Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля в системе государственного управления, реформирования действующей системы финансового контроля в РФ и разработки научных основ организации системы общегосударственного финансового контроля.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена значением государственного финансового контроля в повышении качества государственного управления.
Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Файлы: 1 файл

ГФК.docx

— 73.16 Кб (Скачать файл)

2) аудит реализуемости  и результативности достижения  стратегических целей социально-экономического  развития Российской Федерации;

3) определение эффективности  и соответствия нормативным правовым  актам Российской Федерации порядка  формирования, управления и распоряжения  федеральными и иными ресурсами  в пределах компетенции Счетной  палаты, в том числе для целей  стратегического планирования социально-экономического  развития Российской Федерации;

4) анализ выявленных недостатков  и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными  и иными ресурсами в пределах  компетенции Счетной палаты, выработка  предложений по их устранению, а также по совершенствованию  бюджетного процесса в целом  в пределах компетенции;

5) развитие возможностей  и методов аудита (контроля) эффективности  и соответствия нормативным правовым  актам Российской Федерации порядка  формирования, управления и распоряжения  федеральными и иными ресурсами  в пределах компетенции Счетной  палаты, включая выбор и оценку  ключевых национальных показателей  и индикаторов социально-экономического  развития Российской Федерации;

6) оценка эффективности  предоставления налоговых и иных  льгот и преимуществ, бюджетных  кредитов за счет средств федерального  бюджета, а также оценка законности  предоставления государственных  гарантий и поручительств или  обеспечения исполнения обязательств  другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами  и индивидуальными предпринимателями  за счет федеральных и иных  ресурсов, в пределах компетенции  Счетной палаты;

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач в соответствии она обладает организационной и функциональной независимостью. [4]

Счетная палата обладает следующими полномочиями:

1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную  и иные виды деятельности;

2) направляет по результатам  контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении  бюджетных мер принуждения, информационные  письма, а также при выявлении  данных, указывающих на признаки  составов преступлений, передает  соответствующие материалы в  правоохранительные органы;

3) получает в сроки, установленные  для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления  внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую  государственную и ведомственную  статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование  предложений к плану статистических  работ и запрос данных государственной  статистики;

4) получает постоянный  доступ к федеральным государственным  информационным системам, необходимый  для осуществления внешнего государственного  аудита (контроля);

5) запрашивает сведения  о составе данных ведомственных  информационных систем объектов  аудита (контроля);

6) привлекает к участию  в проведении контрольных и  экспертно-аналитических мероприятий  государственные контрольные, правоохранительные  и иные органы и их представителей, а также на договорной основе  аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения  и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

7) осуществляет по обращениям  контрольно-счетных органов субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований или законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления оценку (анализ) деятельности  контрольно-счетных органов субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, дает заключения о  соответствии деятельности этих  органов законодательству о внешнем  государственном (муниципальном) финансовом  контроле и рекомендации по  повышению ее эффективности;

8) организовывает взаимодействие  с контрольно-счетными органами  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, в  том числе по вопросам планирования  и проведения на территориях  соответствующих субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований  совместных и параллельных контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий;

9) оказывает контрольно-счетным  органам субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований  организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует  в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации  работников контрольно-счетных органов  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований;

10) анализирует и формирует  предложения по составу макроэкономических  и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки;

11) осуществляет иные полномочия  в соответствии с настоящим  Федеральным законом и иными  федеральными законами.[4]

Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они: получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета; используют федеральную собственность либо управляют ею; имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам Счетной палаты предоставлены следующие права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к делу прилагается опись или копия изъятых документов. О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания. [9]

Если в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящих государству прямой ущерб и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.

      В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий: предварительный контроль проекта бюджета будущего года; оперативный контроль в процессе исполнения бюджета текущего года; последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).

Таким образом, в течение каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет – прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и внутренних заимствований. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией Счетной палаты.

Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата в проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

На основе данных оперативного контроля Счетная палата составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. В нем отражаются фактические показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим итогом, то есть за истекший период с начала года. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и после этого направляется обеим палатам парламента.[17]

После окончании финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.

По результатам ревизии составляются первичные акты, число которых измеряется несколькими сотнями, и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

Счетная палата проводит экспертизу проектов:

- федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;

- законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;

- международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;[14]

По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений.

Следовательно, можно сделать следующий вывод, государственный финансовый контроль осуществляется всеми органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией. Но основная роль отведена  деятельности государственных контрольных органов. Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДРАСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ

    1. Недостатки системы государственного финансового контроля

Данное направление предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов власти, в том числе на применении его в процессе реализации государственных программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.

Информация о работе Государственный финансовый контроль