Государственный и муниципальный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью работы является раскрытие сущности и необходимости финансового контроля, его видов, форм и методов. Поэтому в контрольной поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и назначение финансового контроля;
- назвать виды финансового контроля и их основные этапы;
- перечислить формы и методы финансового контроля;
- определить состав, задачи, функции, права и обязанности органов финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1 Понятие, назначение и виды финансового контроля…………………….
4
2 Формы и методы финансового контроля…………………………………
7
3 Органы финансового контроля, их задачи и функции…………………..
11
Заключение……………………………………………………………………
20
Литература…………………………………………………………………….
21

Файлы: 1 файл

1.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Государственное и муниципальное  управление финансами»

Тема: «Государственный и муниципальный финансовый контроль» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План 

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Понятие,  назначение и виды финансового контроля……………………. 4
2 Формы  и методы финансового контроля………………………………… 7
3 Органы  финансового контроля, их задачи  и функции………………….. 11
Заключение…………………………………………………………………… 20
Литература……………………………………………………………………. 21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность, цели и задачи настоящей контрольной работы обусловлены следующими теоретическими и практическими положениями.

     К числу приоритетных задач любого современного государства, независимо от формы правления и государственного устройства, относится осуществление контроля за исполнением государственного бюджета и государственными финансами. Более того, возможность не только воздействовать на формирование государственных доходов, но и контролировать распоряжение государственными средствами является важнейшим инструментом в руках государства для достижения его политических целей.

     В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение  экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению.

     Таким образом, целью работы является раскрытие сущности и необходимости финансового контроля, его видов, форм и методов. Поэтому в контрольной поставлены следующие задачи:

     - охарактеризовать понятие и назначение  финансового контроля;

     - назвать виды финансового контроля  и их основные этапы;

     - перечислить формы и методы  финансового контроля;

     - определить состав, задачи, функции,  права и обязанности органов финансового контроля. 

     1 Понятие, назначение  и виды финансового  контроля 

     Современный этап развития экономики России характеризуется  заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в стране.

     Финансовый  контроль – регламентированная законодательством  совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля [3, с. 288].

     Назначение  финансового контроля заключается  в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении  эффективного использования бюджетных  финансовых средств во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности [3, с. 288].

     Основными задачами финансового контроля являются:

     - контроль за соблюдением действующего  законодательства и нормативных актов;

     - обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

     - выявление внутрипроизводственных  резервов роста финансовых ресурсов, в том числе резервов снижения  затрат в сфере производства и услуг, снижения себестоимости и повышения рентабельности;

     - обеспечение сохранности государственной  собственности [3, с. 289].

     Объектом  финансового контроля являются денежные отношения, распределение и перераспределение  национального дохода.

     Финансовой  проверке подвергаются стоимостные  показатели – выручка от реализации продукции, себестоимость, оплата труда, амортизация, затраты и издержки, цены, тарифы, доходы, прибыль, использование  прибыли, собираемость налогов и  налогообложение [3,           с. 289].

     Финансовый  контроль охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих  субъектов, использования бюджета  и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту налоговых платежей и неналоговых отчислений [3, с. 289].

     Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций  и в административном и уголовном  порядке.

     Финансовый  контроль применяется во всех сферах народного хозяйства.

     Субъектами  финансового контроля выступают  организации, наделенные правом финансового  контроля [3, с. 289].

     В зависимости от правовой природы  субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды контроля:

     - государственный (проводится государственными  органами);

     - ведомственный (проводится контрольными  подразделениями министерств);

     - внутрихозяйственный (внутрифирменный);

     - негосударственный (аудиторский).

     Классификации видов финансового контроля приведена на рис. 1 [3,    с. 290]. 
 
 
 

     

       

     

     Рис. 1 – Классификация видов и методов  финансового контроля

     По  объектам контроля финансовый контроль включает следующие разновидности  контроля: бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный.

     Бюджетно-финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.

     Задача  контроля при составлении проекта  бюджета состоит в том, чтобы  полнее использовать в доходной части  бюджета резервы финансовых источников.

     Вместе  с тем контроль имеет своей  целью проверить использование  бюджетных средств по назначению в соответствии с утвержденным бюджетом, предотвратить нарушения в использовании  бюджетных средств [3, с. 291].

     Налоговый контроль – часть финансового контроля. Он имеет целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости налогов, установленных законодательством РФ. Органы налогового контроля проводят проверки по выполнению юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед государством. Он призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения [3, с. 291].

     Таможенный  контроль имеет целью обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет в соответствии с законодательством РФ [3, с. 291].

     Валютный  контроль имеет целью обеспечить экономическую безопасность страны: соблюдение действующего законодательства о валютных операциях [3, с. 291].

     Ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях повышения эффективности деятельности предприятий отрасли. Способствует выявлению внутренних финансовых резервов и соблюдению налогового законодательства [3, с. 291]. 

     2 Формы и методы  финансового контроля 

     В соответствии с БК РФ законодательные (представительные) и представительные органы местного самоуправления применяют следующие формы финансового контроля:

     - предварительный;

     - текущий;

     - последующий.

     Предварительный контроль производится до совершения финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии прогнозов и планов дополнительных финансовых ресурсов. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ, финансовых планов, финансовых смет, учредительских договоров, обоснованности расчетов прибыли и др. [3,          с. 292].

     Текущий (оперативный) контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, предупреждения возможных потерь на фоне быстро меняющейся финансовой ситуации в расходовании денежных средств в процессе осуществления финансовой и хозяйственной деятельности. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с уплатой или получением денежных средств. Затраты сопоставляются с нормативами расходов [3, с. 292].

     Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации с целью выявления нарушений финансового законодательства и оценки результатов финансовой деятельности. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами, нормативами. Эта форма контроля проводится путем анализа отчетов и балансов, путем проверок и ревизий непосредственно на месте в организациях и учреждениях [3, с. 292].

     Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Применяются следующие методы финансового  контроля: наблюдение, обследование, проверка, анализ, ревизия, надзор.

     Наблюдение (мониторинг) – общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля со стороны контролирующих организаций за выполнением определенных действий предприятиями. Например, наблюдение за использованием выданной ссуды, наблюдение за финансовым состоянием предприятия-клиента.

     Наблюдение  может быть по одному или нескольким показателям деятельности организации [3, с. 293].

     Обследование  в отличие от наблюдения охватывает более широкий круг финансовых показателей обследуемого предприятия для определения его финансового состояния. При обследовании могут использоваться такие приемы, как опрос и анкетирование [3, с. 293].

     Проверка финансовой деятельности проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений и их устранения. Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности на месте и проводится с целью устранения нарушений.

     Проверки  финансовой деятельности могут осуществляться государственными, ведомственными и внутрихозяйственными органами контроля.

     Результаты  проверки государственными ведомственными и внутренними органами контроля оформляются актами проверки [3, с. 293].

     В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ – это метод научного исследования и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы (совокупности).

     Цель  финансового анализа – оценить  финансовое состояние организации  на основе достоверной информации, определить финансовый результат, платежеспособность организации, оценить эффективность  использования капитала.

Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль