Государственный и муниципальный финансовый контроль в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.
Финансовая система общества сложная система, управление которой

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственного и муниципального финансового контроля

Понятие, назначение и виды финансового контроля

Виды, формы и методы государственного и муниципального финансового контроля

1.3. Система органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль в РФ

1.4. Методология организации и проведения государственного и муниципального финансового контроля

Глава 2. Состояние государственного и муниципального финансового контроля

2.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля

2.2. Оценка состояния государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе

Глава 3. Пути реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля

Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Продолжение Таблицы 1.

11.Временная направленность ГФК

Контроль: стратегический, тактический, оперативный

12.Широта объекта ГФК

Контроль: тематический, комплексный

13.Этапы поучения информации

Контроль: первичный, сводный

14.Периодичность проведения контрольных мероприятий

Контроль: систематический, периодический, эпизодический

15.Полнота охвата объекта ГФК

Контроль: сплошной, несплошной 

 

 

16.Источники контрольных данных

Контроль: документальный, фактический, 
автоматизированный

17.Уровень автоматизации ГФК

Контроль:      неавтоматизированный,      не      полностью 
автоматизированный, полностью автоматизированный

18.Очередность исследования одних  и тех же документов

Контроль: первичный, дополнительный, повторный 

19.Характер предметов ГФК

Законность, эффективность, обоснованность, обоснованность, 
целесообразность, оптимальность, полнота, своевременность, достоверность, правильность и др.             

20.Уровень конкретизации объектов  ГФК

Контроль частный (или локальный), общий (сквозной) 


 

Форма контроля — это способ организации и выражения определенным образом упорядоченной совокупности контрольных процедур. В качестве форм ГФК можно выделить следующие: ревизия, проверка (включая непосредственную проверку и обследование, т. е. наблюдение, опросы с целью выявления положения дел по каким-либо вопросам в целях определения целесообразности проработки определенной проблемы и проведения более глубокого контроля), надзор, экспертиза нормативно-правовых актов и иных документов.

При проведении контроля важно использовать правильные методы контроля. К методам контроля относятся конкретные способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций. Методами финансового контроля являются: счетная проверка балансов, анализ финансово-хозяйственной деятельности и др. Каждый из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие решать промежуточные задачи. Например, в документальной ревизии используются такие способы, как встречная проверка документов, инвентаризация денежных средств и материальных ценностей, восстановление количественного учета, контрольное сличение и др.

Поскольку задачи финансового  контроля отличаются разнообразием  и многоплановостью, необходимо применять  различные методы и методики их решения, основанные на практическом опыте, на знании бухгалтерского учета, финансов, анализа хозяйственной деятельности.

Итак, для эффективного осуществления ГФК необходимо четкое 
понимание его видов, форм и методов.    

 

 

    1. Система органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль в РФ

 

В результате действий всех ветвей государственной власти в  России сформировалась целостная, отвечающая принятым в международной практике нормам система государственного и  муниципального финансового контроля.

Государственный и муниципальный финансовый контроль в Российской Федерации реализуется в форме общегосударственного, бюджетно-финансового и ведомственного.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие  субъекты независимо от формы собственности  или ведомственной подчиненности. Объектом этого контроля является, прежде всего, соблюдение хозяйствующими субъектами финансового законодательства и финансовых интересов государства. Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль.

Ведомственный финансовый контроль — это внутренний контроль отдельных государственных ведомств, объектом которого является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

Бюджетно-финансовый контроль — контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Рассмотрим наиболее важные органы государственного финансового  контроля и их основные функции.

Законодательством Российской Федерации определено, что государственный финансовый контроль на федеральном уровне возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской     Федерации,     Министерство    финансов    Российской, Федеральную налоговую службу, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета.             

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.  

Основные задачи Счетной  палаты — контроль своевременного исполнения доходных и расходных  статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Таким образом, предметом контроля Счетной палаты являются средства федерального бюджета и федеральная собственность.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является органом  банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В число основных задач  Минфина России входит разработка и  реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства. Восстановление в России ранее 
существовавшего института казначейства вызвано отсутствием должного 
контроля за движением и использованием федеральных бюджетных 
средств. Основными задачами Федерального казначейства являются: 
организация и проведение контроля за исполнением федеральною 
бюджета; управление доходами и расходами бюджета; контроль за 
использованием бюджетных средств. Главнейшей задачей Казначейства 
является жесточайший предварительный и текущий контроль за 
расходованием средств. Для этого, во-первых, Казначейство 
концентрирует на своих счетах все платежные операции федерального 
бюджета; во-вторых, оно проводит постоянный контроль на стадии, 
предшествующей выделению средств из федерального бюджета и 
платежам с этих счетов.

По действующему законодательству, кроме Минфина России, отдельными функциями финансового контроля наделены и другие министерства и  ведомства. Однако их деятельность в  области финансового контроля не координируется, что вызывает несогласованность, дублирование и параллелизм действий.

Налоговый контроль в  Российской Федерации возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет  Федеральная налоговая служба (ФНС  России) — правопреемник Государственной  налоговой службы Российской Федерации в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации. Согласно законодательству ФНС России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущий ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Государственный финансовый контроль, выполняемый другими федеральными органами. Ряд федеральных органов использует в пределах своей компетенции финансовый контроль на несистематической основе при выявлении отклонений от финансового законодательства. К ним относятся: правоохранительные органы — прокуратура и Управление по экономическим преступлениям УВД, антимонопольные, таможенные органы и органы валютного контроля, контрольно-ревизионные органы федеральной исполнительной власти, а также иные органы, ответственные за контроль поступления и расходования средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Следовательно, существует множество органов, осуществляющих ГФК в том или ином виде. Но для эффективного осуществления  ГФК необходима их скоординированная  работа, что в настоящее время  не выполняется. На сегодняшний день действия всех этих органов остаются несогласованными и разрозненными.

 

 

    1. Методология организации и проведения государственного и муниципального финансового контроля

 

Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая область экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, основанными на собственных  разработках и на достижениях смежных дисциплин — бухгалтерского учета, статистики, финансов.

Системность контроля достигается  комбинированным 
использованием различных форм и способов его осуществления. Их 
применение позволяет всесторонне анализировать и синтезировать 
фактический материал, уяснить последовательность действий субъекта 
контроля в сложных хозяйственных ситуациях, определить достоверность 
источников информации.             

Методология финансового  контроля базируется на научно обоснованном выполнении его этапов.

К этапам финансового  контроля относятся:

1. Планирование контрольного  мероприятия:

  • определение целей и задач контрольного мероприятия, в том числе объектов контроля и аспектов функционирования, подлежащих проверке;
  • оценка значимости вопросов проверки и потребностей 
    потенциальных пользователей отчетов о проведенном контрольном 
    мероприятии;             
  • ознакомление с деятельностью проверяемого субъекта или с программой, подлежащей проверке, и понимание этой деятельности или программы;
  • выявление наиболее значимых областей контроля;
  • определение масштаба и границ проведения контрольного мероприятия, включая определение сроков и количество проверяемых субъектов;
  • определение критериев оценки вопросов проверки;
  • установление приемлемого уровня существенности контроля;
  • разработка  методики,  определяющей  содержание  контрольной работы для достижения целей проверки, глубину и границы контроля, пути получения достаточных по количеству и значимости доказательств и эффективные методы их анализа;
  • определение потенциальных источников получения данных, которые могут  быть использованы  в качестве доказательств, с учетом их неоспоримости и надежности, включая данные, собранные проверяемым хозяйствующим субъектом, полученные в результате других проверок или предоставленные третьими сторонами;
  • рассмотрение основных выводов и рекомендаций предшествующих проверок, которые могут влиять на текущее контрольное мероприятие, действий руководства проверяемого субъекта по устранению условий, приведших к таким выводам, и учету данных ранее рекомендаций;
  • определение, возможно ли в данном контрольном мероприятии 
    использование работы внутреннего контроля, экспертов или других 
    специалистов;
  • составление плана проведения контрольного мероприятия.

Планирование является начальной стадией проведения контрольного мероприятия. При планировании определяются, прежде всего, цели мероприятия, масштаб  и методика его проведения, разрабатываются общий план проведения контрольного мероприятия (с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения) и программа, предусматривающая виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения об объектах  контроля.             

Планирование должно охватывать все контрольное мероприятие. Цели контроля,  его  масштаб  и  методика  не  могут  определяться изолированно. Руководители проверки определяют эти три элемента плана контроля   в   комплексе,   поскольку   при   попытке   их  раздельного рассмотрения может возникнуть дублирование.

Планирование контрольного мероприятия имеет следующие  основные этапы:

  • предварительное планирование;
  • подготовка и составление общего плана;
  • подготовка и составление программы контроля.

 

 2. Конкретные действия по проведению контрольного мероприятия, 
включающие (в зависимости от поставленных целей и задач):

  • документальный   контроль   и   анализ   финансовой   отчетности 
    проверяемого субъекта;
  • контроль и анализ данных бухгалтерского учета на основе действующего законодательства по бухгалтерскому учету;
  • обобщающий анализ финансовых потоков;
  • финансово-правовой анализ.

Финансово-хозяйственный  контроль, исходя из особенностей его  содержания, вида хозяйствующего субъекта и предмета контроля, доводится с использованием нескольких основных методов. При этом под методами контроля понимаются конкретные способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций.

Почти всегда контрольные  мероприятия включают документальный контроль финансовой информации проверяемого субъекта.

3.  Подготовка отчета о проведенном контрольном мероприятии.

Заключительным  этапом  проведения  контрольного  мероприятия является подведение его итогов, что выражается в подготовке соответствующих документов, отражающих основные полученные результаты.

Вид итоговых документов зависит от типа проводимого контрольного мероприятия и поставленных перед  ним целей.

Таким образом, эффективное  и качественное осуществление ГФК  обеспечивается правильным применением методов его проведения.

Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль в условиях рынка