Государственный и муниципальный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью работы является раскрытие сущности и необходимости финансового контроля, его видов, форм и методов. Поэтому в контрольной поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и назначение финансового контроля;
- назвать виды финансового контроля и их основные этапы;
- перечислить формы и методы финансового контроля;
- определить состав, задачи, функции, права и обязанности органов финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1 Понятие, назначение и виды финансового контроля…………………….
4
2 Формы и методы финансового контроля…………………………………
7
3 Органы финансового контроля, их задачи и функции…………………..
11
Заключение……………………………………………………………………
20
Литература…………………………………………………………………….
21

Файлы: 1 файл

1.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

     При анализе используются различные аналитические приемы (средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.) [3, с. 293].

     Ревизия – это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизий.

     Ревизии могут быть комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные с проверкой товарно-материальных ценностей.

     Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  организаций, ревизионными комиссиями организаций, а также государственными органами контроля.

     Плановые  ревизии, как правило, проводятся на основе заранее составленной программы  работы ревизора, в которой определяется ревизуемый объект, конкретный перечень вопросов контроля, методы контроля, сроки  ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной практике [3,         с. 294].

     Надзор  проводится контролирующими государственными органами за предприятиями и организациями, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности, за соблюдением нормативов. Например, надзорные функции практикует Центральный банк РФ, осуществляя надзор за деятельностью в стране коммерческих банков, Росстрахнадзор – за страховыми фирмами [3, с. 294]. 
 
 
 

     3 Органы финансового контроля, их задачи и функции 

     Контроль  за соблюдением законности в сфере  бюджетной и налоговой деятельности, а также за общим состоянием финансов в государстве служит важнейшим  инструментом государственного управления. Основы государственного финансового регулирования в РФ находят отражение в комплексе законодательных актов и программных документов, принятых на федеральном уровне и подписанных Президентом РФ [1, с. 700].

     Специализированной  структурой в Администрации Президента РФ и ее самостоятельным подразделением, осуществляющим финансовый контроль, является Главное контрольное управление Президента РФ. Его основными функциями являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, включая финансовые аспекты деятельности. На Главное управление возложено решение задач по организации контроля и проверке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей; координация деятельности органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах РФ; осуществление методического руководства аппаратом полномочного представителя Президентом РФ в федеральном округе по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, реализацией федеральных программ [1, с.701].

     Осуществляя бюджетный контроль, законодательные (представительные) органы государственной  власти, представительные органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих  органов исполнительной власти и органов местного самоуправления необходимые сопроводительные материалы к проекту закона о бюджете. В ходе исполнения бюджета они могут получать от органов, исполняющих бюджеты, необходимую оперативную информацию, по окончании финансового года утверждать или не утверждать отчет об исполнении бюджета [1, с.702].

     Федеральное собрание (Парламент РФ), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы – в части бюджетного контроля рассматривает в обязательном порядке законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютно-кредитного и таможенного регулирования. Для осуществления постоянного государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета Федеральным Собранием образован специальный орган – Счетная палата РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определены федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации». Задачами Счетной палаты являются:

     - организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

     - определение эффективности и  целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

     - оценка обоснованности доходных  и расходных статей проектов  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые  за счет средств федерального  бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также совершенствование бюджетного процесса в целом;

     - контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов  в Центральном банке РФ, уполномоченных  банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

     - регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий [1, с.703].

     В процессе реализации этих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

     В случаях выявления хищений, а  также других злоупотреблений Счетная палата передает материалы проверок в правоохранительные органы. При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. При неоднократном или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата по согласованию с Государственной Думой вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Счетная палата регулярно представляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации [1,        с. 704].

     В настоящее время самостоятельные контрольно-счетные органы, имеющие статус юридического лица, созданы в 35 субъектах РФ. В 32 регионах образованы контрольно-счетные органы, являющиеся структурными подразделениями органов законодательной власти. В 22 субъектах РФ контрольно-счетные органы отсутствуют.

     Особое  место в осуществлении государственного финансового контроля органами исполнительной власти занимает Министерство финансов РФ и его региональные структуры. На Минфин РФ возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности при составлении и рассмотрении консолидированного бюджета, смет расходов главных и нижестоящих распорядителей бюджетных средств, аккумуляции доходов в бюджет и финансирования расходов, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях различной формы собственности и ведомственной принадлежности.

     Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

     - совершенствование бюджетной системы  РФ, развитие бюджетного федерализма;

     - разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

     - концентрация финансовых ресурсов  на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  РФ;

     - разработка проекта и обеспечение  исполнения в установленном порядке  федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

     - разработка программ государственных  заимствований и их реализация  в установленном порядке от  имени РФ, управление государственным  внутренним и внешним долгом  РФ;

     - разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

     - разработка единой методологии  составления бюджетов всех уровней  и отчетов об их исполнении;

     - осуществление в пределах своей  компетенции государственного финансового  контроля;

     - обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом [1, с. 705].

     Подразделением  Министерства финансов РФ, осуществляющим в пределах своей компетенции  возложенные на него функции государственного финансового контроля, является Департамент государственного финансового контроля и аудита. Свою деятельность он осуществляет на основании Положения о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 31 марта 1998 г. № 53. Основными задачами Департамента являются: осуществление в пределах своей компетенции государтсвенного финансового контроля; обеспечение методологии проведения аудита в РФ (кроме аудита в банковской системе).

     Департамент государственного финансового контроля и аудита выполняет следующие основные функции: осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; осуществляет руководство деятельностью аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам РФ и контроль за организацией этой деятельности; участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и развитие системы аудита в РФ и др. [1, с. 706].

     Подразделениями, контролирующими исполнение федерального бюджета в регионах, являются контрольно-ревизионные  управления Министерства финансов РФ в субъекте РФ. Они работают в тесном взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства. Порядок их взаимодействия по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок регламентирован Приказом Минфина РФ от 28 декабря 1998 г. № 265.

     Органы  государственного управления финансами  в регионах (департаменты, комитеты, управления и др.) в пределах своей  компетенции осуществляют контроль за исполнением бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов. Для этих целей могут быть созданы специальные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы). Контрольные функции также выполняют другие управления и отделы по своим сферам деятельности [1, с. 707].

     Еще одним управлением Минфина РФ, наделенным широкими полномочиями по контролю за полнотой поступления, целевым и экономным расходованием бюджетных средств, является Главное управление Федерального казначейства и его территориальные органы на местах. Деятельность органов казначейства регулируется Положением о Федеральном казначействе РФ, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864. Среди основных задач казначейства можно выделить контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам и контроль за поступлением средств государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет функции по организации бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы; организует распределение доходов между бюджетами различных уровней в соответствии с установленными нормативами; организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов; представляет высшим органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ по исполнению федерального бюджета, состоянию бюджетной системы РФ, о федеральных внебюджетных фондах, обеспечивает совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга и др. [1, с. 707].

     В соответствии со ст. 215 БК РФ в РФ устанавливается  казначейская система исполнения бюджетов. В регионах также создаются соответствующие  подразделения для организации, осуществления и контроля за исполнением  бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

     Для формирования доходной части бюджета  в РФ созданы и функционируют  органы государственного налогового контроля. К налоговым органам в РФ относятся Министерство по налогам и сборам РФ и органы Государственного таможенного комитета РФ.

        Министерство по налогам и сборам РФ представляет собой единую, централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящих в систему центральных органов государственного управления и осуществляющую контрольные действия за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды [1, с. 709].

Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль