Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 19:23, курсовая работа
Описание работы
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления, реформирования действующей системы финансового контроля в РФ и разработки научных основ организации системы общегосударственного финансового контроля. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена значением государственного финансового контроля в повышении качества государственного управления. Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Современный этап развития
Российской Федерации характеризуется
тенденциями укрепления государственной
власти, повышением роли государства в
системе управления экономикой, усилением
борьбы с коррупцией и правонарушениями
в экономической сфере. В этой связи объективно
возрастает значение и роль финансового
контроля в системе государственного
управления, реформирования действующей
системы финансового контроля в РФ и разработки
научных основ организации системы общегосударственного
финансового контроля.
Актуальность рассматриваемой
темы обусловлена значением государственного
финансового контроля в повышении качества
государственного управления.
Целью работы является выявление
путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.
В соответствии с поставленной
целью, при написании работы решаются
следующие задачи:
- рассмотреть понятие «государственный
финансовый контроль», выделить его цели
и задачи, виды, основные методы;
- определить сущность
и значение государственного финансового
контроля в РФ;
- исследовать критерии
эффективности и принципы организации
государственного финансового контроля;
- выявить направления
совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.
Предметом исследования выступают
общие проблемы системы финансового контроля,
и его элементов.
Объектом данного исследования
являются процессы и формы осуществления
финансового контроля в Российской Федерации.
Методами исследования являются
Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы,
официальные сайты.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
Сущность ,цели и задачи государственного
финансового контроля
Государственный финансовый
контроль — это установленная законодательством
деятельность органов государственной
власти и управления всех уровней по выявлению,
предупреждению и пресечению:
ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными
ресурсами (капиталами), а также используемыми
в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми
нематериальными объектами государственной
собственности, влекущих прямой или косвенный
финансовый и/или материальный ущерб государству;
несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного законодательства;
недостатков в организации
систем управления (в том числе внутреннего
контроля) финансово-хозяйственной деятельностью
государственных органов, организаций
с полным или частичным государственным
участием или особо с ним связанных.
Финансовый контроль обычно
рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную
деятельность специально созданных
контролирующих органов за
соблюдением финансового законодательства
и финансовой дисциплины всех экономических
субъектов;
2) неотъемлемый элемент
управления финансами и денежными
потоками на макро- и микроуровне
с целью обеспечения целесообразности
и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны,
но различаются целями, методами и субъектами
контроля. Если в первом случае преобладает
правовая и количественная сторона контроля,
то во втором — упор делается на аналитическую
сторону финансового контроля.[8]
В общем и целом цель государственного
финансового контроля— обеспечение соблюдения
принципов законности, целесообразности
и эффективности распорядительных и исполнительных
действий по управлению — включая стадии
планирования, формирования, распределения
и использования — государственными финансовыми
ресурсами, материальными ценностями
и нематериальными объектами, их сохранности
и приумножения для выполнения функций
государства.
В соответствии с этим основными
его задачами являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам, структуре
и целевому назначению;
определение эффективности
и целесообразности расходования государственных
средств и использования федеральной
собственности;
оценка обоснованности доходных
и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов
федеральных законов, а также нормативных правовых актов
федеральных органов государственной
власти, предусматривающих расходы, покрываемые
за счет средств федерального бюджета,
или влияющих на формирование и исполнение
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов и подготовка
предложений, направленных на их устранение,
а также на совершенствование бюджетного
процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств
федеральных внебюджетных фондов в Банке
России, уполномоченных банках и иных
финансово-кредитных учреждениях Российской
Федерации;
обеспечение поступления
в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
оценка эффективности деятельности
министерств и ведомств по использованию средств государственного
бюджета и внебюджетных средств;
контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
улучшение бюджетной и налоговой
дисциплины;
выявление резервов роста доходной
базы бюджетов различных уровней и снижения
расходной части бюджета;
контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
проверка обращения средств
бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
пресечение незаконных решений
по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных
дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков
или регионам;
выявление финансовых злоупотреблений
в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.
Формы и виды государственного
финансового контроля
Предметом государственного
финансового контроля являются средства
консолидированного государственного
бюджета как на этапе их формирования,
так и на этапах распределения и использования.
Метод финансового
контроля можно сформулировать как комплексное,
органически взаимосвязанное изучение
законности, достоверности, целесообразности
и экономической эффективности хозяйственных
и финансовых операций и процессов на
основе использования учетной, отчетной,
плановой (нормативной) и другой экономической
информации в сочетании с исследованием
фактического состояния объектов контроля.
По информационному обеспечению
различают методы документального и фактического
контроля.
Документальный
контроль заключается в установлении
сущности и
достоверности хозяйственной
операции по данным первичной документации,
учетных регистров и отчетности, в которых
она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском,
оперативном и статистическом учете. Так,
выполнение планов производства и реализации
продукции, ее себестоимости и рентабельности
на контролируемом предприятии определяется
по данным, содержащимся в первичной документации,
учете и отчетности.
Фактический контроль
состоит в определении действительного,
реального состояния объекта проверки
путем перерасчета, взвешивания, обмера,
лабораторного анализа и других методов
проверки. К объектам фактического контроля
относятся: наличные деньги в кассе, основные
средства, материальные ценности, готовая
продукция, незавершенное производство.
Фактический и документальный контроль
выполняется во взаимной связи, так как
только их совместное применение позволяет
установить действительное состояние
объектов проверки и их сохранности, разработать
мероприятия по устранению имеющихся
недостатков.
Основными методами государственного
финансового контроля являются:
· проверки;
· обследования;
· надзор;
· анализ
финансового состояния;
· наблюдение
(мониторинг);
· ревизии.
Проверки производятся
по отдельным вопросам финансово-хозяйственной
деятельности на основе отчётных, балансовых
и расходных документов. В процессе проверки
выявляются нарушения финансовой дисциплины
и намечаются мероприятия по их устранению.
Объектами документальных проверок
являются бухгалтерская, статистическая,
операционно-техническая отчетность,
сметы расходов и расчеты к ним, расчеты
по налогам и т.п.
Обследование
в отличие от проверки охватывает более
широкий спектр финансово-экономических
показателей обследуемого экономического
субъекта для определения его финансового
состояния и возможных перспектив развития.
В ходе обследования могут осуществляться
контрольные обмеры выполнения работ,
расхода материалов, топлива, энергии
и т.д.
Надзор производится
контролирующими органами за экономическими
субъектами, получившими лицензию на тот
или иной вид финансовой деятельности,
и предполагает соблюдение ими установленных
правил и нормативов, нарушение которых
влечёт за собой отзыв лицензии. Например,
осуществляется надзор со стороны ЦБ России
за деятельностью коммерческих банков;
со стороны Департамента страхового надзора
Минфина России — за страховыми фирмами.
Анализ финансового
состояния как разновидность финансового
контроля предполагает детальное изучение
периодической или годовой финансово-бухгалтерской
отчетности с целью общей оценки результатов
финансовой деятельности и ликвидности,
обеспеченности собственным капиталом
и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг)
— постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной
ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;
неэффективное использование полученной
ссуды и снижение ликвидности может привести
к ужесточению условий кредитования, требованию
досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее
глубокий и всеобъемлющий метод финансового
контроля, представляющий собой взаимосвязанный
комплекс проверок финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, учреждений
и организаций, проводимых с помощью определенных
приемов фактического и документального
контроля. Ревизия проводится для установления
целесообразности, обоснованности, экономической
эффективности совершенных хозяйственных
операций, проверки соблюдения финансовой
дисциплины, достоверности данных бухгалтерского
учета и отчетности –для выявления нарушений
и недостатков в деятельности ревизуемого
объекта.[8]
Комплексная ревизия охватывает
все стороны хозяйственной и финансовой
деятельности объекта контроля, а ее содержательная
часть соответствует подходам, применимым
к ревизии. Другой отличительной чертой
комплексной ревизии является охват ею
всех уровней управления: министерство
— ведомство —предприятие (выборочно).
Результатом ее являются не только
выводы, но и предложения по улучшению
не только финансово-хозяйственной, но
и производственной деятельности объекта
контроля.
В зависимости от субъектов,
осуществляющих финансовый контроль,
выделяются:
1) Государственный финансовый
контроль, который подразделяется на вневедомственный
и ведомственный;