Государственный и муниципальный кредит и долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
определить сущность и последствия государственного долга;
изучить основы управления государственным долгом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА 5
1.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 5
1.2. МЕХАНИЗМ ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ. КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕРЕД БЮДЖЕТАМИ И ЕЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ 9
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 14
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 14
2.2. ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА 17
ГЛАВА III. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ КРЕДИТОМ И ДОЛГОМ 20
3.1. РАЗВИТИЕ ГОСКРЕДИТА И ГОСДОЛГА В РОССИИ, НАЧИНАЯ С ЦАРСКОЙ РОССИИ И ДО НАШИХ ДНЕЙ 20
3.2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая_ гос и мун кредит.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Но для развития экономики важна  не только динамика спроса, но и цели государственных заимствований. Если государство заимствует средства для  финансирования важных, быстро окупающихся  проектов, да еще и на условиях нормальных процентных ставок, это может содействовать ускорению развития национальной экономики. Причем расширение государственного спроса может иметь мультипликативный эффект, вести к кратному его росту в смежных отраслях экономики. Образуемый за счет этих займов долг государства свободно может быть погашен за счет части прибыли, получаемой от финансирования таких объектов.

Следует также иметь в виду, что  большой государственный долг в  частности международным финансовым организациям и иностранным банкам, составляющий около 42,3% в структуре долга, существенно ограничивает суверенитет страны, особенно если интересы России не совпадают с интересами этих организаций.

Но последствия государственных  займов могут быть и другими. Если привлекаемые государством кредиты расходуются на покрытие непроизводительных расходов (военные расходы, неумеренное раздувание штатов госаппарата без повышения эффективности его функционирования и т.п.), то государственные заимствования будут прямым вычетом из валового национального продукта. А их погашение будет производиться за счет дополнительных налогов. В этом как раз и проявляется неразрывная связь государственного кредита с налогами.

Именно поэтому  государственный кредит нередко  называют будущими налогами. Разумеется, нельзя делать категорический вывод о бесполезности или отрицательном воздействии госкредита на развитие экономики страны. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государственного кредита для финансирования государственных расходов бюджета. Это в целом закономерный и необходимый процесс. Дело в другом. Каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обосновано. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, т.е. способствует росту цены кредита. В некоторых случаях возможно абсолютное сокращение объема кредитных ресурсов для экономики. Ну, а если государственные заимствования берутся под проценты, превышающие норму прибыли в производящих отраслях, то происходит огромный переток капитала из «реальной экономики» (сферы производства) в спекулятивный рынок. В конечном итоге происходит перекачивание налоговых доходов государства в пользу отечественных и зарубежных кредитных организаций.

Внешние заимствования в момент поступления средств приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства расходуются на эти цели. Вместе с тем займы у иностранных государств, международных организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты непроизводительных государственных закупок за рубежом (связанные кредиты), возврата полученных ранее кредитов и т.д.

Государство выступает на кредитном  рынке не только в качестве заемщика и гаранта, но и в качестве кредитора. Государственное кредитование используется как инструмент регулирования экономики с целью поддержания либо ускорения развития тех или иных секторов и отраслей экономики, регионов, а в некоторых случаях отдельных крупных фирм. Особенно широко развита система государственного гарантирования кредитов, выдаваемых частными банками экспортерам, а также малым и средним предприятиям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам. Так поощряется завоевание и расширение внешних рынков сбыта отечественными товаропроизводителями. Кроме того, система государственных гарантий широко развита в ряде стран в ипотечном кредитовании жилья.

Важную роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных государственных  фондов. Довольно часто практикуется кредитование кассовых разрывов нижестоящих бюджетов.

Рост внутренней задолженности  также отрицательно влияет на финансово-экономическое  положение нашей страны, поскольку  в ней в основном за счет внутренних заимствований латают прорехи в  бюджете, изымаются средства из реального  сектора экономики, а они необходимы:

- на кредитование оборотных  средств предприятий; 

- для инвестирования изношенных  основных фондов;

- освоение новых технологий  и т.д. 

Необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов возникает, прежде всего, для решения проблем финансирования бюджетного дефицита; проведения региональной финансово-кредитной политики, направленной на поддержку отдельных регионов и муниципалитетов; поддержки приоритетных с позиций государства секторов экономики и видов деятельности; модернизации производства, поскольку неработающая промышленность не создает налогового потенциала, не обеспечивает население рабочими местами.

Долговые обязательства государства  имеют следующие формы:

- кредитные договоры, заключенные  от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;

- государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг; 

- договоры о получении Российской  Федерацией бюджетных ссуд от  бюджетов других уровней бюджетной системы;

- договоры о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет. 

Государственные внутренние и внешние  заимствования осуществляются в  соответствии с Программами, утверждаемыми  на очередной финансовый год совместно с Законом о федеральном бюджете. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Предельный объем государственного долга на очередной финансовый год  утверждается Законом о федеральном  бюджете.

В отличие от банковского кредита, при котором в качестве обеспечения  возврата кредита выступают какие-либо материальные ценности, имеющиеся у  предприятий (имущество, ценные бумаги и т.д.), при государственном кредите обеспечением кредита является собственность, принадлежащая государству.

 

2.2. Обслуживание долга

 

Рассмотрим порядок обслуживания государственного внутреннего долга  Российской Федерации, субъектов РФ, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате доходов  и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств  федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится, как правило, Центральным банком РФ и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним.

Выполнение ЦБ РФ, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с эмитентом государственных ценных бумаг.

Обслуживание государственного внутреннего  долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

По соглашению сторон государственный  или муниципальный долг, возникший  из купли-продажи государственных или муниципальных ценных бумаг, может быть заменен заемным обязательством. Замена государственного и муниципального долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации и совершается в форме договора займа.

Новация связана с тем, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством.

Результатом новации является совокупность обязательств по вновь выпускаемым  государственным ценным бумагам  и по выплате денежных средств  Минфином России.

Для подтверждения новых обязательств осуществлен выпуск следующих видов государственных ценных бумаг:

1) ОФЗ с фиксированным купонным  доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения  четыре и пять лет. Эти облигации  выпущены 12 равными траншами с  начислением процентного дохода  начиная с 19 августа 1998 г. Купонный доход по этим облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. и равен 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% - во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее - 10% годовых. Начиная со второго купона выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца;

2) ОФЗ с постоянным купонным  доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения  три года. По этим облигациям  установлен нулевой купонный  доход, и они могут быть использованы  на операции по погашению просроченной  задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.

Минфин России принял на себя обязательства  по выплате рассмотренных выше денежных средств. Размер этих обязательств в отношении облигаций, срок погашения которых наступил до момента осуществления новации, увеличен в зависимости от периода отсрочки из расчета 30% годовых до момента официального опубликования соответствующих нормативных документов. При этом 2/3 денежных обязательств были оформлены в равных долях ГКО со сроками обращения, не превышающими три и шесть месяцев, и доходностью 30% годовых.

При осуществлении новации право  получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли ОФЗ с фиксированным купонным доходом предоставлено владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., которым федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги, а также другим владельцам, являющимся резидентами РФ, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, органов государственной власти и местного самоуправления.

При осуществлении новации право  получения полной суммы погашения  в денежной форме в сроки, установленные  при выпуске принадлежащих им облигаций, предоставляется владельцам ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.: физическим лицам - резидентам РФ; созданным в соответствии с законодательством РФ; образованиям, не являющимся юридическими лицами; организациям, являющимся издателями периодических печатных изданий, кроме рекламных изданий, и имеющим соответствующую лицензию; фондам обязательного медицинского страхования и страховым компаниям, имеющим соответствующую лицензию (только в отношении средств обязательного медицинского страхования и средств государственного обязательного личного страхования); фондам по защите прав вкладчиков и акционеров; жилищным кооперативам; гаражно-строительным кооперативам; садово-огородническим и дачным объединениям граждан; кредитным союзам; другим некоммерческим организациям, кроме организаций, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги.

 

ГЛАВА III. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ КРЕДИТОМ И ДОЛГОМ

 

3.1. Развитие госкредита и госдолга в России, начиная с царской России и до наших дней

 

Дореволюционная Россия имела достаточно богатую кредитную историю. Причем государственные заимствования  примерно поровну распределялись на внутреннюю и международную составляющие. За 34 года своего царствования императрица Екатерина II разместила за границей 20 займов на общую сумму 25 млн. гульденов. А за 20 лет, предшествовавших первой мировой войне (1895-1914 гг.) общая сумма долга российского государства увеличилась с 5775 млн. до 8811 млн. руб., т.е. в 1,5 раза. При этом внешний долг вырос с 1732 млн. до 4229 млн. руб. или в 2,5 раза. К 1914 г. Россия вышла на первое место в мире по размеру внешнего долга.

Основными факторами увеличения государственного долга, в том числе и внешнего, были бурное железнодорожное строительство, промышленный подъем 90-х гг. XIX столетия, русско-японская война 1904-1905 гг., а затем первая мировая война. За 1914-1917 гг. внешние заимствования России составили 7,7 млрд. руб.

После Октябрьской революции советское государство отказалось платить по государственным долгам царской России как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг. В советский период государственный кредит продолжал существовать в основном в форме государственных внутренних займов, выпускавшихся ежегодно с 1925 по 1958 гг. включительно. Что касается внешнего долга, то за исключением крупных поставок (из США, Англии и частично Канады) в годы второй мировой войны, вплоть до начала 70-х гг. он не представлял существенно значимой величины. Но к началу 90-х гг. картина изменилась кардинально как по внутреннему, так и по внешнему долгу. Внешний долг СССР начал расти как снежный ком с начала 70-х гг.

В конце 1988 г. при обсуждении бюджета  на 1989 г. «перестроечное» Правительство СССР впервые заявило о дефиците государственного бюджета в размере около 100 млрд.. руб. В 1989 г. впервые была обнародована и величина внутреннего государственного долга, составившая к началу 1989 г. 400 млрд. руб. В 1989 г. дефицит государственного бюджета достиг рекордной суммы 120 млрд. руб. В 1990 г. предполагалось сократить его до 60 млрд., а в 1991 г. до 27 млрд. руб. Однако эти наметки не были выполнены. Золотовалютные резервы страны сократились с 15,3 млрд. в 1988 г. до 7,6 млрд. долл. в 1991 г.

Аналогичная картина была и с  внешним долгом. Впервые о масштабах  внешнего долга было объявлено в  конце 1990 г. при обсуждении бюджета  на 1991 г. Указывалось, что для обеспечения  предусмотренных доходов бюджета  необходимо увеличить задолженность до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР. Официальный валютный курс тогда составлял 55 коп. за 1 долл. США. Значит, величина задолженности в пересчете на доллары должна была составить почти 71 млрд. долл.

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит и долг