Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:48, контрольная работа
Таким образом, целью работы является раскрытие сущности и необходимости финансового контроля, его видов, форм и методов. Поэтому в контрольной поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и назначение финансового контроля;
- назвать виды финансового контроля и их основные этапы;
- перечислить формы и методы финансового контроля;
- определить состав, задачи, функции, права и обязанности органов финансового контроля.
Введение………………………………………………………………………
3
1 Понятие, назначение и виды финансового контроля…………………….
4
2 Формы и методы финансового контроля…………………………………
7
3 Органы финансового контроля, их задачи и функции…………………..
11
Заключение……………………………………………………………………
20
Литература…………………………………………………………………….
21
При анализе используются различные аналитические приемы (средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.) [3, с. 293].
Ревизия – это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизий.
Ревизии
могут быть комплексные и тематические;
плановые и внеплановые; документальные
с проверкой товарно-
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и организаций, ревизионными комиссиями организаций, а также государственными органами контроля.
Плановые ревизии, как правило, проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизора, в которой определяется ревизуемый объект, конкретный перечень вопросов контроля, методы контроля, сроки ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим силу источника доказательства в следственной и судебной практике [3, с. 294].
Надзор
проводится контролирующими государственными
органами за предприятиями и организациями,
получившими лицензию на определенный
вид финансовой деятельности, за соблюдением
нормативов. Например, надзорные функции
практикует Центральный банк РФ, осуществляя
надзор за деятельностью в стране коммерческих
банков, Росстрахнадзор – за страховыми
фирмами [3, с. 294].
3
Органы финансового
контроля, их задачи
и функции
Контроль
за соблюдением законности в сфере
бюджетной и налоговой
Специализированной структурой в Администрации Президента РФ и ее самостоятельным подразделением, осуществляющим финансовый контроль, является Главное контрольное управление Президента РФ. Его основными функциями являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, включая финансовые аспекты деятельности. На Главное управление возложено решение задач по организации контроля и проверке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей; координация деятельности органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах РФ; осуществление методического руководства аппаратом полномочного представителя Президентом РФ в федеральном округе по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, реализацией федеральных программ [1, с.701].
Осуществляя бюджетный контроль, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления необходимые сопроводительные материалы к проекту закона о бюджете. В ходе исполнения бюджета они могут получать от органов, исполняющих бюджеты, необходимую оперативную информацию, по окончании финансового года утверждать или не утверждать отчет об исполнении бюджета [1, с.702].
Федеральное собрание (Парламент РФ), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы – в части бюджетного контроля рассматривает в обязательном порядке законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютно-кредитного и таможенного регулирования. Для осуществления постоянного государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета Федеральным Собранием образован специальный орган – Счетная палата РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определены федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации». Задачами Счетной палаты являются:
-
организация и осуществление
контроля за своевременным
-
определение эффективности и
целесообразности расходов
-
оценка обоснованности
-
финансовая экспертиза
-
анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и
-
контроль за законностью и
своевременностью движения
-
регулярное представление
В процессе реализации этих задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
В случаях выявления хищений, а также других злоупотреблений Счетная палата передает материалы проверок в правоохранительные органы. При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. При неоднократном или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата по согласованию с Государственной Думой вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Счетная палата регулярно представляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации [1, с. 704].
В
настоящее время
Особое
место в осуществлении
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
-
совершенствование бюджетной
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
-
концентрация финансовых
-
разработка проекта и
-
разработка программ
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
-
разработка единой методологии
составления бюджетов всех
-
осуществление в пределах
- обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом [1, с. 705].
Подразделением Министерства финансов РФ, осуществляющим в пределах своей компетенции возложенные на него функции государственного финансового контроля, является Департамент государственного финансового контроля и аудита. Свою деятельность он осуществляет на основании Положения о Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 31 марта 1998 г. № 53. Основными задачами Департамента являются: осуществление в пределах своей компетенции государтсвенного финансового контроля; обеспечение методологии проведения аудита в РФ (кроме аудита в банковской системе).
Департамент государственного финансового контроля и аудита выполняет следующие основные функции: осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; осуществляет руководство деятельностью аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам РФ и контроль за организацией этой деятельности; участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и развитие системы аудита в РФ и др. [1, с. 706].
Подразделениями, контролирующими исполнение федерального бюджета в регионах, являются контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ в субъекте РФ. Они работают в тесном взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства. Порядок их взаимодействия по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок регламентирован Приказом Минфина РФ от 28 декабря 1998 г. № 265.
Органы государственного управления финансами в регионах (департаменты, комитеты, управления и др.) в пределах своей компетенции осуществляют контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Для этих целей могут быть созданы специальные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы). Контрольные функции также выполняют другие управления и отделы по своим сферам деятельности [1, с. 707].
Еще одним управлением Минфина РФ, наделенным широкими полномочиями по контролю за полнотой поступления, целевым и экономным расходованием бюджетных средств, является Главное управление Федерального казначейства и его территориальные органы на местах. Деятельность органов казначейства регулируется Положением о Федеральном казначействе РФ, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864. Среди основных задач казначейства можно выделить контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам и контроль за поступлением средств государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет функции по организации бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы; организует распределение доходов между бюджетами различных уровней в соответствии с установленными нормативами; организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов; представляет высшим органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ по исполнению федерального бюджета, состоянию бюджетной системы РФ, о федеральных внебюджетных фондах, обеспечивает совместно с Центральным Банком РФ и другими уполномоченными банками управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга и др. [1, с. 707].
В
соответствии со ст. 215 БК РФ в РФ устанавливается
казначейская система исполнения бюджетов.
В регионах также создаются
Для формирования доходной части бюджета в РФ созданы и функционируют органы государственного налогового контроля. К налоговым органам в РФ относятся Министерство по налогам и сборам РФ и органы Государственного таможенного комитета РФ.
Министерство по налогам и сборам РФ представляет собой единую, централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящих в систему центральных органов государственного управления и осуществляющую контрольные действия за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды [1, с. 709].
Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль