Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:45, доклад
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Однако в условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства происходит снижение поступлений в государственный бюджет из названных источников. Возможна и иная ситуация, когда при стабильных поступлениях в казну увеличиваются расходы государства. При этом увеличение государственных расходов может происходить и за счет роста обыкновенных расходов, и за счет появления непредвиденных, чрезвычайных расходов [1] (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и т.п.).
Положительная роль
государственного (муниципального) кредита,
по общему мнению, заключается в
безэмиссионном пополнении доходов
бюджета, которое необходимо для
удовлетворения общегосударственных
потребностей, особенно если они связаны
с чрезвычайными
Государственный кредит используется и для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении. Если же заимствованные государством средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. И, наконец, если кредитором являются юридические лица, а полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной массы в обращении возрастет [12].
Государство, осуществляя
заимствования на финансовом рынке,
увеличивает спрос на заемные
средства. Этот дополнительный спрос
вызывает рост уровня процентной ставки
на рынке кредитов. Дальнейшие правительственные
заимствования для бюджета
Государственный кредит,
как способ покрытия дефицита бюджета,
содействует сдерживанию
Оценка государственного
кредита в плане его влияния
на развитие экономики неоднозначна.
Государственный кредит находит
свое материальное воплощение в государственных
заимствованиях, т.е. привлечение денежных
средств в государственный
Значительный госдолг
оказывает серьезное негативное
воздействие на экономику, поскольку
его рост (или рост расходов на его
обслуживание) ведет к сокращению
инвестиций в производительный капитал
(особенно при использовании
Рост государственного
долга, как правило, приводит к повышению
ставок действующих налогов или
даже введению новых налоговых платежей,
ведь основной источник погашения государственных
долговых обязательств и расходов на
его обслуживание, как правило, один
– бюджет, в котором эти средства
закрепляются как расходы и выделяются
отдельной строкой. Это означает,
что налоговое бремя
Социальные последствия
безинфляционного покрытия дефицита бюджета
за счет выпуска и размещения на
внутреннем рынке государственных
долговых ценных бумаг состоят в
перераспределении финансовых ресурсов
от одних слоев населения к
другим. Это объясняется тем, что
налоговое бремя, связанное с
обслуживанием внутреннего
Не случайно поэтому
в экономической и финансово-
Представители дореволюционной российской финансово-правовой науки придерживались мнения о необходимости достаточно осторожного использования государственного кредита. Так, Л.В. Ходский считал, что, «несмотря на разнообразные высказывания о целесообразности использования государственного кредита в тех или других случаях, все же руководящим началом финансовой политики всегда должно служить стремление к возможно быстрому погашению государственных долгов, а не к увеличению их сумм» [18].
Однако уже в ХVIII веке представители немецкой финансовой науки (Штейн, Дитцель, Небениус и др.) проводят мысль о том, что если государство крайне редко пользуется кредитом, то это свидетельствует о том, что оно «слишком много берет у современников или же не стоит на высоте своих задач, т.е. недостаточно заботится об интересах населения» [19].
Практическая деятельность правительств многих западных стран доказала, что государственный долг, особенно его внутренняя составляющая, является задолженностью населения самому себе, а разумное использование этой задолженности может обеспечить разрешение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам дефицит бюджета и нормальный госдолг не являются негативными факторами, так как позволяют разрешить на определенных этапах развития сложные экономические проблемы.
Убедительным представляется
взгляд американских ученых К.Р. Макконелла
и С.Л. Брю на проблему финансово-правовых
полномочий правительств различных
государств при выполнении своих
долговых обязательств по государственному
внутреннему долгу. Они называют
три основные группы финансово-правовых
полномочий («возможностей») правительств,
использование которых делает практически
невозможным невыполнение обязательств
по государственному долгу и приведение
правительства к банкротству. Во-первых,
это использование
Раскрывая это положение, К.Р. Макконелл и С.Л. Брю считают, что банкротство правительства невозможно уже потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Выпуск дополнительных денег, конечно, может иметь инфляционный эффект. «Но рассматриваемый здесь вопрос, – отмечают представители американской школы, – состоит в том, что правительство имеет возможность и право создавать новые деньги, просто включив печатный станок» [20]. С учетом наличия аналогичных полномочий в области госкредитных отношений у законодательных и исполнительных органов власти РФ вышеизложенные положения современной американской теории государственного кредита представляют значительный научный и практический интерес.
Формирование долговой
экономики происходит и активизируется
в результате разрушения институциональной
структуры экономических
Обслуживание госдолга
превратилось в один из важнейших
элементов государственных
Расходы федерального бюджета РФ на обслуживание государственного долга (далее – «процентные расходы») в 2001 году составили 231,1 млрд. рублей. Исполнение процентных расходов составило 96,4% от годовых бюджетных назначений и 92,3% – от уточненной бюджетной росписи. Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета равняется 17,1 %, а по сравнению с 2000 годом снизилась на 7,4 процентных пунктов (2000 год – 24,5%).
В 2001 году фактические расходы на обслуживание государственного внутреннего долга с учетом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации составили 46,4 млрд. рублей, что на 4,6 млрд. рублей меньше уточненной росписи на 2001 год. Исполнение расходов на обслуживание государственного внутреннего долга от годовых бюджетных назначений составило 82%, от уточненной бюджетной росписи на год – 91,1%.
При этом расходы на обслуживание ГКО и ОФЗ-ФК с учетом статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации составили соответственно 1,4 млрд. рублей и 23,2 млрд. рублей. Однако снижение расходов на обслуживание госдолга по сравнению с предыдущим годом связано не с экономическим ростом и, следовательно, увеличением государственных доходов. По утверждению Правительства РФ, экономия при расходах на обслуживание ГКО достигнута за счет положительной конъюнктуры, сложившейся на рынке, а также размещения конверсионной ГКО выпуска № 21144RMFS по цене, превышающей номинал (в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы на обслуживание по ГКО были уменьшены на соответствующую разницу в ценах). Уменьшение фактических расходов на обслуживание ОФЗ-ФК по сравнению с утвержденными росписью частично объясняется тем, что фактические объемы проведенной новации ГКО/ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и ОВГВЗ III серии оказались ниже запланированных [23]. Расходы, связанные с проведением новации, являются расчетными величинами. Сроки подачи заявок на проведение новации определяются инвесторами самостоятельно, и предусмотреть точную сумму выплат за год не представляется возможным.
Кроме того, ОФЗ-ФК,
эмиссия которых произведена
в 2001 году, были размещены не полностью,
а расходы на их обслуживание (по
трем из четырех новых выпусков купоны
начали выплачиваться уже в 2001 году)
рассчитывались исходя из заявленных
к размещению объемов. Вместе с тем
Минфин России активно допродавал указанные
выпуски ОФЗ-ФК, получая в качестве
части выручки накопленный
Информация о работе Государственный кредит как источник финансирования дефицита бюджета