Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.1
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;
- дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 57.15 Кб (Скачать файл)

Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической  и итоговой частей. Во вводной части  приводится юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших участие в процессе, номер и дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хозяйственной  деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или  организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в  целом, так и отдельные его  структурные подразделения.

Важнейшими функциями  внутрихозяйственного контроля выступают:

- формирование учетной  политики;

- ведение бухгалтерского  учета;

- составление в установленные  сроки достоверной бухгалтерской  отчетности;

- контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

- обеспечение соответствия  всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций  законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерий, финансовым отделом и некоторыми другими  экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций  главный бухгалтер подчиняется  непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается  и освобождается от должности.4

Главный бухгалтер совместно  с руководителем предприятия  подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и  денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные  договора. Названные документы без  подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются  к исполнению.

Главный бухгалтер не принимает  к оформлению и исполнению документы  по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении  незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить  об этом первому руководителю. При  получении письменного подтверждения  об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет  его. В этом случае вся полнота  ответственности за совершенную  операцию ложится на руководителя предприятия.

Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств.

Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно новое направление  финансового контроля. Основной целью  деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов  и соответствия совершаемых ими  финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

2.3. Пути совершенствования  финансового контроля в РФ

 

В настоящее время большое  значение приобретает необходимость  совершенствования финансового  контроля с целью повышения его  действенности и эффективности.

Совершенствование финансового  контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств.5

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведённых ревизий и проверок. Для повышения эффективности  проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих  право на проведение ревизии, их права  и обязанности; определить права  и обязанности ревизуемых организаций.

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения  совершенствования эффективности  государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов  государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых  технологий открывает перспективы  повышения эффективности использования  государственных ресурсов.

В целях совершенствования  аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения  качества оказываемых аудиторских  услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.

В современных условиях своего решения требует законодательное  обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и  установить основы их взаимодействия с другими органами финансового  контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм , методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов.

Дальнейшему развитию и совершенствованию  общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных  аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом; обеспечение возможности участия общественности в проведении контрольных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный финансовый контроль - в Российской Федерации  – это государственный контроль:

- за своевременным исполнением  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- за организацией денежного  обращения;

- за использованием кредитных  ресурсов;

- за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга,  государственных резервов;

- за предоставлением финансовых  и налоговых льгот и преимуществ.

Организация и функционирование эффективной системы финансового  контроля - обязательный и непременный  элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться  как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость  должного правового регулирования  организации и деятельности органов  государственного контроля, так как  контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового  контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить  задачи, права, сферу действия каждого  органа финансового контроля.

При совершенствовании системы  финансового контроля, принципиально  важно использование зарубежного  опыта. Здесь речь может идти о  поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов  муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов  и Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы  страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями  законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут  использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового  контроля будет препятствовать и  нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению  и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и  условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным  является предоставление в законодательном  порядке широких полномочий Счетной  палате, являющейся во всех развитых странах  высшим судебным и независимым органом  контроля за формированием и использованием государственных средств.

Функционирование системы  государственного финансового контроля в целом и всех ее органов должно быть подчинено принципу эффективности. Из экономической теории известно, что эффективность выражается отношением результатов какой-либо деятельности к затратам на ее осуществление. Очевидно, затраты на проведение контроля не должны превышать достигнутые при  этом результаты. Вопрос состоит в  том, как оценить величину результатов  и затрат контрольной деятельности. Зная количественное значение этих показателей, т. е. имея объективную оценку эффективности  отдельных органов контроля, его  видов, форм и методов представляется возможным смоделировать оптимальную систему государственного финансового контроля и целенаправленно управлять ее развитием.

Практика показала, что  наиболее важными факторами повышения  эффективности финансового контроля являются квалификация ревизоров, полнота  и достоверность исходной информации, качество научно-методической базы контроля, его нормативно-правовое обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание законодательства  РФ. 1998. №31. Ст. 3823.

2. Конституция Российской  Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская  газета. 1993. 25 декабря. 

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.10.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

4. Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Норма, 2004.

5. Горбунова О.Н. Финансовое  право и финансовый мониторинг  в современной России. М.: Теис, 2003.

6. Карандаев Г.Н. Концепция государственного финансового контроля за формированием и исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов. М.: Теис, 2004.

7. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М.: Статут, 2006.

8 Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003.

9. Румянцев А.В. Финансовый контроль. М.: Дело и Сервис, 2003.

10. Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Статут, 2006.

11. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Статут, 2000.

Информация о работе Государственный финансовый контроль