Государственный и муниципальный кредит и долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
определить сущность и последствия государственного долга;
изучить основы управления государственным долгом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА 5
1.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 5
1.2. МЕХАНИЗМ ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ. КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕД БЮДЖЕТАМИ И ЕЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ 9
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 14
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 14
2.2. ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА 17
ГЛАВА III. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ КРЕДИТОМ И ДОЛГОМ 20
3.1. РАЗВИТИЕ ГОСКРЕДИТА И ГОСДОЛГА В РОССИИ, НАЧИНАЯ С ЦАРСКОЙ РОССИИ И ДО НАШИХ ДНЕЙ 20
3.2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая_ гос и мун кредит.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный и муниципальный кредит, их регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики.

Важную роль в системе государственных  финансов играет государственный и  муниципальный кредит, который в  целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом.

Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства  с юридическими и физическими  лицами. В этих отношениях государство  выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

Цель работы – изучить роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    • определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
    • определить сущность и последствия государственного долга;
    • изучить основы управления государственным долгом.

Предмет исследования – теоретические и практические положения о государственном и муниципальном кредите, разработанные правовой и экономической науками, отношения государственного кредита, регулирующее их законодательство.

Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, метод системного анализа, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, статистический, описательные методы, методы правового и технико-юридического анализа, а также логический подход к исследованию материала. Теоретическую основу исследования составляют научные работы отечественных и зарубежных ученых юристов и экономистов, обращавшихся к проблемам государственного и муниципального кредита.

Среди современных ученых вопросы  государственного и муниципального кредита исследовали Н.М. Артемов, В.В. Бесчеревных, К.С. Вельский, Л.К. Воронова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, СВ. Запольский, М.В. Карасева, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев, Е.В. Покачалова, А.Д. Селюков, Н.И. Химичева, СО. Шохин и другие.

Структура работы сформирована с учетом цели и задач и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматриваются общие принципы государственного и муниципального кредитования, функции и цели государственного и муниципального кредита, формы государственного кредита, механизм государственного кредитования, кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация.

Вторая глава посвящена сущности государственного и муниципального долга и обслуживанию долга.

В третьей главе развитие госкредита и госдолга в России, начиная с царской России и до наших дней, так как для того, чтобы понять сущность управления государственным долгом, нужно в полном объеме рассмотреть историю развития госдолга, управление государственным кредитом и государственным долгом.

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА

 

1.1. Общие принципы, функции и цели государственного и муниципального кредитования

 

Государственный и муниципальный  кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного  органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

- срок предоставления или получения  кредита; 

- обязанности сторон;

- условия обеспечения возврата ссуды;

- размер процентной ставки за  пользование ссудой;

- другие условия. 

Государственный кредит - это экономические  отношения между государством и  физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами, международными организациями. В этих экономических отношениях государство выполняет роль заемщика, кредитора и гаранта.

В последние годы Россия в основном выступает как заемщик средств. В 2002 г. внешний долг по оценкам  экспертов составлял порядка 41% ВВП. Следует иметь в виду, что по международным стандартам предельный размер выплат по обслуживанию как внешнего, так и внутреннего долга не должен превышать 30% от доходов бюджета, в 2002 г. этот показатель в России составлял 24,8%.

Предоставляя ссуды или кредиты, государство выступает в роли кредитора. В случаях, когда государство  берет на себя ответственность по погашению обязательств, взятых какими-либо субъектами (физическими лицами, предприятиями  и организациями, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления), государство выступает как гарант. Если должник полностью и в срок рассчитывается по своим обязательствам, то государство как гарант не несет дополнительных затрат.

Таким образом, основной признак государственного кредита - это участие государства в кредитных отношениях.

Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - перераспределение  денежных ресурсов в соответствии с  потребностями экономики в целом  и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

- федеральным бюджетом и региональными  бюджетами; 

- региональным бюджетом и бюджетами  муниципальных образований; 

-международными финансово-кредитными  институтами и федеральным бюджетом;

- иностранными юридическими и  физическими лицами и федеральным  и региональными бюджетами; 

- федеральным, региональными и  местными бюджетами и юридическими  лицами-резидентами и др.

Государственный и муниципальный  кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется  и при получении Россией внешних займов от МВФ (Международного Валютного Фонда) на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции  государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого  государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

    • контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
    • контроль за соблюдением условий кредитного договора;
    • контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
    • контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

      • решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
      • проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
      • поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
      • поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности. 

Государство обычно заимствует деньги либо в форме займов, либо выпуска  долговых обязательств. Первая представляет собой кредит, получаемый государством у какого-либо кредитора (например, у Центрального банка, у иностранного государства, МВФ и т.п.) Вторая связана с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения, финансовых и кредитных организаций. Несмотря на разные механизмы мобилизации государственного кредита обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. В любом случае дело сводится к поступлению заемных ресурсов в бюджет и соответствующему возрастанию государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам.

Государственный кредит, как правило, выступает в виде государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг. Это могут быть также кредиты Центрального банка, коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством указанные бумаги называются государственными ценными бумагами. Они могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый сегмент этого рынка - рынок государственных ценных бумаг. Основная форма государственного кредита - государственные займы. Они представляют собой неэмиссионный источник покрытия бюджетного дефицита.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

Так, по праву эмиссии они делятся  на размещаемые центральными, субфедеральными  и местными органами управления.

По признаку держателей ценных бумаг  займы классифицируются на размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц, а также универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других.

По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования кассовых разрывов в бюджете, т.е. несовпадения сроков поступления доходов и совершения расходов бюджета. Обычно для этого выпускаются векселя, например, в Японии сроком 60 дней, в Великобритании - 91 день, в Италии - 4,6,12 месяцев, в Германии - до двух лет. Привлечение средств на более длительное время осуществляется с помощью выпуска облигаций.

Наконец, по месту размещения различают  внутренние займы (в национальной валюте) и внешние, размещаемые на зарубежных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика или третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать и нерезиденты.

Как правило, объемы государственных  займов резко возрастают в периоды  экстремальных экономических и политических ситуаций, особенно во время войн и послевоенного восстановления экономики. Так, например, за годы второй мировой войны США покрыли за счет займов 54%, Великобритания - 50%, Германия - 61%, Япония -58% всей суммы государственных расходов.

Государственные ценные бумаги, как правило, делятся на две большие категории: рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги свободно продаются и покупаются. Они являются основным инструментом финансирования бюджетного дефицита и состоят из казначейских векселей (краткосрочных и среднесрочных) и казначейских облигаций. Свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные ценные бумаги не поступают на рынок ценных бумаг. Они выпускаются государством для определенных инвесторов. Например, сберегательные облигации продаются, но на вторичном рынке не обращаются.

Государственные ценные бумаги могут  быть также предъявительскими, документарными (именными - на бумажных носителях) или  бездокументарными в виде записей  на счетах. Например, Казначейство США  ныне продает свои рыночные ценные бумаги в форме книжной записи (записи о сделке) вместо того, чтобы выдавать сертификаты. Казначейство не выпускало бумажных сертификатов для казначейских векселей с 1979 г., а для среднесрочных векселей и облигаций - с 1986 г. Считается, что отмена бумажных сертификатов дает ряд преимуществ как Казначейству, так и инвестору. Уменьшаются издержки Казначейства на печать, упраздняется проблема подделок. Инвестор защищен от потери и похищения бумажных сертификатов, снижаются издержки хранения этих ценных бумаг.

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит и долг