Государственный и муниципальный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:13, реферат

Описание работы

Изучение такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить сущность государственного кредита, его значение;
- определить понятие государственного долга, его формы;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита 4
2. Государственный и муниципальный долг, его классификация 7
3. Управление государственным долгом 11
Заключение 20
Список использованной литература 21

Файлы: 1 файл

Гос и муниципальный кредит.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Недофинансирование из бюджета стало основой появления, например, таких самостоятельных видов долгов, как задолжен­ность по агропромышленному комплексу, переоформленная в векселя Минфина РФ; задолженность по финансированию зат­рат на формирование мобилизационного резерва, переоформ­ленная в векселя Минфина РФ; задолженность предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям про­мышленности.

По источникам заимствований в составе внутреннего долга выделяется, например, задолженность по авалированным вексе­лям Агропромбанку.

В зависимости от вида долговой деятельности выделяются та­кие долги, как государственные гарантии; государственные га­рантии, предоставленные субъектами Российской Федерации; муниципальные гарантии.

Наконец, по форме долговых обязательств в качестве самосто­ятельных видов внутренних долгов выделяются кредитные согла­шения и договоры, заключенные от имени Российской Федера­ции; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации; кредитные соглашения и дого­воры, заключенные от имени муниципального образования.

Государственный внешний долг и государственные внешние активы группируются по следующим признакам: характер госу­дарственной кредитной деятельности, субъект кредитной дея­тельности, тип кредитора или заемщика, форма долговых обяза­тельств и вид займа.

В результате последовательного применения этих признаков в составе долгов России выделяются: государственный внешний долг Российской Федерации, внешний долг субъекта Российской Федерации, внешний долг перед Российской Федерацией. При этом внешние кредиты, привлекаемые Российской Федерацией, под­разделяются на: кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты Центрально­го банка РФ. Для субъектов РФ возможность привлечения креди­тов от правительств иностранных государств и Банка России не предусмотрена.

Государственные внешние займы Российской Федерации подразделяются на еврооблигационные займы и внутренний го­сударственный валютный заем (облигации этого займа впервые отнесены на внешний долг по состоянию на 1 января 1999 г.), а внешние займы субъекта РФ представлены государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации, выражен­ными в иностранной валюте.

Наконец, внешний долг перед Россией в зависимости от типа заемщика делится на долг правительств иностранных государств и долг иностранных коммерческих банков и фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Управление государственным долгом

 

Долг государства, как и финансы в целом, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный и муниципальный долг обеспечива­ет возможность органам государственной власти и органам мест­ного самоуправления оказывать влияние на денежное обраще­ние, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие эко­номические процессы.

Когда государственный и муниципальный долг выступает в качестве объекта управления, государство определяет соотноше­ние между различными видами долговой деятельности (заим­ствования и гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных зай­мов и гарантий, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Органы власти и органы местного самоуправле­ния устанавливают и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного и муниципального долга.

В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие общие задачи:

•   привлечение государственных и муниципальных заимство­ваний в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необхо­димых и достаточных для обеспечения исполнения всех их фи­нансовых обязательств;

•   удержание величины внутреннего и внешнего долга на уров­не, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

•   минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муни­ципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переклю­чения внимания на другие группы инвесторов;

•   сохранение репутации Российской Федерации как перво­классного заемщика на основе безупречного выполнения финан­совых обязательств перед инвесторами;

•   поддержание стабильности и предсказуемости рынка долго­вых обязательств;

•   достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных органами государственной власти и ор­ганами местного самоуправления, и гарантированных ими заим­ствований;

•   диверсификация долговых обязательств по срокам заим­ствований, доходности, формам выплаты дохода и другим пара­метрам для удовлетворения потребностей различных групп ин­весторов;

•   координация действий федеральных органов государствен­ной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на долговом рынке страны.

Таким образом, управление государственным и муниципаль­ным долгом представляет совокупность мероприятий органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления по ис­пользованию долговых отношений для формирования благопри­ятных макроэкономических условий развития страны и отдельных ее территорий.

