Государственный и муниципальный финансовый контроль в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.
Финансовая система общества сложная система, управление которой

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственного и муниципального финансового контроля

Понятие, назначение и виды финансового контроля

Виды, формы и методы государственного и муниципального финансового контроля

1.3. Система органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль в РФ

1.4. Методология организации и проведения государственного и муниципального финансового контроля

Глава 2. Состояние государственного и муниципального финансового контроля

2.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля

2.2. Оценка состояния государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе

Глава 3. Пути реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля

Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

В 2011 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской  Федерации,    обращениям    членов    Совета    Федерации,    депутатов Государственной Думы Счетной палатой проведено 11 контрольных мероприятий, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям  членов  Совета   Федерации   -   6   мероприятий,   по   поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 5 мероприятий (см. таблицу 2).

В  соответствии  с  Федеральным  законом  «О  Счетной палате Российской   Федерации»,   Регламентом   Счетной   палаты   Российской Федерации в отчетном периоде результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иные важнейшие вопросы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2011 году проведено 60 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 825 вопросов, из них 395 - по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. - Основные показатели, характеризующие работу счетной палаты

Показатель

 

2010

 

2011

 

2012

 

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (количество)

 

587

 

504

 

501

 

Проведено экспертно-аналитических  мероприятий

(количество)

 

36

48

 

181

Проведено контрольных мероприятий (количество):

 

551

 

456

 

320

 

в том  числе по поручениям и обращениям палат Федерального собрания РФ, из них:

 

28

 

30

 

11

 

по поручениям Совета Федерации  и обращениям членов Совета Федерации

 

7

 

3

 

6

 

по поручениям Государственной  Думы и обращениям депутатов Государственной  Думы

 

21

 

27

 

5

 

количество Актов по результатам  контрольных мероприятий (количество)

 

1500

 

1285

 

1147

 

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (млрд. руб.)

 

82,3

 

132,3

 

94,6

 

Выявлено нецелевое использование  средств (млрд. руб.) 

 

2,7

 

0,97

 

1,97

 

Устранено финансовых нарушений (млрд. руб.)

 

1,2

 

0,58

 

1,0

 

в том числе блокировано, возмещено  средств, использованных не по целевому назначению (млрд. руб.)

 

0,5

 

0,57

 

0,69

 

фактические затраты на содержание Счетной палаты (млрд. руб.)

 

1193,1

 

1371,6

 

1795,4

 

Количество направленных представлений  и предписаний 

 

392

 

391

 

267

 

Количество представлений и  предписаний Счетной палаты, срок исполнения которых истек

 

303

 

310

 

198

 

Количество представлений и  предписаний Счетной палаты, снятых с контроля (исполненных)

 

271

 

261

 

188

 

Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы

 

84

 

130

 

121

 

Количество возбужденных уголовных  дел

 

87

 

40

 

25

 

 О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной палаты С. В. Степашиным.   Всего   Президент   Российской   Федерации   был проинформирован по 38 вопросам.

По итогам проведенных  контрольных мероприятий Правительству  Российской Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств  федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направленно 267 представлений  Счетной палаты и 351 информационное письмо. Правительству Российской Федерации направлено 3 представления Счетной палаты и 112 информационных писем. В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлен 121 материал проверок Счетной палаты. По материалам контрольных мероприятий Счетной палаты в 2010 году возбуждено 25 уголовных дел.

Выявлено нарушений  законодательства в финансово-бюджетной  сфере на сумму 94,6 млрд. рублей, устранено финансовых нарушений на сумму 1,0 млрд. рублей.

В 2011 году объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1965,5 млн. рублей, блокировано и возмещено средств на сумму 687,2 млн. рублей.

В 2011 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с положениями  Послания Федеральному Собранию и Бюджетного послания Президента Российской Федерации. Приоритетами ее деятельности были обеспечение прозрачности     бюджетного     процесса,     повышение эффективности   использования   бюджетных   ресурсов   и   устранение системных   причин   коррупции   при   одновременном   сокращении административного давления на экономику. Основное внимание уделялось анализу результативности и эффективности приоритетных национальных проектов, а также крупнейших инвестиционных проектов и программ, реализуемых с привлечением бюджетных средств.

Результаты контрольных  мероприятий, проведенных Счетной палаты в 2010 году, свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения   федерального   бюджета   и   бюджетов   государственных внебюджетных фондов имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного     процесса    и     бюджетных     процедур,     укрепления государственной финансовой дисциплины.

Результаты контроля за формированием и исполнением  доходов федерального  бюджета   показывают,   что   несмотря   на   ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и снижение темпов экономического развития, которые начали проявляться в конце года, удалось обеспечить прогнозируемый уровень поступления по доходам федерального бюджета.

В то же время в налоговом  законодательстве, в механизме исчисления  и уплаты налогов имеются существенные недостатки. Не обеспечивается необходимый      уровень      законодательного      регулирования и администрирования уплаты таможенных платежей.

Контроль за поступлением в федеральный бюджет доходов  от внешнеэкономической деятельности показал, что значительный ущерб федеральному бюджету наносится вследствие занижения импортерами таможенной    стоимости    ввозимых   товаров,    нарушений   условий применения   таможенных   режимов,   предусматривающих   различные преференции по уплате таможенных платежей, а также других недостатков нормативном регулировании налогообложения внешнеэкономической деятельности,  в  частности,  в  области  контроля  за  перемещением продукции морского промысла. Действующим законодательством не определены четкие критерии отнесения товаров к технологическому оборудованию,   при   ввозе   которого   на   таможенную   территорию Российской Федерации применяются льготы по уплате таможенных платежей,   что   создает   возможность   отнесения   любого   ввозимого оборудования к технологическому без достаточных на то оснований и приводит к уменьшению доходов федерального бюджета.

