Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 21:23, контрольная работа
Категория контроля, его сущность, организация и функции определяются общественно-экономическим строем и вытекают, соответственно из сущности самого государства.
Государство как форма организации классового общества, основанного на определенной системе производительных сил и производственных отношений, состоит из совокупности представительных учреждений, исполнительно-распорядительных и надзорно - контрольных органов.
1 Государственный финансовый контроль как функция государственного управления в сфере внешних заимствований в РФ
Категория контроля, его сущность, организация и функции определяются общественно-экономическим строем и вытекают, соответственно из сущности самого государства.
Государство как форма организации классового общества, основанного на определенной системе производительных сил и производственных отношений, состоит из совокупности представительных учреждений, исполнительно-распорядительных и надзорно - контрольных органов.
Бесспорно, значение государственного регулирования для совершенствования системы экономических отношений трудно переоценить. В процессе трансформации и становления основ рыночной экономики были утрачены иллюзии по саморегулированию экономики и, как показывает современное состояние экономического развития нашей страны необходимые функции для позитивного развития воспроизводственных процессов и обеспечения социального развития общества не могут регулироваться только посредством чистого рынка.
В условиях многоукладной экономики, различных видов собственности и развития рыночных механизмов в нашей стране регулирование и управление экономическими процессами со стороны государства имеют решающее значение.
В процессе государственного управления осуществляется ряд функций, которые обеспечивают замкнутый цикл управления. К ним относятся планирование, установление цели и осуществление мероприятий по ее достижению, организация выполнения принятого решения.
Контроль здесь выступает как показатель степени достижения установленных целей и кульминационный момент управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляется с требованиями принятых решений.
Активная роль контроля в управлении экономикой, проявляется в том, что он не ограничивается только констатацией допущенных отклонений от принятых управленческих решений.
При использовании его данных достигается сбалансированность всей системы управления, принимаются более обоснованные управленческие решения по регулированию, как в масштабах конкретной отрасли, так и в масштабах российской экономики в целом, а также и в определении ее места в мировой экономике.
Таким образом, государственный контроль рассматривается в качестве регулирования экономических процессов, которые происходят в российской экономике.
Нельзя также недооценивать и роль государственного контроля в обеспечении экономической безопасности страны, реальная угроза которой – масштабное нецелевой использование государственных денежных и материальных ресурсов, их изъятие, хищения, коррупция, вывоз капиталов, легализация доходов, полученных преступным путем.
Особое место в системе государственного контроля занимает государственный финансовый контроль, который имеет более узкий спектр и распространяется в основном на формирование доходной и расходной частей федерального бюджета.
На основании данных, полученных при осуществлении контрольных функций, государство имеет возможность реально оценить свои ресурсы, возможности, а также анализировать проблемы в области источников финансирования и расходования бюджетных средств в различных сферах своей деятельности.
Широко распространено мнение, что сущностью контроля является регулярная проверка хозяйственного законодательства, выявление нарушений государственной финансовой дисциплины.
При всей важности проверки соблюдения законов и правовых нормативных документов нельзя сводить только к этому сущность контроля, ведь вторая его сторона – наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование ресурсов, устранение препятствий на пути оптимального функционирования различных звеньев управления.
Эффективное расходование государственных средств – основное правило осуществления финансово-экономической деятельности государства, а также сфера применения государственного контроля.
В настоящее время сложившаяся система взаимосвязи общественных отношений с государственными функциям и развивающимися рыночными отношениями требует нового качественного подхода к определению государственного финансового контроля. На первое место выходят такие важные показатели контроля, как контроль за результатами, эффективным и экономическим расходованием средств федерального бюджета.
В течении долгого времени государственный финансовый контроль в практическом его применении сводился к проверке правильности ведения финансовых документов, полноты учета и достоверности по осуществленным расходам федерального бюджета в отдельных направлениях деятельности государства, а также фактического соответствия доходов и расходов федерального бюджета показателям отчета об исполнении федерального бюджета.
Безусловно, эти задачи очень важны для понимания реальной картины расходования государственных средств. Кроме того, результаты таких контрольных мероприятий важны для органов законодательной власти и для общественности как подтверждение того, что исполнительная власть представляет достоверную финансовую информацию об исполнении федерального бюджета, надлежащим образом осуществляет ведение счетов и документации по бюджетным средствам. Подтверждение о поступлениях доходных средств также очень важно в плане оценки финансовых ресурсов для дальнейшего осуществления расходов федерального бюджета.
Так же необходимо подчеркнуть важность другого вида контроля, направленного на проверку того, насколько эффективно и экономично расходуются государственные средства. Вполне обоснованно этот вид контроля включает в себя не только проверку финансовых аспектов деятельности организаций, но и управленческую деятельность в целом.
Представляя собой проверку и оценку эффективности деятельности главных распорядителей и получателей бюджетных средств по использованию государственных средств, государственный финансовый контроль должен не только констатировать факты и реальное состояние использования государственных средств в той или иной области.
Цель государственного финансового контроля – определить, насколько экономно, производительно и результативно федеральные органы исполнительной власти и получатели бюджетных средств используют государственные средства при осуществлении установленных им функций и выполнении поставленных перед ними задач.
Результатом же проведенной работы должны стать разработка и доведение до заинтересованных организаций конкретных рекомендаций по совершенствованию деятельности проверяемых объектов. Тщательно подготовленные и обоснованные рекомендации будут способствовать повышению эффективности использования государственных средств, что особенно важно для функционирования финансовой системы государства, как в отношении отраслях производства, так и экономики в целом.
В настоящее время характеризующееся реформирование экономической системы российского государства, появились объективные предпосылки нового метода осуществления государственного финансового контроля, так называемого аудита эффективности расходования государственных средств, когда необходимо контролировать не только целевой характер использования государственных средств, но оценить результативность и эффективность их использования.
К сожалению, в настоящее время не существует установленной и конкретной технологии, позволяющей однозначно определить прогнозные показатели принятия отдельных реформаторских решений. В основном имеющиеся решения оцениваются на уровне сравнения уже достигнутых результатов и предыдущей деятельности.
Тем не менее некоторые важные решения на макроэкономическом уровне правительственными органами, требуют тщательной проверки и анализа с применением методов и средств государственного финансового контроля.
К таким важным решениям относятся решения о привлечении и использовании государственных внешних заимствований, формирующих в свою очередь внешнюю государственную задолженность РФ, что оказывает существенное влияние на экономическое положение страны.
Не анализируя подробно причин образования и проблем погашения государственной внешней задолженности РФ, следует уделить особое внимание современному состоянию российской экономической политики в сфере сотрудничества с международными финансовыми организациями по целевым (нефинансовым) кредитам (займам), которые в статистических и отчетных материалах относятся к инвестиционным займам.
Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 6) нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.
В условиях государственно-рыночной экономики предполагается получение адекватного экономического эффекта от вложенных средств и расходов, в рассматриваемом нами случае по обязательства РФ перед МФО в масштабах федерального бюджета.
Однако анализ результатов проверок, проведенных Счетной палатой РФ, позволяет сделать вывод об отсутствии системного подхода к привлечению, использованию и управлению проектов, финансируемых за счет инвестиционных займов МФО.
Об этом свидетельствует тот факт, что не обеспечено создание современной правовой и методической основы, учитывающий накопленный за последние годы опыт работы с МФО. За весь период работы с целевыми иностранными заимствованиями не проведена комплексная оценка эффективности проектов, финансируемых с участием международных банков.
Другой проблемой, которая снижает результативность сотрудничества с международными финансовыми организациями – крайне неравномерное распределение размещения кредитных ресурсов среди регионов РФ.
Наибольший объем привлеченных средств инвестиционных займов приходится на наиболее экономически развитый Центральный федеральный округ – 30 % от общего объема. Далее следует Уральский федеральный округ – 23 %, Северо-Западный федеральный округ – 18 %, Сибирский федеральный округ – 11%, Приволжский – 9%, Южный – 7% федеральные округа. Наименьший объем средств привлекался для Дальневосточного федерального округа – 2 %.
Несогласованность и отсутствие оценки экономической эффективности способствовали систематическим задержкам вступления в силу соглашений, которые были одобрены Советом директоров МБРР и подписаны Правительством РФ, что в свою очередь приводило к увеличению сроков реализации проектов.
Анализируя результаты эффективности сотрудничества с международными финансовыми организациями, следует отметить, что в современных условиях развития российской экономики требуются новые подходы, как к привлечению инвестиционных займов, так и к механизмам их реализации, ориентируемым на максимальный экономический результат при максимальной бюджетной эффективности.
Фактически, до настоящего времени все действия международных финансовых организаций, осуществляющих инвестиционной финансирование в России, а также российских организаций, сотрудничающих с этим структурами, в конечном итоге были сосредоточены на управлении расходами займов, между тем как управление результатами как наиболее эффективный метод использования иностранных заимствований практически отсутствовал. Ни один проект не имел четкого и конкретного предыинвестиционного технико-экономического обоснования, а также реальной оценки эффективности реализации проекта по его окончании.
Масштабы и глубина серьезных упущений в организации сотрудничества с международными финансовыми организациями могли быть существенно снижены или частично нейтрализованы в ходе осуществления контрольно- аналитических мероприятий как со стороны министерств и ведомств, принимающих непосредственное участие в основной деятельности (внутренний контроль), так и со стороны независимого государственного контрольного внешнего органа (внешний контроль).
Оценивая государственный финансовый контроль как неотъемлемый элемент процесса управления, в данном случае государственного регулирования в сфере внешних заимствований, следует отметить, что одним из основных побудительных мотивов его использования в процессе государственного регулирования является получение планируемого результата.
И, если отдельным ведомствам, принимающим участие в проекте, в силу своей специфики в своей направленности невозможно увидеть целостную картину реализации проекта, то внешним контрольным органам, которые являются государственные контрольные органы, в том числе Счетная палата РФ, имеющим возможность сбора информации из различных источников и комплексного контроля на каждом этапе реализации проекта, возможно и необходимо дать системную оценку эффективности привлекаемых средств внешних заимствований.
Для достижения полной и реальной картины эффективности привлекаемых внешних заимствований следует сосредоточиться на комплексной оценки эффективности жизненного цикла государственных внешних заимствований. Этапы государственного контроля рассматриваются применительно к отдельным стадиям проявления внешних заимствований, а именно привлечения (предыинвестиционный контроль, включающий в себя инвестиционный анализ), использования (контроль за реализацией проектов) и затем погашения (оценка производственных затрат, фактические показатели бюджетной эффективности, социальной значимости и т.д.). Было бы целесообразно все эти этапы объединить под одним термином «жизненный цикл заимствования». Задача метода комплексной оценки будет заключаться в учете всех возможных факторов и оценке их влияния на основные результаты.