Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа
Цель исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.1
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;
- дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;
- передают правоохранительным
органам материалы по фактам
нарушений, за которые
- предъявляют в суд и в арбитражный суд иски;
- приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.
Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) также является субъектом государственного контроля. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности государства. Образованы Законом РФ “О федеральных органах налоговой полиции” от 24.06.93г.
Основные задачи этих органов:
- выявление, предупреждение
и пресечение налоговых
- обеспечение безопасности
деятельности государственных
- предупреждение, выявление
и пресечение коррупции в
Банковский контроль является важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.
Существует несколько
главных способов банковского контроля.
Предварительный и текущий
Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы - в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. При этом объектом контроля является оборачиваемость платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика.
Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдение банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.
Он может назначать и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.
Государственный финансовый
контроль осуществляется федеральными
органами законодательной власти, федеральными
органами исполнительной власти, в
том числе специально созданными.
Законодательство предусматривает
проведение не реже одного раза в год
соответствующими контрольными и финансовыми
органами комплексных ревизий и
тематических проверок поступления
и расходования бюджетных средств
в федеральных органах
Глава 2. Развитие и современное состояние финансового контроля
2.1 Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях
В целях совершенствования
финансового контроля и повышения
его эффективности в условиях
перехода к рыночной экономике следует
осуществить ряд мер по преобразованию
государственных предприятий в
акционерные общества и предприятия,
основанные на иных формах собственности,
укрепить государственный финансовый
контроль в сочетании с принципиально
новыми хозрасчетными формами
В настоящее время и экономической теорией, и хозяйственной практикой признана острая необходимость реформирования системы государственного финансового контроля над государственными и муниципальными финансами и собственностью, а также развития финансового контроля над частным капиталом, который осуществлял бы наряду с последующим контролем предшествующий и текущий контроль в соответствии с их основными назначениями.
Как свидетельствует практика,
в настоящее время в Российской
Федерации отсутствует единая система
государственного финансового контроля,
в стране создано и функционирует
множество контролирующих органов
различной ведомственной
В Российской Федерации насчитывается
свыше 60 федеральных контролирующих
органов различной
Несмотря на наличие свыше
260 различных законов, указов, постановлений,
инструкций, распоряжений и других
законодательных и нормативных
актов, координация и распределение
контрольных функций и
До сих пор не разработана и не утверждена официальная концепция системы государственного финансового контроля в России. Представлены два проекта единой концепции - правительственный вариант и вариант Счетной палаты Российской Федерации, имеющие существенные расхождения по ключевым вопросам.
В целях эффективности
функций финансового контроля мэром
Москвы создано распоряжение о создании
совета по совершенствованию
При совершенствовании системы
финансового контроля, принципиально
важно использование
Принципиально значимым представляется
достижение в деятельности органов
муниципального финансового контроля,
региональных контрольно-счетных органов
и Счетной палаты Российской Федерации
такой меры взаимосогласованности,
которая исключала бы обособленность,
замкнутость финансового
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Аудиторский (независимый) контроль
- сравнительно новое направление
финансового контроля. Аудит - это
форма предпринимательской
Основной целью деятельности
аудиторов является установление достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
хозяйствующих субъектов и
В РФ аудиторская деятельность
специализирована. Банковский аудит
лицензируется Центральным
При Президенте РФ создана Комиссия по аудиторской деятельности. Ее основная задача - организация разработки системы по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
В Положении о Комиссии сформулированы ее полномочия:
- выдача генеральных лицензий
на осуществление
- организация ведения
государственных реестров
- организация публикаций
в СМИ сведений о выдаче
и аннулировании лицензий на
осуществление аудиторской
- комиссия имеет право
направлять аудиторам,
При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:
- проверять у хозяйствующих
субъектов в полном объеме
документацию о финансово-
- получать разъяснения
по возникшим вопросам и
- по письменному запросу
получать необходимую для
- самостоятельно определять
формы и методы проведения
аудиторской проверки исходя
из требований нормативных
- отказаться от проведения
аудиторской проверки в случае
предоставления проверяемым
Обязанности аудиторов сводятся к следующему:
- неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;
- квалифицированно
- обеспечивать сохранность
документов, получаемых в ходе
проверки и не разглашать их
содержание без согласия
Существуют два вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их - обязательное и инициативное. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.
По результатам проверки
оформляется аудиторское