Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 21:23, контрольная работа
Категория контроля, его сущность, организация и функции определяются общественно-экономическим строем и вытекают, соответственно из сущности самого государства.
Государство как форма организации классового общества, основанного на определенной системе производительных сил и производственных отношений, состоит из совокупности представительных учреждений, исполнительно-распорядительных и надзорно - контрольных органов.
Применение указанного метода требует построение системы государственного контроля за жизненным циклом заимствования, обладающей вертикальными (ведомства, организации, участвующие в проекте, исполнители и инициаторы проекта и т.д.) и горизонтальными связями (единые основные подходы к сбору информации, обработка и анализ информации из различных источников, расчетов инвестиционных проектов). Целью построения данной системы является достижение максимальной эффективности внешних заимствований и снижение долговой нагрузки на федеральный бюджет.
Таким образом, государственный финансовый контроль, являясь самостоятельной функцией государственного управления экономикой, оказывает активное воздействие на эффективность общественной деятельности на всех этапах управленческого цикла и оценивает, каким образом фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений.
В настоящее время важным аспектом работы контрольных органов должны стать выводы и рекомендации, направленные на повышения эффективности использования государственных средств, а конечной целью – определение степени эффективности и результативности использования государственных средств федеральными органами исполнительной власти и получателями бюджетных средств, при осуществлении установленных им функций и выполнении поставленных перед ними задач.
2 Правовое регулирование государственного долга в Российской Федерации
Бюджетный кодекс РФ осуществил разграничение финансово-правовых категорий «государственный долг Российской Федерации» и «внешние долговые требования Российской Федерации».
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества, на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственною сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг рассматривается в качестве общей суммы задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным но ним процентам.
Под государственным долгом законодательство понимает долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (ст. 97 БК РФ).
Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, и исполняется за счет средств федерального бюджета (ст. 102 БК РФ).
Таким образом, государственный долг можно рассматривать как систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика (должника) или гаранта с целью финансирования дефицита государственного бюджета, а также для погашения ранее возникших долговых обязательств (ст. 103 БК РФ).
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства, принято различать государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.
Государственный долг субъекта РФ - совокупность долговых обязательств субъекта РФ по установленным законодательством видам долговых обязательств. Муниципальный долг представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования (ст. 99, 100 БК РФ).
В зависимости от валюты, в которой выражены долговые обязательства государства, государственный долг может быть внешним и внутренним (ст. 6 БК РФ).
Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Государственные заимствования являются самой распространенной формой государственного долга и представляют собой государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Таким образом, государственные заимствования осуществляются путем выпуска Российской Федерацией ценных бумаг от своего имени, а также путем заключения Российской Федерацией как заемщиком кредитных соглашений (договоров) с кредиторами, перечень которых установлен законом (ст. 103 БК РФ).
Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, будут рассмотрены в следующем параграфе.
Кредитные соглашения и договоры. В соответствии с законодательством долговые обязательства Российской Федерации возникают из кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права. Кроме того, долговые обязательства Российской Федерации возникают по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет от бюджетов других уровней бюджетной системы.
В отношениях по заключению кредитных договоров и соглашений, ведущих к образованию государственного долга, в роли заемщика всегда выступает Российская Федерация в лице ее уполномоченных органов. Привлечение государством кредитов как дополнительных средств бюджета возможно на основании закона о бюджете на текущий год и плановый период.
Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранных кредитов осуществляется на основе ряда подзаконных актов, в том числе постановления Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития».
Постановление Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 173 "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов", от 16 октября 1993 г. № 1060 "Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов", а также на основе норм международного права - Статей Соглашения Международного валютного фонда, Статей Соглашения Международного банка реконструкции и развития1, а также ряда других норм.
Государство в долговых отношениях может выступать не только как заемщик и кредитор, но и как гарант. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым другими лицами на финансовом рынке, то оно играет роль гаранта. Государственная или муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).
Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством РФ. Минфин России либо иной уполномоченный орган представляет Правительство РФ на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ. По каждому случаю предоставления государственной гарантии принимается соответствующий акт Правительства РФ.
Государственные гарантии предоставляются в соответствии с программой предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год (ст. 108.1, 110.2 БК РФ), утверждаемой при рассмотрении проекта федерального бюджета представительным органом власти во втором чтении (ст. 205 БК РФ).
Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в валюте РФ, включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.
Предоставление и исполнение государственной гарантии Российской Федерации подлежат отражению в Государственной долговой книге Российской Федерации. Минфин России ведет учет выданных государственных гарантий Российской Федерации, сокращения государственного долга в случае исполнения принципалами либо третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также в случае осуществления гарантом платежей по выданным государственным гарантиям Российской Федерации (п. 6 ст. 116 БК РФ).
Необходимо также отметить, что в БК РФ получили закрепление виды ответственности за предоставление государственных гарантий с нарушением установленного порядка. Так, в соответствии со ст. 300 БК РФ предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением порядка, установленного Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, аннулирование указанных гарантий, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовное наказание, предусмотренное УК РФ.
Отношения, связанные с функционированием государственного кредита и государственного долга, нуждаются в государственном регулировании.
Важнейшими нормативными актами в этой сфере являются:
- Конституция РФ;
- Бюджетный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ»;
- постановление Правительства РФ от 27 сентября 1994 г. № 1107 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами";
- постановление Правительства РФ от 23 июня 2000 г. № 478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов";
- приказ Минфина России от 25 февраля 2011 г. №60 "Об эмиссии па международном рынке капитала облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации";
- приказ Минфина России от 23 мая 2011 г. № 186"Об эмиссии на международном рынке капитала дополнительного выпуска облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации с регистрационным номером 4900RMFS;
- другие нормативные акты, включая законы о федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах на очередной год.
Основополагающим документом, безусловно, является БК РФ, по которому государственным долгом РФ являются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
По уровням бюджетной системы различают: государственный долг РФ, долг субъекта РФ и муниципальный долг.
Долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 3 до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет). Они погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальных образовании - уполномоченным органом местного самоуправления.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если они не были гарантированы РФ, а они не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.