Основные нарушения  в сфере контроля расходов федерального бюджета на международную деятельность связаны с несоблюдением действующих  нормативных правовых актов, договорных обязательств, расходованием  бюджетных  средств  на  цели,   не  предусмотренные федеральным    бюджетом,    искажением    бухгалтерской    отчетности, существуют серьезные проблемы в учете, содержании и использовании государственной собственности.

Имеют   место   случаи   неисполнения   федеральными   органами исполнительной власти своих функциональных обязанностей.

Федеральное имущество  используется неэффективно. Наличие  взаимопротиворечащих нормативных  документов, касающихся федерального имущества ряда федеральных органов исполнительной власти, привело  к  неоднократному  перезакреплению   недвижимого имущества без определения единого балансодержателя, что в свою очередь дезорганизовало процесс договорных взаимоотношений по управлению и эксплуатации федерального имущества.

По результатам контроля межбюджетных отношений при проведении  аудита эффективности управления и реализации федеральной целевой программы (далее ФЦП) «Юг России» установлено, что общий объем недофинансирования Программы составил 62,8 млрд. рублей (47 %), из 349 объектов завершено строительство только 110 (39 %), из них введены в эксплуатацию с нарушением установленных сроков 56 объектов (51 %).

Несмотря на некоторое  снижение по сравнению с предыдущим годом суммы финансовых нарушений, объем нецелевого использования бюджетных средств значительно увеличился.

Проведенными Счетной  палатой в отчетном году контрольными мероприятиями выявлено большое  количество нарушений, допущенных в  ходе исполнения федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов, использования бюджетных средств.  

В 2011 году объем средств, использованных с нарушением законодательства в финансово-бюджетной сфере, составил 94,6 млрд. рублей. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,97 млрд. рублей.

В разрезе видов бюджетов и отчетных периодов выявленные объемы нецелевого использования бюджетных  средств распределились следующим образом (см. таблицу 3.). 

 

Таблица 3. – Объемы нецелевого использования бюджетных средств

Вид бюджета

Нецелевое использование  бюджетных

средств:

Выявлено,млн. руб.

Блокировано, возмещено, млн. руб.

Федеральный бюджет, в  том числе

1933,8

687,2

2010 года и предшествующих лет

501,7

626,1

2011 года

1414,6

53,3

2012 года

17,4

7,8

Бюджеты субъектов РФ

31,7

0

Всего по видам бюджетов

1965,5

687,2


 

 

Заключения Счетной  палаты на проекты федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2010 - 2012 годы, а также по отчетам Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2011 год, содержащие предложения по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства, а также по реализации бюджетной политики государства, в ходе рассмотрения законопроектов обсуждались в комитетах и комиссиях, на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, по ним принимались соответствующие решения.

В 2011 году были применены меры административного характера к ответственным   работникам   проверенных   организаций,   такие   как предупреждение,   выговор,   лишение   премии   и   увольнение.   Общее количество административных взысканий по представлениям Счетной палаты за отчетный период составило 160, что в 1,4 раза больше, чем в 2009 году.

Вместе с тем анализ исполнения представлений Счетной палаты в 2011 году показывает, что:

  • ряд представлений рассматривается с нарушением установленных сроков,   а   запланированные   государственными   органами   меры   по устранению недостатков, выявленных Счетной палатой, впоследствии не выполняются;
  • отсутствует     практика     привлечения     к     дисциплинарной ответственности должностных лиц за несвоевременное рассмотрение и принятие мер по представлениям Счетной палаты;
  • в Регламенте Правительства Российской Федерации отсутствует 
    положение о порядке рассмотрения представлений Счетной палаты.

В соответствии с распоряжением  Председателя Счетной палаты от 31 августа  2005 г. № 129-р «О совершенствовании работы с представлениями и предписаниями Счетной палаты Российской Федерации и усилении контроля за их исполнением» в течение 2011 года осуществлялся мониторинг реализации органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,   иными   организациями   предложений,   содержащихся   в представлениях Счетной палаты.

В   2011  году  в  Генеральную  прокуратуру  России  и  другие правоохранительные органы был направлен 121 материал по результатам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий.

По материалам Счетной  палаты, направленным в Генеральную  прокуратуру России и другие правоохранительные органы, в 2010 году было возбуждено 25 уголовных дел, возобновлено производство по 10 прекращенным уголовным делам и по 15 приостановленным уголовным делам.

 

 

2.2. Оценка состояния  государственного и муниципального  финансового контроля на современном  этапе

 

В результате реформ, Россия оказалась в ситуации, когда нет  адекватной общегосударственной контрольной  системы, ориентированной  на новые    демократические    задачи.    Все    чаще    наблюдаются неудовлетворительные оценки ГФК со стороны самих государственных контролеров.

Так, по результатам прокурорского  надзора за соблюдением законов 
органами вневедомственного контроля можно сделать вывод, что 
действующие в настоящее время в сфере экономики контролирующие 
органы (всего их более трех десятков) возложенные на них по 
законодательству обязанности по пресечению и предупреждению 
правонарушений отдельных видов выполняют ненадлежащим образом, 
Практически во всех регионах прокуроры отмечают крайне низкую роль 
контролирующих органов в выявлении преступлений экономической 
направленности. Абсолютное большинство таких преступлений 
вскрывается правоохранительными органами.             

Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль в условиях рынка