг составлял 3,54 трлн руб [17].

      В соответствии  с законопроектом в 2012 – 2014 годах предусматривается привлечение значительных заимствований на внутреннем финансовом рынке.

     За 2012 –  2014 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в сумме 5 492,9 млрд. рублей.

     Динамика объема  и структуры государственного  долга Российской Федерации в 2009 – 2014 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.      

(млрд. рублей)

 

2009 г. отчет

  2010 г. отчет

 2011 г. оценка

2012 г. проект

2013 г. проект

2014 г. проект

Государственный долг Российской Федерации

3 233,1

4 158,2

5 699,3

7 743,0

9 624,7

11 388,9

% к ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

15,7

% к предыдущему году

 

128,6

137,1

135,9

124,3

118,3

% к 2011 году 

     

135,9

168,9

199,8

в том числе:

           

Государственный внутренний долг

2 094,7

2 940,4

4 555,0

6 330,9

7 873,2

9 221,8

% к ВВП

5,4

6,6

8,5

10,8

12,1

12,7

% к предыдущему году

 

140,4

154,9

139,0

124,4

117,1

% к 2011 году 

     

139,0

172,8

202,5

Государственный внешний долг*

1 138,4

1 217,8

1 144,3

1 412,1

1 751,5

2 167,1

% к ВВП

2,9

2,7

2,2

2,4

2,7

3,0

% к предыдущему году

 

107,0

94,0

123,4

124,0

123,7

% к 2011 году 

     

123,4

153,1

189,4


 

* расчет по курсу доллара США по состоянию на декабрь соответствующего года.

Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 – 2014 годы практически в 2 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного  внутреннего долга, объем которого увеличится в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,7% ВВП.

Таким образом, внутренний госдолг вырос за год на 1,25 трлн руб., или на 42,5%. В 2009г. он равнялся скромным 1,5 трлн руб., но подрос на 40%, в 2010г. - еще на 40%, а в прошлом году - чуть более чем на 40%. Из указанных 4,19 трлн руб. задолженность власти в госбумагах составляет 3,55 трлн руб., объем госгарантий равняется 0,64 трлн руб [16].

Между тем у руководства страны эта динамика не вызывает опасений. В январе 2012г. Владимир Путин заявил, что общий госдолг России по состоянию на конец 2011г. составлял 10,4% от ВВП, причем 7,9% приходится именно на займы внутри страны, 2,5% - на внешние.

Однако Россия обладает не только задолженностями, но и должниками. Так, например, Кипр официально обратился к России с просьбой о предоставлении кредита в 5 млрд евро. В свою очередь директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ Константин Вышковский сообщил, что Россия при принятии решения о предоставлении очередного кредита Кипру будет учитывать решение Евросоюза. Позднее Министр финансов Кипра Вассос Шиарли заявил, что представители Европейской комиссии, Европейского центробанка и МВФ встретятся с правительством Кипра и руководством Центробанка, чтобы собрать информацию. По его словам, переговоры о размере суммы, необходимой для Кипра, завершатся до конца июля. Позднее постоянный представитель России в Европейском союзе Владимир Чижов сообщил журналистам, что предоставляемый Россией Кипру кредит не связан с финансовой помощью странам Евросоюза, оказавшимся в сложном положении, а нацелен на рекапитализацию банковской системы республики.

По оценкам экспертов, для спасения экономики Кипру может потребоваться около 10 млрд евро [18].  
          Закон    о     федеральном    бюджете   на    2012-2014гг.    предполагает дальнейший    рост   внутреннего госдолга: на  конец   2012г.    он    должен увеличиться до 6,33 трлн руб., в следующем году - до 7,87 трлн руб., а  в 2014г. - и вовсе до 9,22 трлн руб. Таким образом, госдолг России вырастет до 15,5% от ВВП. 

С 1 января 2012 года внешний государственный долг России вырос на 7,3% или $39,783 млрд и достиг $585 млрд.  

Эксперты Банка России отмечают, что долг органов госуправления увеличился к 1 июля до $41,739 млрд против $34,679 млрд на 1 января 2012 года. Из них $38,362 млрд составляет "новый российский долг" при том, что весь долг бывшего СССР немногим превышает $2,3 млрд.

         В структуре внешней задолженности России внешний долг банков составляет $173,9 млрд против $162,833 млрд на начало года. При этом на все прочие секторы экономики приходится $358,29 млрд, тогда как полгода назад эта цифра составляла $336,63 млрд [17].

 

 
 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени.

Управление государственным долгом — одно из важных направлений государственной финансовой политики. Оно представляет собой комплекс мероприятий: обслуживание долга, т.е. погашение основной суммы и выплата процентов кредиторам; изменение условий выпущенных займов; мониторинг показателей объема и уровня долга, их сопоставление с показателями государственных финансов; взаимоотношения с кредиторами по поводу урегулирования старых долгов и предоставления новых кредитов; реструктуризация долгов; рефинансирование долгов и др.

Существует много проблем, связанных с нынешним состоянием государственного долга страны. Например:

1.     На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.

2.     Отсутствует средне - и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

3.     Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет). Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

4.     Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

Чтобы устранить их полностью или частично, правительству необходимо разрабатывать и применять различные методы управления государственным долгом.

В управлении государственным долгом важно соблюдать сбалансированность бюджетной и долговой политики государства, т.е. не допускать чрезмерного роста дефицитного финансирования и гарантировать нормальное обслуживание сложившейся задолженности.

Государственный долг в условиях рыночных отношений выступает важным макроэкономическим фактором, оказывающим значительное воздействие на состояние национальной экономики. С другой стороны, сам рынок государственных долгов реагирует на изменение экономической ситуации внутри страны и тенденций международных финансовых рынков.

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

  1. Приказ Минфина России от 25.02.2011 №60 "Об эмиссии на международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации".
  1.  Федеральный закон № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года «О страховании    вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

  1.  Федеральный закон № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2006. -  с. 17.
  3. Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов / А.В. Бликанов // Финансы и кредит. - 2008. - №5.
  4. В. А. Дмитриев Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты //Деньги и кредит - 2007 - №10 - с 10.
  5. Воронин Ю. С. Управление государственным долгом/Ю. С. Воронин// Экономист.-2006-№1- с. 58.
  6. Гусейнов Р. М. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина - М: Омега-Л, 2008. – с. 440.
  7. Лемешевский И.М.: Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3) учебное пособие для студентов экономических специальностей высшых учебных заведений. - МН.: ООО "ФУ Аинфром", 2010. с. 218.
  8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: изд - М.: ИНФРА-М, 2009. XXVIII, с. 376.
  9. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева - 2-е изд. - М: Инфра-М, 2008. – с. 360.
  10. Пупликов С. Факторы отрицательного воздействия / Финансы, учёт и аудит. - 2009. - №1. – с. 32.
  11. Теория финансов: Учеб. Пособие/ Н. Е. Заяц [и др.].; Под ред. Проф. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко.--Мн.: БГЭУ, 2008. – с. 351.
  12. http://www.economy.gov.ru - Министерство Экономического Развития
  13. http://www.minfin.ru/ru/- Министерство Финансов РФ.
  14. http://www.rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг, «Состояние экономики Кипра оказалось хуже ожиданий тройки кредиторов».

Информация о работе Государственный долг