Государственный и муниципальный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:13, реферат

Описание работы

Изучение такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить сущность государственного кредита, его значение;
- определить понятие государственного долга, его формы;
- изучить основы управления государственным долгом.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита 4
2. Государственный и муниципальный долг, его классификация 7
3. Управление государственным долгом 11
Заключение 20
Список использованной литература 21

Файлы: 1 файл

Гос и муниципальный кредит.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Методы управления государственным и муниципальным дол­гом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административ­ных подходов регулирования долга, относятся, в частности, кон­версия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списа­ние долга, аннулирование долга и др. К методам управления, ха­рактерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.

Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитен­том управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления дол­гом - переговорный процесс, который предшествует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовывают­ся позиции должника и кредиторов; либо эмитент в односторон­нем порядке воздействует на рынок долговых обязательств госу­дарства, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственны­ми интересами) решают, принимать ли новые условия, предложенные эмитентом.

Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость за­имствований в последние годы вынуждали государство постоян­но заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие усло­вия обслуживания и погашения обязательств

В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой орга­нами власти на рыночной и добровольной основе, в период ад­министративно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга дости­галось путем проведения конверсии и консолидации. Для креди­торов они имели принудительный характер. Под конверсией по­нималось изменение доходности, а под консолидацией - увеличе­ние сроков функционирования выпущенных займов. По решению государственных органов власти конверсия и консоли­дация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доход­ность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.

В сфере внешних заимствований реструктуризация долга так­же проводится на договорной основе. Здесь под реструктуриза­цией понимается изменение графика погашения основного дол­га и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источников для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и внешнего долгов. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинанси­рование долга, под которым понимается погашение накопившей­ся задолженности путем размещения новых займов. При невоз­можности рефинансирования долга на его погашение направля­ются доходы бюджета.

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей пога­шения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дис­контных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или го­довой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Кроме указанных методов управления государственным и му­ниципальным долгом возможны обмен облигаций по регрессивному соотношению (несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения займа, ан­нулирование государственного дома.

Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не ис­пользуют названные методы управления задолженностью, пос­кольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика. В истории государственно­го долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенного восстановления экономики или тяжелых бюджет­но-финансовых кризисов.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга поро­дили новые методы покрытия обязательств перед странами-кре­диторами. Среди них— погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последую­щим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы уп­равления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном слу­чае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих за­мещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.

Большое значение для повышения эффективности государ­ственной долговой деятельности будет иметь создание единой системы управления государственным долгом  РФ. Она обеспечит проведение централизованной и долгосрочной политики управ­ления обязательствами и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие опе­ративных мер по их преодолению. Органичное взаимодействие управления внутренним и внешним долгом, обеспечение беспре­пятственного их взаимного замещения на основе проведения единой долговой политики, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внеш­них и внутренних государственных заимствований позволят:

• оптимизировать сроки обращения, погашения и уровень до­ходности государственных ценных бумаг;

•   минимизировать неблагоприятное воздействие колебаний курсов иностранной валюты и процентных ставок на междуна­родных финансовых рынках на величину и стоимость государ­ственных заимствований;

•   оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание госу­дарственного долга;

•   своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами.

Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к российскому государству как надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государ­ства на внутреннем финансовом рынке и результативный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст бо­лее благоприятные условия для осуществления политики сокра­щения долговой нагрузки на экономику страны.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Федеральным Законом о федеральном бюджете был установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1 363 256 345,5 тыс. рублей. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Министерство Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 24 марта 2008 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352,404 млн. рублей. И только за январь – март 2008 года было уже привлечено 44.542,246 млн. рублей.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации).

Информация о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами в Государственную долговую книгу Российской Федерации, государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта Российской Федерации, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу Российской Федерации, в порядке и сроки, которые установлены этим органом.

В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям субъекта Российской Федерации, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством  увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Главными задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗРВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.       Вавилов, Ю.А. Государственный кредит / Ю.А. Вавилов.- М: Финансы и статистика, 1992-201 с.

2.       Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Л.А. Дробозина. – М: Юнити, 1997-325 с.

3.       Ковалева, В.В. Финансы / В.В. Ковалева.- М: Вельби, 2003 -222 с.

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит