Государственный и муниципальный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:13, реферат

Описание работы

Изучение такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить сущность государственного кредита, его значение;
- определить понятие государственного долга, его формы;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита 4
2. Государственный и муниципальный долг, его классификация 7
3. Управление государственным долгом 11
Заключение 20
Список использованной литература 21

Файлы: 1 файл

Гос и муниципальный кредит.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)


2

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кольский филиал

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и           финансов

Дисциплина “Финансы”

 

 

 

 

 

 

Государственный и муниципальный кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита

2. Государственный  и муниципальный долг, его классификация

3. Управление государственным долгом

Заключение

Список использованной литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, можно отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу.  Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

Целью данной работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:

- определить сущность государственного кредита, его  значение;

- определить понятие государственного долга, его формы;

- изучить основы управления государственным долгом.

 

 

 

 

1.       Сущность и значение государственного и муниципального кредита

 

 

Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

       наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;

       аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

       возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях .

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

       решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

       проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

       поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

В периоды экономического кризиса, коренных изменений  в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите  сокращается и сфера его применения сужается.

 

Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.  Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства .

В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может служить Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля 1994 г.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным  и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами.

Итак, государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны,  и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых  государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный  и муниципальный долг, его классификация

 

 

Привлекаемые государственные и муниципальные заимство­вания формируют государственный и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставле­ние органами власти и органами местного самоуправления га­рантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправ­ления по обязательствам других лиц.

В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностран­ными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по пре­доставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Государственный и муниципальный долг выражает собой ре­зультат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуп­равления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударствен­ных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их за­имствований). Его динамика характеризуется рядом количест­венных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату - суммарную вели­чину непогашенных долговых обязательств.

Классификация государственного и муниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются следу­ющие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципаль­ный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправ­ления долговых обязательств и гарантированных ими обяза­тельств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номи­нальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимство­ваний других лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязатель­ствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обя­зательств, срок оплаты которых наступил.

По типу заемщика долг делится, например в России, на госу­дарственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг. Государ­ственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с уче­том того, что долговые обязательства бывшего СССР включают­ся в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Долг органов государственный власти и органов местного са­моуправления может существовать в форме государственных и муниципальных займов, кредитных соглашений и договоров, до­говоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджет­ных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, договоров о предоставлении государственных и муници­пальных гарантий, соглашений и договоров, в том числе между­народных, о пролонгации и реструктуризации долговых обяза­тельств прошлых лет.

По срокам долговые обязательства подразделяются на крат­косрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки пога­шения долговых обязательств ограничены для Российской Феде­рации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования - десятью.

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внут­ренним (это долг государства своему населению) и внешним (это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам). Российское бюджетное законодательство в ос­нову деления долга на внутреннюю и внешнюю части закладыва­ет признак валюты, в которой выражены долговые обязательства. Однако Международный валютный фонд и экономически разви­тые страны проводят деление долга в зависимости от типа креди­тора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внутренний или внешний рынок).

В Российской Федерации сейчас действуют два вида бюджет­ной классификации долгов: одна - в отношении внутреннего дол­га, вторая — в отношении внешнего долга и внешних активов. В составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по следующим признакам: вид зай­ма, вид ценной бумаги, недофинансирование из бюджета как ос­нова признания задолженности, источник заимствований, вид долговой деятельности, форма долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются, например, такие виды долгов, как целевой заем 1990 г., государственный внутрен­ний заем Российской Федерации 1991 г., государственный сбере­гательный заем.

По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги: казначейские обязательства, государственные краткосроч­ные облигации, государственные казначейские векселя.

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит