Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.1
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;
- дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

- передают правоохранительным  органам материалы по фактам  нарушений, за которые предусмотрена  уголовная ответственность;

- предъявляют в суд  и в арбитражный суд иски;

- приостанавливают операции  предприятий, учреждений, организаций  и граждан по расчетным и  другим счетам в кредитных  организациях и др.

Федеральная служба налоговой  полиции (ФСНП) также является субъектом  государственного контроля. Федеральные  органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и  составной частью сил обеспечения  экономической безопасности государства. Образованы Законом РФ “О федеральных  органах налоговой полиции” от 24.06.93г.

Основные задачи этих органов:

- выявление, предупреждение  и пресечение налоговых преступлений  и правонарушений;

- обеспечение безопасности  деятельности государственных налоговых  инспекций;

- предупреждение, выявление  и пресечение коррупции в налоговых  органах.

Банковский контроль является важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной  деятельностью, осуществляемый банками  в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Существует несколько  главных способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет  наличие у предприятия собственных  оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной  деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет  ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия  товарно-материальных ценностей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих  субъектов, а также на месте с  проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Банковский контроль в  процессе кредитования сочетается с  контролем, осуществляемым при организации  расчетов. Выполняя поручение клиента  на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы - в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. При этом объектом контроля является оборачиваемость платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика.

Важнейшим звеном в банковской системе является Центральный банк РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдение банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской деятельности.

Он может назначать  и самостоятельно осуществлять проверку операций коммерческих банков или поручать проведение таких проверок аудиторским  фирмам. Он устанавливает для банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской  и статистической отчетности. ЦБ РФ вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания  об устранении обнаруженных нарушений. В случае их неисполнения ЦБ РФ может  предъявить банкам-нарушителям требования по проведению мероприятий по финансовому  оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководителей.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в  том числе специально созданными. Законодательство предусматривает  проведение не реже одного раза в год  соответствующими контрольными и финансовыми  органами комплексных ревизий и  тематических проверок поступления  и расходования бюджетных средств  в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

 

Глава 2. Развитие и современное  состояние финансового контроля

2.1 Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях

В целях совершенствования  финансового контроля и повышения  его эффективности в условиях перехода к рыночной экономике следует  осуществить ряд мер по преобразованию государственных предприятий в  акционерные общества и предприятия, основанные на иных формах собственности, укрепить государственный финансовый контроль в сочетании с принципиально  новыми хозрасчетными формами организации  контроля, адекватными рыночными  методами хозяйствования.

В настоящее время и  экономической теорией, и хозяйственной  практикой признана острая необходимость  реформирования системы государственного финансового контроля над государственными и муниципальными финансами и  собственностью, а также развития финансового контроля над частным  капиталом, который осуществлял  бы наряду с последующим контролем  предшествующий и текущий контроль в соответствии с их основными  назначениями.

Как свидетельствует практика, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система  государственного финансового контроля, в стране создано и функционирует  множество контролирующих органов  различной ведомственной подчинённости, слабо взаимодействующих между  собой. Региональные и муниципальные  органы финансового контроля сегодня  фактически находятся вне закона. До сих пор нет федерального закона, который определил бы сферу их деятельности.

В Российской Федерации насчитывается  свыше 60 федеральных контролирующих органов различной ведомственной  подчиненности, которые имеют (как  правило) территориальные подразделения  в субъектах Федерации. Вопросами  финансового контроля занимаются более 10 федеральных органов. Каждый из них, будучи независимым от остальных, самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия, выполняет достаточно разобщенные функции, несогласованные между собой.

Несмотря на наличие свыше 260 различных законов, указов, постановлений, инструкций, распоряжений и других законодательных и нормативных  актов, координация и распределение  контрольных функций и полномочий зачастую преследует узковедомственные  интересы, существенно снижая эффективность  финансового контроля в целом. Основным недостатком государственного финансового  контроля остается отсутствие системы  и как следствие - его низкая эффективность.

До сих пор не разработана  и не утверждена официальная концепция  системы государственного финансового  контроля в России. Представлены два  проекта единой концепции - правительственный  вариант и вариант Счетной  палаты Российской Федерации, имеющие  существенные расхождения по ключевым вопросам.

В целях эффективности  функций финансового контроля мэром  Москвы создано распоряжение о создании совета по совершенствованию государственного финансового контроля. Приложение 2.

При совершенствовании системы  финансового контроля, принципиально  важно использование зарубежного  опыта. Здесь речь может идти о  поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов  муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов  и Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, замкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих  задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы  финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы  страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

2.2 Развитие аудиторского  контроля

 

Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно новое направление  финансового контроля. Аудит - это  форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских  услуг.

Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам РФ. Аудиторы и аудиторские  фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации  в качестве субъекта предпринимательской  деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном  реестре аудиторов и аудиторских  фирм.

В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит  лицензируется Центральным банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит  инвестиционных фондов - соответствующими подразделениями Минфина РФ.

При Президенте РФ создана  Комиссия по аудиторской деятельности. Ее основная задача - организация разработки системы по государственной поддержке  становления и развития рынка  аудиторских услуг в РФ, а также  защита интересов государства, хозяйствующих  субъектов, аудиторов и аудиторских  фирм.

В Положении о Комиссии сформулированы ее полномочия:

- выдача генеральных лицензий  на осуществление лицензирования  аудиторской деятельности;

- организация ведения  государственных реестров аудиторов,  аудиторских фирм и их объединений;

- организация публикаций  в СМИ сведений о выдаче  и аннулировании лицензий на  осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных  объединениях аудиторов и аудиторских  фирм и т.д.;

- комиссия имеет право  направлять аудиторам, аудиторским  фирмам и их объединениям обязательные  для исполнения предписания об  устранениях ими нарушений законодательства  РФ в области аудиторской деятельности.

При осуществлении своей  деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют  определенные обязанности. Аудиторы имеют  право:

- проверять у хозяйствующих  субъектов в полном объеме  документацию о финансово-хозяйственной  деятельности, наличие денежных  средств, ценных бумаг, материальных  ценностей;

- получать разъяснения  по возникшим вопросам и дополнительные  сведения для аудиторской проверки;

- по письменному запросу  получать необходимую для осуществления  проверки информацию от третьих  лиц, в том числе при содействии  государственных органов, получивших  проверку;

- самостоятельно определять  формы и методы проведения  аудиторской проверки исходя  из требований нормативных актов,  конкретных условий договора  с хозяйствующим субъектом, а  также содержания поручения органов  суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

- отказаться от проведения  аудиторской проверки в случае  предоставления проверяемым хозяйствующим  субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения  государственными органами, поручившими  проведение проверки, личной безопасности  аудитора и членов его семьи  при наличии такой необходимости;

Обязанности аудиторов сводятся к следующему:

- неукоснительно соблюдать  законность в ходе проведения  проверки;

- квалифицированно предоставлять  аудиторские услуги;

- обеспечивать сохранность  документов, получаемых в ходе  проверки и не разглашать их  содержание без согласия хозяйствующего  субъекта, за исключением случаев,  специально предусмотренных законом.

Существуют два вида аудиторских  проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их - обязательное и инициативное. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее  силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированный государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

Информация о работе Государственный финансовый контроль