Законодательные (представительные)
органы власти осуществляют финансовый
контроль как непосредственно (в процессе
их управленческой деятельности), так
и через создаваемые ими контролирующие
органы: Счетную палату Российской Федерации.
Счетная палата РФ осуществляет контроль
использования федеральных средств и
имущества.
Законодательные (представительные)
органы субъектов РФ создают свои региональные
контрольно-счетные органы. Они осуществляют
контроль исполнения региональных бюджетов,
в том числе контроль законного и эффективного
использования средств, использования
региональных имущества и собственности
и т.д.
Контрольное управление Президента
РФ (создано соответствующим Указом Президента
РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функции
контроля (включая проверки) исполнения
федеральными органами исполнительной
власти и организациями федеральных законов,
касающихся полномочий Президента РФ,
его указов и распоряжений, а также контроля
реализации бюджетных посланий Президента
РФ Федеральному Собранию.
Однако основным органом государственного
финансового контроля федеральной исполнительной
власти является Министерство финансов
Российской Федерации. Оно разрабатывает
и утверждает методологию и методическое
обеспечение государственного финансового
контроля, включая порядок его организации,
осуществления контроля исполнения федерального
бюджета, применения мер ответственности
за правонарушения в финансово-бюджетной
сфере, финансового мониторинга денежных
доходов населения и т.д. Минфин России
осуществляет общее руководство, координацию
и контроль входящих в его структуру Федеральной
налоговой службы, Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора, Федеральной
службы страхового надзора, Федерального
казначейства.
Федеральная налоговая служба
(ФНС) и ее территориальные подразделения
осуществляют контроль соблюдения налогового
законодательства, учет налогоплательщиков
и объектов облагаемого имущества, камеральные
и выездные проверки правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налогов
и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует
реализацию налоговой политики, а также
осуществляет контроль выполнения плановых
налоговых назначений (плана сбора налоговых
платежей) и собираемости налогов по стране
в целом и через свои территориальные
управления. Основы организации и проведения
налогового контроля органами ФНС, а также
перечень налоговых правонарушений, налоговых
санкций и порядок их применения налоговыми
органами установлены в первой части НК
РФ. Федеральная служба по экономическим
и налоговым преступлениям руководствуется
нормами уголовного права.[3]
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора выполняет функции по надзору
и контролю в финансово-бюджетной сфере
и в области валютных отношений. Она осуществляет
проверки и ревизии законности и эффективности
использования средств федеральных бюджета,
внебюджетных фондов и имущества, надзор
за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном
контроле и надзоре органов публичной
власти, проводит контроль валютных операций
(за исключением операций, проводимых
кредитными организациями и валютными
биржами) и соблюдения норм валютного
регулирования и контроля, формирует единую
информационную систему контроля и надзора
в финансово-бюджетной сфере, решает другие
контрольные задачи.
Федеральная служба страхового
надзора осуществляет контрольно-надзорную
деятельность на рынке страховых услуг.
Она проводит контроль соблюдения участниками
страхового рынка страхового законодательства,
обеспечения страховщиками своей финансовой
устойчивости и платежеспособности, соблюдения
установленных норм и правил формирования
страховых резервов, структуры активов.
Важным органом государственного
финансового контроля выступает Федеральное
казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных
средств на единых счетах, предварительный
и текущий контроль операций по счетам
главных распорядителей, распорядителей
и получателей бюджетных средств и других
участников бюджетного процесса в ходе
исполнения бюджетов, а также бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
В случае выявления фактов нецелевого
использования бюджетных средств и других
нарушений Федеральной казначейство вправе
приостановить расходные операции по
единым счетам распорядителей и получателей
бюджетных средств, требовать соблюдения
бюджетного законодательства непосредственно
или при взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, включая
силовые. Федеральное казначейство производит
кассовое обслуживание всех бюджетов
бюджетной системы.
Банк России (Центральный Банк)
осуществляет контроль денежной массы
в обращении и банковский надзор. Банк
России осуществляет жесткий контроль
наличных денег в обращении, а также валютных
операций коммерческих банков и валютной
биржи.[16] Надзорная деятельность Банка
России в отношении коммерческих банков
заключается в их государственной регистрации,
в выдаче и отзыве лицензий банкам и небанковским
кредитным организациям, в контроле соблюдения
ими банковского и кредитного законодательства,
установленных правил, норм и нормативов,
в мониторинге финансовой устойчивости
и платежеспособности банков, а также
их возможности участия в системе страхования
вкладов населения, в контроле незаконной
легализации банками денежных доходов
юридических и физических лиц, полученных
преступным путем, и в других контрольно-надзорных
действиях. В случае выявленных нарушений
Банк России имеет право лишать коммерческие
банки лицензий или приостанавливать
их действие.
Федеральная служба по финансовому
мониторингу занимается надзором за выполнением
организациями и физическими лицами законодательства
о противодействии легализации доходов,
полученных преступным путем, и финансированию
терроризма, а также отслеживанием крупных
единовременных расходов населения с
целью противодействия коррупции и терроризму.
Мониторингу подлежат крупные банковские
операции и покупки граждан, их операции
с недвижимостью и другим ценным имуществом
на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие
банки, риэлторские компании, магазины,
ломбарды, профессиональные участники
рынка ценных бумаг обязаны сообщать и
Федеральную службу по финансовому мониторингу
данные о названных операциях и сделках.
Накопленная службой информация подлежит
обработке и анализу. В случае выявления
подозрительных сделок материалы по ним
могут быть направлены в Федеральную налоговую
службу, Федеральную службу по экономическим
и налоговым преступлениям и в другие
государственные силовые структуры.
Федеральная таможенная служба
наделена функциями проведения таможенного
контроля. Последний включает в себя контроль
исполнения таможенного законодательства,
контроль перемещения товаров, транспортных
средств и валюты через таможенную границу
РФ, контроль полноты и своевременности
уплаты таможенных пошлину налогов и сборов,
взимаемых при перемещении товаров через
таможенную границу РФ (НДС и акцизов).
В случае выявления таможенными органами
нарушений таможенного и налогового законодательства
они правомочны применять таможенные
и налоговые санкции.[15] |