Государственный кредит как источник финансирования дефицита бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:45, доклад

Описание работы

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Однако в условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства происходит снижение поступлений в государственный бюджет из названных источников. Возможна и иная ситуация, когда при стабильных поступлениях в казну увеличиваются расходы государства. При этом увеличение государственных расходов может происходить и за счет роста обыкновенных расходов, и за счет появления непредвиденных, чрезвычайных расходов [1] (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.п.).

Файлы: 1 файл

Государственный кредит как источник финансирования дефицита бюджета.docx

— 37.74 Кб (Скачать файл)

Государственный кредит как  источник финансирования дефицита бюджета

Основную массу  денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования общегосударственных  нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Однако в условиях дестабилизации финансового  состояния народного хозяйства  происходит снижение поступлений в  государственный бюджет из названных  источников. Возможна и иная ситуация, когда при стабильных поступлениях в казну увеличиваются расходы  государства. При этом увеличение государственных  расходов может происходить и  за счет роста обыкновенных расходов, и за счет появления непредвиденных, чрезвычайных расходов [1] (война, стихийные  бедствия, техногенные катастрофы и  т.п.). Как известно, потребности способны развиваться до безграничности, в  то время как средства, необходимые  для их удовлетворения, имеют свои границы [2]. Названные явления приводят к дефициту бюджета. Дефицит государственного бюджета, превышение государственными расходами государственных доходов, – весьма распространенное явление  в современной экономике. Однако причины возникновения дефицита государственного бюджета могут  существенно различаться в зависимости  от экономической природы процессов, породивших увеличение расходной части  государственного бюджета при одновременном  уменьшении его доходной части.

В любом обществе существуют объективные и субъективные противоречия между размером денежных доходов и растущими, порой непредвиденными, расходами на регулирование экономики  страны, на выполнение социальных программ и функций по обороне страны. Известные  американские экономисты К.P. Макконелл  и Л.С. Брю следующим образом  формулируют три основные причины  длительного использования в  различных странах государственного (муниципального) долга: «Расходы в  военное время, циклические спады  и сокращения налогов в последнее  время» [3].

В нормальных рыночных условиях дефицит возникает, когда  уровень инвестирования в стране значительно превышает уровень  накопления. И в данном случае оценка влияния этого дефицита на экономическую  ситуацию не является однозначной, так  как зависит от конкретных ситуаций, от целей, преследуемых государством на данном этапе. Иногда дефицит становится причиной превышения нормы окупаемости  инвестиционной стоимости привлекаемого  иностранного капитала. В российской экономике главной причиной дефицита является превышение потребления (особенно государственных расходов) над реальными  доходами бюджета. К данной ситуации классическая причина дефицита, а  именно рост уровня инвестирования по сравнению со снижением уровня накопления, не имеет прямого отношения [4]. В  большинстве развитых стран дефицит  бюджета – обычное и постоянное явление. При этом задача государства  в такой ситуации состоит в  том, чтобы использовать бюджетный  дефицит для управления экономической  ситуацией в стране.

Очевидно, что в  случае превышения расходов над доходами возникает необходимость изыскивать способы покрытия этой разницы, поскольку  нехватка денежных средств у государства  вовсе не означает, что некоторые  статьи государственных расходов вообще окажутся лишенными финансирования. Так или иначе, государство вынуждено  будет найти дополнительные источники  доходов, которые позволят материально  обеспечить все предусмотренные (запланированные) расходы. Такие действия правительства  обусловлены существованием принципа сбалансированности бюджета, который  означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера  дефицита бюджета [5].

В Бюджетном кодексе  РФ (далее – БК РФ) закреплен целый  ряд положений, регулирующих дефицит  бюджета:

– в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) об этом бюджете утверждаются источники  финансирования дефицита бюджета;

– текущие расходы  бюджета субъекта РФ, местного бюджета  не могут превышать объем доходов  бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

– размер дефицита федерального бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации;

– размер дефицита бюджета субъекта РФ не мoжет превышать 15% объема доходов его (субъекта) бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета (в первоначальной редакции предел составлял 5%);

– размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ (в первоначальной редакции предел составлял 3%);

– в случае утверждения  законом субъекта РФ, нормативным  актом представительного органа местного самоуправления о бюджете  на соответствующий год размера  поступлений от продажи имущества  предельный размер дефицита бюджета  субъекта РФ, местного бюджета может  превышать установленные ограничения, но не более чем на величину поступлений  от продажи имущества (ст. 92 БК РФ).

Итак, Бюджетный  кодекс РФ установил «золотое» правило: текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами. Однако остаются еще и капитальные расходы, т.е. расходы на инвестиции и инновации, финансирование которых также осуществляется за счет бюджетных средств.

Существует два  основных способа покрытия дефицита бюджета:

1) Эмиссионный, который  получил название инфляционного.  Его суть заключается в том,  что дефицит бюджета покрывается  за счет выпуска в обращение  необеспеченных денег, что порождает  инфляцию. Однако этот способ  подвергался жесткой критике  еще в начале XIX века. Например, профессор  Бехр (Behr) считал, что «к бумажным  деньгам можно прибегать только  в самой крайней нужде, когда  испытаны все ближайшие средства, как продажа государственных  имуществ, займы внешние, принудительные  займы и т.п.» [6].

Как показывает практика развивающихся стран (Бразилия и  др.), инфляция до 30 % в год может  способствовать экономическому росту, стимулирует активность покупателей  на внутреннем рынке. Однако возможности  и пределы такого стимулирования ограничены структурой экономики и  участием страны в международном  разделении труда. Если страна специализируется на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение, тяжелое машиностроение и др.), то создание такой продукции может  быть экономически эффективным при  более низкой инфляции.

2) Безэмиссионный, или  безинфляционный. Данный способ  предусматривает покрытие бюджетного  дефицита за счет государственного  кредита. Именно этот способ  чаще всего используется для  получения дополнительных доходов  бюджета. Известный российский  ученый, автор фундаментального  труда по финансовому праву  Лебедев В.А. считал, что государственный  кредит следует включать в  состав регулярных государственных  доходов [7], обосновывая этот тезис  тем, что с течением времени  растут потребности государства.  Обращаться прямо к народу  для покрытия чрезвычайных расходов  не всегда возможно по той  причине, что новые налоги могут  вконец истощить благосостояние  народа. В таком случае государство  прибегает к кредиту, чтобы  удовлетворить чрезвычайные расходы.  Таким образом, нормальное состояние  государства должно быть таково, чтобы потребности обыкновенные  покрывались обыкновенными доходами (налоги, сборы, пошлины), потребности  же, выходящие за рамки обыкновенных, должны быть удовлетворены посредством  государственных займов (государственного  кредита). Так как обращение к  кредиту в современных государствах  представляет явление повсеместное  и постоянное, то оно может  быть признано явлением нормальным  в финансовом хозяйстве каждого  цивилизованного государства.

Однако возможности  и степень влияния государственного кредита на экономику государства  оценивались Лебедевым В.А. весьма трезво: он подчеркивал, что «кредитом  государство должно пользоваться осторожно: если оно будет постоянно кредитоваться  для покрытия текущих расходов, то оно может потерять кредит или  дойти до того, что все доходы пойдут на плату процентов по займам» [8].

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных  отношений, в которых заемщиком  выступает государство в лице его органов, а кредиторами –  физические и юридические лица. Как  одна из форм кредита государственный  кредит предоставляется на началах  возвратности, срочности и платности. Однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого  кредитов. Аккумулируемые посредством  государственного кредита, дополнительные финансовые ресурсы не участвуют  в кругообороте производительного  капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов. Банковский кредит, по сути, является движением ссудного капитала, предоставляемого банками  предприятиям и организациям для  обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и  повышения его эффективности. Цель предоставления кредита – получение  прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован  в эффективном использовании  ссужаемых ему средств. Кроме  того, производительное использование  кредита гарантирует возврат  заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных  ресурсов кредитором, в силу его  экономических интересов, носит  производительный характер [9].

Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь  в их дополнительные финансовые ресурсы. Они формируются в основном за счет мобилизации временно свободных  денежных средств населения, предприятий  и организаций, не предназначенных  для текущего потребления. Иногда источником государственного кредита могут  выступать средства, предназначенные  для текущего потребления, когда  физические и юридические лица сознательно  ограничивают текущие потребности. За время существования государственного кредита в нашей стране государственные  займы использовались и как одна из форм принудительного изъятия  части средств предприятий и  заработной платы населения.

Естественно, что  для реализации операций по государственному (муниципальному) кредиту необходимо наличие временно свободных средств  юридических лиц и граждан. Использование  этих средств в качестве кредитных  ресурсов позволяет государству  не прибегать к эмиссионной деятельности, а следовательно, роль государственного (муниципального) кредита заключается  не только в том, что он используется как дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но и может служить  одним из факторов улучшения денежного  обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты. Поэтому роль как государственного, так и муниципального кредитов достаточно многогранна.

Финансово-экономическими предпосылками реализации отношений  по государственному (муниципальному) кредиту служат особенности образования  доходов, а также наличие разрывов во времени их получения и использования  юридическими лицами (организациями) и  гражданами. У граждан свободные  денежные средства могут образовываться по ряду причин: из-за неравномерности  получения заработной платы и  других видов доходов, гонораров, дивидендов по ценным бумагам, социальных выплат, сумм, выплаченных в возмещение ущерба, наследства и т.п. Ненасыщенность товарного  рынка при несбалансированной экономике  также может явиться причиной оседания у населения наличных денежных средств. Для приобретения дорогостоящих  вещей длительного пользования  граждане часто сознательно ограничивают свои потребности, в результате чего у них также могут образовываться значительные денежные сбережения.

У юридических лиц, помимо названных причин, временно свободные денежные средства образуются из-за сезонного характера производства, длительного производственного  цикла, неравномерности крупных  капитальных вложений. Резервные  и страховые фонды юридических  лиц также могут быть источником временно свободных денежных средств.

Функционирование  государственного (муниципального) кредита  предполагает наличие не только временно свободных денежных средств юридических  и физических лиц и объективных  экономических предпосылок их образования, но и правового закрепления возможности  использования названных средств  государством и муниципальными образованьями  в качестве кредитных ресурсов [10]. Привлечение сбережений населения  и юридических лиц путем распространения  государственных ценных бумаг позволяет  их покупателю ежегодно получать доход  в виде процента от вложенных денежных средств. При напряженном финансовом положении государства данная форма  кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для  покрытия бюджетного дефицита без использования  бумажно-денежной эмиссии. Средства, взятые государством взаймы, направляются на общегосударственные нужды и  обезличиваются в общей сумме  государственных доходов. Погашение  государственных займов и выплата  процентов по ним также производятся из бюджета.

Мобилизацию денежных средств на возвратной основе могут  осуществлять и местные органы власти. В данном случае полученные средства часто имеют четко выраженную целевую направленность. Они могут  использоваться на строительство дорог, школ, благоустройство городских  и сельских районов. В результате сокращается спрос указанных  органов на средства для социального  развития регионов, выделяемые из республиканского бюджета. [11]

Информация о работе Государственный кредит как источник финансирования дефицита бюджета