Различают стратегическое и оперативное управление государ­ственным и муниципальным долгом. Перспективные вопросы управления долгом находятся в компетенции Федерального Соб­рания РФ, Президента РФ и Правительства РФ, законодатель­ных (представительных) и исполнительных органов власти субъ­ектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнительные органы власти готовят проекты законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми отношениями. Федеральное Собрание РФ, законодательные органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы местного самоуправле­ния их принимают, а Президент РФ и руководители региональ­ных органов государственной власти и органов местного самоуп­равления отклоняют или подписывают их.

В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете уста­навливаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга; источники внутреннего финансирования бюд­жетного дефицита, включая поступления от эмиссии государ­ственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствова­ний; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. По представлению Правительства РФ Государ­ственная Дума РФ утверждает программу государственных внеш­них заимствований Российской Федерации и программу государ­ственных внутренних заимствований Российской Федерации.

Оперативное управление государственным и муниципальным долгом осуществляют Правительство РФ, Министерство финан­сов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Эти органы определяют генеральные усло­вия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и усло­вия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обяза­тельств, предоставление государственных кредитов и государ­ственных гарантий, контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом они исходят из норм федерального законодательства.

В управлении государственным и муниципальным долгом можно выделить пять этапов управления, на каждом из которых решаются специфические задачи.

На первом этапе идет процесс обоснования предельных объе­мов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внут­ренних и внешних заимствований, предельных объемов предос­тавления гарантий, а также формируются программы внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоя­щих заимствований.

На втором этапе формируется программа эмиссии государ­ственных и муниципальных ценных бумаг и определяются конк­ретные параметры предстоящих заимствований по срокам обра­щения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты дохо­дов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов — резидентов и нерезидентов. От качества выполне­ния работ на этом этапе зависит, в частности, наличие или отсут­ствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своев­ременное поступление ресурсов для погашения ранее произве­денных заимствований в порядке их рефинансирования.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регу­лирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздей­ствие на котировки по государственным и муниципальным обли­гациям позволяет регулировать бюджетную эффективность про­водимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга.

Четвертый этап связан с проведением мероприятий, необхо­димость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, характерных для периода разви­тия Российской Федерации после распада СССР. Если прави­тельство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, рест­руктуризации долга, частичном или полном списании задолжен­ности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.

      Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.             

Таким образом, под, управлением государственным и муници­пальным долгом следует понимать совокупность мер по регулирова­нию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и пога­шению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заимство­ванных средств.

Остро стоит вопрос об эффективности управления государ­ственным и муниципальным долгом, под которой понимается сте­пень достижения основных параметров долга (его величина, структура, стоимость обслуживания и другие) и способность ор­ганов власти удерживать их на уровне, максимально благоприят­ном для формирования макроэкономических условий, стимули­рующих ускорение развития страны и рост благосостояния ее. граждан.

Нет и, видимо, не может быть единого показателя, измеряю­щего эффективность управления государственным и муници­пальным долгом, поскольку, осуществляя эту деятельность, орга­ны власти оказывает прямое воздействие на самые разнообраз­ные области общественной жизни. Не существует, например, методик оценки влияния долга на бюджет и денежное обращение страны, инвестиционный процесс, степень доверия населения к финансовой деятельности государства и т.п.

Однако отдельные стороны результативности управления долгом можно измерить. В частности, о масштабах мобилизации ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления средств от осуществления государствен­ных и муниципальных заимствований. Более полное представле­ние об эффективности долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по привлечению государственных и муниципальных заимствований к сумме рас­ходов, выраженное в процентах.

Наиболее общим показателем долговой нагрузки является от­ношение государственного долга к объему ВВП, выраженное в процентах. Этот же показатель при необходимости более углуб­ленного анализа рассчитывается отдельно для внутреннего и внешнего долга

Важным для характеристики долговой нагрузки является так­же отношение платежей по погашению и обслуживанию государ­ственного долга к объему ВВП, к доходам или расходам феде­рального бюджета, выраженное в процентах. Эти показатели при необходимости рассчитываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.

По внешнему государственному долгу определяется коэффи­циент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и нефакторных услуг, выраженное в процентах. Критическим уровнем обслуживания внешнего долга принято считать достижение коэффициента 25%.

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит