Государственный и муниципальный финансовый контроль в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.
Финансовая система общества сложная система, управление которой

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственного и муниципального финансового контроля

Понятие, назначение и виды финансового контроля

Виды, формы и методы государственного и муниципального финансового контроля

1.3. Система органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль в РФ

1.4. Методология организации и проведения государственного и муниципального финансового контроля

Глава 2. Состояние государственного и муниципального финансового контроля

2.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля

2.2. Оценка состояния государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе

Глава 3. Пути реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля

Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы государственного и муниципального финансового контроля

 
    1. Понятие, назначение и виды финансового контроля
 
    1. Виды, формы и методы государственного и муниципального финансового контроля
 

1.3.   Система органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль в РФ

 

1.4.   Методология  организации и проведения государственного  и муниципального финансового  контроля

 

Глава 2. Состояние государственного и муниципального финансового контроля

 

2.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля

 

2.2. Оценка состояния государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе

 

Глава 3. Пути реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.

Финансовая система  общества сложная система, управление которой

немыслимо без эффективного контроля. Управление финансовыми процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает непосредственное влияние на общественное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для всех составляющих финансовой системы — от финансов отдельных хозяйствующих субъектов до государственных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.

История новейшего времени  убедительно показывает, что либерализация  экономики, развитие рыночных отношений отнюдь не отменяют для государства необходимости строго контролировать движение денежных ресурсов. Прозрачность финансов - один из существенных признаков реальной демократии. Это особенно важно для стран с ослабленной экономикой и связанной с этим острой нехваткой средств. Здесь проблемы, как правило, усугубляются снижением доверия населения к государству, что вызывает болезненную «утечку капиталов» в другие страны, нередко - с нарушением финансового и валютного законодательства. Наконец, контролировать бюджетный процесс в этих странах (а к ним приходится отнести и Россию) важно и для того, чтобы добиваться исполнения финансовых обязательств государства в социальной сфере.

Финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций  и неотъемлемой   составной   частью   общего   механизма   управления, экономикой,   производством,   охватывает  финансовые,   кредитные   и    производственные    показатели.    В    сферу    контроля    включаются производство,   распределение,   обращение   и   потребление   товарно-материальных ценностей в денежном выражении.   

Финансовый контроль объективно необходим в любом  обществе, где существуют товарно-денежные отношения. Его роль велика и в  обществе, в котором преобладает  государственная собственность, управляемая  административно-командными методами, но в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования она многократно возрастает.

Важность данного вопроса  заключается еще и в том, что  ни одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Контроль играет важную роль в укреплении государственной дисциплины и законности при формировании органов государства, при планировании, реализации правотворческих, правоприменительных и правоохранительных полномочий. Он — одно из важнейших средств предупреждения нарушений закона, обнаружения незаконных действий или ошибок при применении закона, одно из средств, необходимых для применения мер, способствующих строгому соблюдению закона в государственном аппарате.

Как свидетельствует  мировой опыт, цивилизованное экономическое  развитие возможно только при соблюдении установленных государством законов и норм и защите интересов граждан. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.

Целью данной работы является исследование государственного и муниципального финансового контроля (в частности  понятия, принципов, форм и методов государственного и муниципального финансового контроля, системы органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль и др.).

Задачей данной работы является рассмотрение организации работы органов  государственного и муниципального контроля, оценка его состояния и эффективности в Российской Федерации.   

Одной из важнейших задач  работы является разработка путей реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля.

Эффективность финансового контроля на уровне Российской Федерации будет рассмотрена на примере контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты РФ, на муниципальном уровне - на примере контрольно-ревизионной работы Управления Федерального казначейства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы государственного и муниципального финансового контроля

 

    1. Понятие, назначение и виды финансового контроля

 

Современный этап развития экономики России характеризуется  заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в стране.

Финансовый контроль – регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.

Назначение финансового  контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования  бюджетных финансовых средств во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности.

Основными задачами финансового  контроля являются:

- контроль за соблюдением действующего законодательства и нормативных актов;

- обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных  резервов роста финансовых ресурсов, в том числе резервов снижения затрат в сфере производства и услуг, снижения себестоимости и повышения рентабельности;

- обеспечение сохранности  государственной собственности.

Объектом финансового  контроля являются денежные отношения, распределение и перераспределение  национального дохода.

Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели – выручка от реализации продукции, себестоимость, оплата труда, амортизация, затраты и издержки, цены, тарифы, доходы, прибыль, использование прибыли, собираемость налогов и налогообложение.

Финансовый контроль охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих  субъектов, использования бюджета  и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту налоговых платежей и неналоговых отчислений.

Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций и в административном и уголовном порядке.

Финансовый контроль применяется  во всех сферах народного хозяйства.

Субъектами финансового контроля выступают организации, наделенные правом финансового контроля.

В зависимости от правовой природы  субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды контроля:

- государственный (проводится государственными органами);

- ведомственный (проводится контрольными  подразделениями министерств);

- внутрихозяйственный (внутрифирменный);

- негосударственный (аудиторский).

Классификации видов финансового  контроля приведена на рис. 1

 

 

 

 

 


 


Рисунок 1 – Классификация  видов и методов финансового  контроля

 

По объектам контроля финансовый контроль включает следующие  разновидности контроля: бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный.

Бюджетно-финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.

Задача контроля при  составлении проекта бюджета  состоит в том, чтобы полнее использовать в доходной части бюджета резервы  финансовых источников.

Вместе с тем контроль имеет своей целью проверить использование бюджетных средств по назначению в соответствии с утвержденным бюджетом, предотвратить нарушения в использовании бюджетных средств.

Налоговый контроль – часть финансового контроля. Он имеет целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости налогов, установленных законодательством РФ. Органы налогового контроля проводят проверки по выполнению юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед государством. Он призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения.

Таможенный  контроль имеет целью обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет в соответствии с законодательством РФ.

Валютный контроль имеет целью обеспечить экономическую безопасность страны: соблюдение действующего законодательства о валютных операциях.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях повышения эффективности деятельности предприятий отрасли. Способствует выявлению внутренних финансовых резервов и соблюдению налогового законодательства.

 

 

    1. Виды, формы и методы государственного и муниципального финансового контроля

 

Более глубокому пониманию  государственного и муниципального финансового контроля способствует рассмотрение его видов, форм и методов осуществления.             

Научно обоснованная классификация государственного финансового контроля (далее – ГФК) позволяет глубже понять существо этого важного элемента управления государственными финансовыми потоками, раскрыть механизм функционирования выражаемых им отношений, выявить специфические особенности различных его составляющих. Классификация позволяет глубже понять различные стороны и особенности ГФК, что необходимо для подготовки и проведения контрольных мероприятий.

Классификация финансового  контроля возможна по нескольким основаниям: видам, формам и методам осуществления. Некоторые из классификаций приведены в Таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. - Классификация финансового контроля

Признак классификации

Элементы ГФК

 

1

2

1.Охват государственной финансовой  системы 

Финансово-бюджетный контроль Финансово-хозяйственный  контроль 

2.Форма ГФК 

Ревизия, проверка, надзор, экспертиза нормативно-правовых актов (в том  числе их проектов) 

3.Методические приемы ГФК

Общенаучные методические приемы контроля: анализ, синтез, индукция,    аналогия,    моделирование,    абстрагирование, эксперимент и др. Собственные эмпирические, методические приемы контроля: инвентаризация,  контрольные замеры работ,  контрольные запуски   оборудования,    формальная   и   арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др. Специфические приемы смежных экономических наук: приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики

4.Характер мероприятий ГФК

Контроль: плановый, внеплановый

Характер связи контролирующих и контролируемых субъектов

Контроль: внутренний, внешний

5.Аспекты финансово – хозяйственной  сферы государства

Контроль: налоговый, страховой, инвестиционный, 
банковский (кредитно-банковский), экспортно-импортный, 
фондовый, антимонопольный, валютный и др.

6.Предметы ведения органов исполнительной власти

Контроль: ведомственный, вневедомственный

7.Отношение субъектов контроля  к его осуществлению

Контроль: непосредственный (или прямой), опосредованный (или косвенный)

8.Время осуществления контрольных  действий

Контроль: предварительный, текущий, последующий

9.Место проведения ГФК

Контроль:   выездной   (по   месту   нахождения   объекта),Камеральный (по месту нахождения органа контроля

10.Стадии проведения контроля

Контроль: предварительный, промежуточный, конечный

Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль в условиях рынка